Украина в 2022 году приняла участие в международном сравнительном исследовании PISA, в рамках которого выясняют математическую, читательскую и научно-естественную грамотность школьников, а также проводят специальное анкетирование руководителей учебных мероприятий и учеников. Среди прочего исследование показало, как буллинг влияет на успеваемость детей, пишет Оксана Онищенко в статье «Новый «PISA-шок» или надежда? О чем рассказало свежее исследование PISA».
Так, согласно результатам PISA-2022, учащиеся, пережившие негативный опыт буллинга, имеют существенно худшие результаты в отличие от тех, кто такого опыта не имеет. В частности, 15-летние украинские ученики, которые сообщили, что подвергались буллингу по крайней мере несколько раз в месяц, набрали на 35,6 балла меньше по математике, чем их сверстники, которые попадали в ситуации буллинга реже.
Отметим, что исследование также показало, какие связанные с учителями факторы влияют на успеваемость украинских учащихся. Оказалось, что в нашей стране наиболее остро по сравнению с референтными странами стоит проблема плохой подготовки учителей к занятиям. Также в Украине один из самых высоких в нашей референтной группе процентов учеников, которые учатся в школах, где учителя не учитывают индивидуальные потребности отдельных учеников и слишком строги с ними.
Напомним, впервые Украина приняла участие в исследовании PISA в 2018 году. Его результаты повергли в шок. Исследование показало катастрофическую ситуацию с изучением математики в школе.
В то же время результаты по математике, чтению и естественным наукам в PISA-2022 в Украине оказались ниже средних для стран ОЭСР. К тому же по сравнению с PISA-2018 они ухудшились. Кроме того, доля украинских учеников, не достигших базового уровня по математике, чтению и естественным наукам, существенна, однако есть страны и с более низкими показателями.