Когда лучше отдать ребенка в школу - в шестилетнем или семилетнем возрасте? Требования законодательства - это одно, а здоровье сына или дочери - совсем другое. Выдержат ли они нагрузки, которые готовит им система образования? Первое сентября уже на пороге, но во многих семьях до сих пор продолжаются острые дискуссии - собирать ребенка в школу или пусть лучше еще год дома посидит.
В Украине, по данным Министерства здравоохранения, зафиксирована тенденция к уменьшению количества здоровых детей. В течение последнего десятилетия темп прироста распространяемости заболеваний детей в возрасте до 14 лет составляет почти 32%. Исследование ученых свидетельствуют: за период обучения с первого по девятый класс распространенность болезней органов пищеварения, а также снижение остроты зрения возрастает в полтора раза, эндокринной системы - в 2,6 раза. Почти у каждого выпускника - заболевания опорно-двигательного аппарата, распространенность патологии приблизилась уже к 90%.
Родители обеспокоены: в школу дети идут здоровыми, а заканчивают ее с целым букетом хронических болезней. А что будет, когда они начнут обучение с пяти лет, как того требует закон о дошкольном образовании?
В поисках ответов на вопросы, больше всего беспокоящие родителей, учителей да, собственно, и медиков, я обратилась в Институт гигиены и медицинской экологии имени А.Марзеева НАМНУ, в лабораториях которого уже многие годы исследуют широкий спектр проблем, касающихся наших детей.
«Сегодня в школу идет значительно больший процент больных детей, чем это было, скажем, два десятилетия назад, - утверждает заместитель директора института, член-корреспондент НАМНУ Надежда ПОЛЬКА. - Материалы исследований, которыми я занимаюсь на протяжении 30 лет, свидетельствуют, что многие дети начинают обучение уже с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями. При благоприятных условиях они адаптируются, потому что пределы адаптации детского организма намного шире, чем у взрослых. Но для этого в учебных заведениях необходимо создать оптимальные условия - имею в виду учебные помещения, мебель, надлежащий режим обучения и питания.
- Что больше всего угрожает здоровью детей в школе? В дошкольном учреждении?
- Наши исследования показывают, что в шестилетнем возрасте далеко не все дети функционально готовы к началу систематического обучения, многим из них трудно выдержать все школьные нагрузки, в частности, высидеть 45-минутный урок, да еще и не один.
Научные заключения базируются на многолетних исследованиях, - изучать этот вопрос мы начали 25 лет назад, еще в советское время. Кроме нашей лаборатории, этим занимались коллеги из России, Беларуси, Грузии и Прибалтики. На протяжении четырех лет ученые наблюдали за большой группой детей, которые пошли в школу в шести- и семилетнем возрасте. Главная цель - определить, какими должны быть оптимальные условия для обучения обеих групп детей.
К работе привлекали разных специалистов - педагогов, психологов, медиков и архитекторов, проектирующих и строящих школы. Материала собрали очень много, ведь наблюдения продолжались вплоть до 7-8 класса. Все это позволило четко выписать критерии, по которым можно было определить готовность ребенка (физическую, социальную и психологическую) к систематическому обучению в школе.
Определили также условия, которые необходимо создать для успешного процесса обучения, не наносящего вреда здоровью детей. Во-первых, программа должна предусматривать постепенное вхождение в процесс обучения - лучше всего начинать с 20 минут, постепенно увеличивая время до 25–30 минут. Это очень важно в первый год обучения. Во-вторых, для шестилеток мало одного помещения - необходимы учебная комната, спальня, где дети смогут отдохнуть, и игровая, чтобы ребенок мог сменить вид занятий, снять лишнее напряжение. Для этого возраста обязательны физкультминутки на уроках и дневной сон.
И в-третьих, первоклассникам не задают домашних заданий. Уроки должны содержать элементы игры, чтобы заинтересовать малышей, вызвать интерес к предмету, к теме.
- Рекомендации ученых приняли во внимание или положили в ящик и отчитались, что комплексная комиссия успешно завершила свою работу?
- На основе этих исследований был подготовлен и принят документ - «Государственные нормы и правила обучения, создание условий и режима обучения детям 6-летнего возраста».
- Государственные нормы тогда касались СССР. После распада Союза его законы утратили силу, но рекомендации ученых, вероятно, не потеряли своей актуальности?
- Их непросто было отстаивать, мы натолкнулись на нешуточное сопротивление работников образования. Припоминаю, когда министром образования был В.Кремень, проводился съезд учителей, на котором решили начать реформу с того, чтобы шестилеток посадить за парты. Мне пришлось просить слова, чтобы рассказать делегатам, какие условия необходимо создать, сколько комнат нужно, почему так важно, чтобы у шестилеток был дневной сон. Нужно было пообщаться с педагогами, чтобы они осознали всю сложность проблемы, ведь во многих школах дети учились в полторы-две смены, не хватало классов для уроков, что уж говорить о спальных и игровых комнатах.
Министр заявил: «Я был в школах, где учатся шестилетки, и спрашивал их: «Дети, вы хотите учиться?» - «Хотим». - «А вы хотите в школе спать?» - «Нет». И это понятно, потому что дети идут в школу, чтобы учиться, а не отдыхать».
- Госчиновники умеют прикрываться «пожеланиями трудящихся», а тем более детей, вместо того чтобы создать для них в самом деле достойные условия.
- Я отстаивала свое мнение, потому что убеждена: министерство обязано прежде всего создать условия для обучения шестилеток, а уже потом принимать их в первый класс. Это не аргумент, что дети днем не хотят спать. Речь идет о здоровье детей, - эта пауза в обучении нужна не для того, чтобы ребенок выспался в школе, а чтобы, отдохнув психологически, восстановил свою трудоспособность и силы. Этому, кстати, способствует и трехразовое питание, которое мы рекомендовали в своих заключениях. К сожалению, даже одноразовое питание далеко не везде организовано надлежащим образом.
Ученые нашего института работали во многих городах и селах, разработали и разослали во все санэпидемстанции специальную анкету, привлекая санитарных врачей к обследованию условий обучения в школах. Таким образом собрали необходимые материалы о 19,5 тысячи школ Украины. Анализ показал, что только четверть из них имеет условия для организации обучения детей с шестилетнего возраста. В трети школ обучение проводится в две смены. 80% школ в селах, райцентрах, небольших городках не имеют ни водоснабжения, ни канализации, туалеты - во дворе, что создает дополнительные проблемы для самых маленьких учеников.
Только в половине учебных заведений организовано одноразовое питание детей, однако трижды в день никто первоклассников не кормит. К сожалению.
- Следует ли после этого удивляться, откуда у подростков анемия, гастриты, язвы, эндокринные нарушения?
- Исследование показало немало проблем, требующих государственного подхода. Мы довели это до сведения Минобразования, выступали на парламентских слушаниях. Некоторые вопросы уже решены, например, улучшилась ситуация с мебелью: ее подбирают по росту школьников. Однако есть проблема, уже ставшая хронической, - это обеспечение медицинскими кадрами, которых остро не хватает в учебных заведениях.
- А зачем в наше время медсестра или врач в школе? Чиновники убеждены, что при необходимости можно вызвать скорую помощь, которая приедет через 15 минут.
- А кто будет проверять, отвечает парта росту ученика или нет? Кто будет следить за тем, чтобы детей рассадили согласно рекомендациям офтальмологов? Все ученики должны хорошо видеть и читать то, что написано на доске, при этом каждые три месяца их нужно пересаживать, чтобы менялся угол зрения. Это не чья-то прихоть, а правила профилактики близорукости. За всем этим должна следить медсестра. Кроме того, она должна осматривать школьников перед уроками физкультуры, опрашивать тех, кто пришел после болезни или после прививки: как чувствует себя, выдержит ли нагрузку на уроке, а может, еще рано выполнять нормативы?!
Именно медик должен сказать учителю, кому нужно уменьшить нагрузку, кого освободить в этот день и т.д. К сожалению, этого нет, а мы ужасаемся, когда слышим о трагических случаях на уроках физкультуры. Мы отправляли письма в оба министерства - и образования, и здравоохранения, подчеркивая, что медицинская служба в школах должна быть такой же обязательной, как и психологическая, которую в свое время тоже непросто было создать. Но ведь справились же, - теперь в каждой школе работает один или даже два психолога. Ученые нашего института подготовили положение о медицинской службе в школе, определили функциональные обязанности медицинской сестры. Словом, собрали все необходимые документы. И уже четыре года ожидаем, когда же, наконец, это дело сдвинется с мертвой точки.
- Очевидно, у Министерства образования другие приоритеты. Там очень гордятся решением провести в каждую школу Интернет, а компьютерные занятия планируют ввести в детских садах. Как ученые оценивают такие новшества?
- Уже состоялись совместные совещания специалистов Минобразования и Минздрава, на которых обсуждались эти планы. Когда готовилось решение, к нам никто не обращался, а теперь ждут, что мы пойдем на послабление наших требований. В санитарных правилах, касающихся дошкольных учреждений, все четко прописано. Мы предупредили МОНМС, что рассмотрим все предложения, но это не означает, что мы их автоматически примем. Думаю, многие пункты будут приняты, некоторые с определенными ограничениями, а часть категорически отклонена. Я уже неоднократно объясняла в министерстве, что ученые обосновали возраст для систематических занятий ребенка с компьютером, - 10 лет. Почему? До 10-11 лет развивается зрение, формируется рефракция. Постоянно мерцающий монитор вынуждает ребенка напрягать зрение. Мы сетуем, что многие дети носят очки уже в девятом классе, но если их посадят за компьютеры в детском саду, это будет происходить в пятом классе или даже раньше.
Мы уже 15 лет проводим глубокие фундаментальные исследования, в ходе которых обследовали детей, изучали ситуацию в школах, а в институте проводили экспериментальные исследования на животных. И педагогам, и родителям следует знать, что компьютер является источником 37 факторов, так или иначе влияющих на здоровье детей.
Учитывая результаты исследований, мы подготовили требования к обустройству и работе компьютерных классов. Сколько было жалоб, когда мы выписали правило: на каждое компьютерное место должно приходиться не менее 5 кв. м, а расположение столов - только по периметру. В стандартном классе площадью 60 кв. м. можно обустроить не более 12 рабочих мест для учеников. Сопротивление, конечно, было, но СЭС настаивала на своем, в противном случае просто не выдавала разрешения на открытие такого класса. Сначала все негодовали, но потом привыкли, выполняют правила.
Что касается системы Wi-Fi, то мы только начали исследование. Сейчас нельзя сказать, какие последствия это будет иметь для детского здоровья как теперь, так и в будущем.
В зарубежной литературе тоже еще нет четких ответов на эти вопросы. Однако известно, что в Швеции, Великобритании, Японии и Канаде не разрешили это ввести, мотивируя тем, что влияние системы проявляется не сразу, а потому невозможно предусмотреть вредные последствия для детского организма.»
На исследования нужны годы, но решения уже приняты. Планы Минобразования наполеоновские - почти 23 тыс. школ и свыше 45 тыс. дошкольных учреждений получат компьютеры, подключенные к системе Wi-Fi. Ни для кого не секрет, что это не образовательный, а бизнес-проект, который хотят запустить как можно быстрее.
Если бы с таким фанатизмом Министерство образования не только пробивало свой бизнес-проект, но и добивалось выполнения норм законодательства во всем, что касается детей, то пребывание учеников в школе действительно было бы интересным, насыщенным и безопасным для здоровья.
Разве кто-то против горячего питания? Все «за», но дети почему-то не хотят есть то, что им предлагают в столовой.
В классе должно быть не более 25 учащихся, а на самом деле?
Моя родная школа расположена в старом здании с высоким потолком и толстыми стенами, где даже в знойные дни держится нормальная температура. Но есть же немало учебных заведений, в которых ребята, то теряют сознание от духоты, то мерзнут от холода, им негде помыть руки, переодеться на физкультуру, хотя забота государства о здоровье детей и прописана на бумаге в графе приоритетов.
Как найти выход из такой ситуации? Прежде всего начать с себя: родители должны искать необходимую информацию, учитывать рекомендации специалистов, заранее готовить ребенка к школе и следить, чтобы там были нормальные условия для обучения. Ученые советуют перед началом учебного года пройти с ребенком медицинский осмотр. А последние дни лета использовать не только для посещения школьных ярмарок, но и для того, чтобы подлечить хронические заболевания, - тот же тонзиллит, например, или гастрит, проверить зрение, при необходимости подобрать очки и т.п.
«С врачами необходимо проконсультироваться еще и для того, чтобы определить, в какую группу будет ходить ваш ребенок на уроках физкультуры, - советует заведующая лабораторией гигиены учебной деятельности детей Института гигиены и медицинской экологии им. А.Марзеева Светлана ГОЗАК. - Это касается учеников не только младших классов, но и старших. Именно врач на основе обследования состояния здоровья определит, в какую группу направить школьника - основную, подготовительную или специальную. В последнее время это очень острая проблема: имея слабое здоровье, не все ученики выдерживают нагрузку на уроках физкультуры, хорошо известно, к чему это приводит. Мы разработали новую концепцию уроков физкультуры в школе, подготовили рекомендации, которые необходимо довести до учителей, чтобы они ориентировались, кому и какие нагрузки давать.
- Как могут родители определить, готовы физически их дочь или сын к школе или нет? Например, во Франции существует четкий критерий - в первый класс ребенка можно вести, если у него уже выпали шесть (!) молочных зубов.
- Это в самом деле показатель того, что организм окреп и готов легко выдержать школьные нагрузки. Однако в Украине считается, что ребенка можно вести в школу, если у него выпал один молочный зуб и на его месте растет постоянный. Это как раз и происходит в шести-. семилетнем возрасте. Кроме того, родители должны убедиться, что за последний календарный год их сын или дочь подросли на пять и больше сантиметров. Медицинский критерий готовности - если ребенок в течение года болел ОРВИ не более трех раз. Это свидетельствует о его хорошем иммунитете, о готовности организма дать отпор тем вирусам и инфекциям, которыми дети «обмениваются» на уроках в закрытом помещении. Для первоклассника важно качество выговаривания букв: если не справляется с одной-двумя, не страшно, если же таких больше - нужно проконсультироваться со специалистами.
- Когда родители, а чаще бабушки-дедушки, забирают своих школьников домой, они обычно несут их рюкзаки. И ноша эта нелегкая. А какой она должна быть, чтобы не страдал детский позвоночник?
- Кроме того, что рюкзак должен быть удобным, с широкими лямками и ортопедической спинкой, он еще должен быть и нетяжелым. Родители обязаны контролировать, чтобы рюкзак весил не более 10% веса тела ребенка.
В последнее время обострились проблемы, связанные с осанкой учеников и плоскостопием. К сожалению, помолодели остеохондрозы, грыжи межпозвоночных дисков, остеопорозы и т.п., диагностируемые уже в юном возрасте. Согласно записям в медицинских карточках, у 30% школьников обнаружено плоскостопие, но на самом деле этот показатель достигает 90%.
Рецепты здоровья школьников несложные, однако требуют системности и настойчивости. В младших классах обязательны физкультминутки во время обучения и на переменах, на уроках физкультуры нужно заботиться не о высоких результатах при сдаче нормативов, а проводить специальные занятия, формирующие мышечный корсет, защищающие позвоночник от сколиоза, разминающие мышцы стопы, ног, спины, улучшающие кровообращение и осанку. Хорошо, когда к этому приобщаются родители и продолжают заниматься спортом с детьми после занятий и в выходные. Все это положительно влияет на самочувствие школьников и, соответственно, на успехи в учебе.»