В первый ряд идей, имеющих ключевое значение для будущего Украины, так называемая политическая элита должна была бы поставить образование. Именно образование способно вывести Украину на качественно новый уровень развития как в экономическом, так и в культурном отношении. Однако скудоумие этой элиты не позволяет ей смотреть в будущее системно и без иллюзорной веры в Болонский процесс, внешнее тестирование и прочую «мишуру».
К сожалению, с первых лет украинской независимости государственная власть развивала украинскую систему образования на совершенно ложных принципах и, несмотря на опыт передовых постиндустриальных стран, прежде всего США, Японии и Великобритании, государство в сфере образования продолжает настаивать на своих трагических заблуждениях.
Главная опасность нашей системы образования заключается в том, что она развивает репродуктивный и алгоритмический тип мышления, но никак не творческий! Как и советская система, она опирается на заблуждение, будто интеллект развивается заучиванием наизусть учебников и конспектов. А посему система образования заставляет учить как можно больше, и от общеобразовательной школы до получения диплома в вузе молодые люди только и делают, что заучивают книги и конспекты лекций. В то же время их способности к творческому мышлению как к высшему типу интеллектуальной деятельности нисколько не развиваются. Это касается и развития инициативы. Все обучение заключается в том, чтобы заучивать и пересказывать (репродукция) и решать по определенному алгоритму типовые задачи. Таким образом, готовится армия молодых людей, совершенно беспомощных к жизни в высококонкурентной среде, не говоря уже о каких-либо перспективах формирования постиндустриальной экономики.
Будь такое образование только бесполезно, можно было бы ограничиться сочувствием украинским детям, которые двенадцать лет зубрят в школе учебники только затем, чтобы тут же забыть половину, а за последующие двенадцать лет, если не раньше, забыть и вторую половину. Высшее образование имеет ту же картину. Но такая система образования представляет собой гораздо более серьезную опасность — она нивелирует творческие способности личности и подавляет желание проявлять инициативу, что полностью убивает новаторский потенциал общества. Вместо того чтобы подготавливать людей к жизни в условиях глобальной конкуренции и новой экономики, школа и вузы готовят их только к занятию функциональных должностей с репродуктивным или алгоритмическим характером труда, где можно добиться успеха, не проявляя ни творческого подхода, ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно.
Приобретение таких знаний, которые затем не могут быть приложены к делу, не дают никаких конкурентных преимуществ в свете глобальных постиндустриальных трансформаций, служит верным средством к тому, что украинское общество идет в тупик, и единственное реальное будущее Украины — территория для размещения вредных индустриальных производств с дешевой рабочей силой.
Отдельно стоит остановиться на высшем образовании. В системе высшего образования проводится сегодня наибольшее количество реформ. Декларируемые цели как всегда благородны: европейские стандарты в обучении, возможность продолжить обучение за рубежом, бесконечное повышение качества образования.
Но правда в том, что так называемые Болонские реформы в системе высшего образования привели к его стремительной деградации и грозят молодому поколению социальной катастрофой.
Последние 10 лет постоянно меняющиеся министры образования, оправдывая свою зарплату, все время твердят о великих революционных преобразованиях и достижениях в системе высшего образования.
Однако сегодня в Европе никому не нужны современные выпускники отечественных украинских вузов. Так же, как и в самой Украине. Сегодня почти все молодые продавцы, официанты, кассиры — люди с высшим образованием. Раньше для этих профессий достаточно было среднего образования или ПТУ.
Причин, по которым государство допустило стремительную деградацию системы высшего образования и, соответственно, девальвацию дипломов о высшем образовании, много, но можно выделить пять главных.
Первая, главная, — то, о чем говорилось выше. Система высшего образования, как и все украинское образование, массово готовит кадры для рутинного репродуктивного и алгоритмического труда. В то время как современные тенденции мирового развития и усиление конкуренции требуют от работника творческого подхода и инициативы во всех сферах экономической деятельности. Система, построенная на заучивании студентом наизусть книг и конспектов без развития творческих способностей, инициативы и практического опыта, делает такое образование почти не нужным в условиях реального бизнеса!
Вторая — это так называемое присоединение системы высшего образования Украины к Болонскому процессу. Ключевые следствия этого присоединения — это, во-первых, резкое сокращение аудиторных часов, то есть лекций и практических занятий, с отведением львиной доли времени, положенного на подготовку студента, на его так называемую самостоятельную и индивидуальную работу; а во-вторых, почти полная унификация во всех вузах учебных планов и программ учебных дисциплин.
К чему это привело? Если ранее студент посещал четыре пары в день, то сейчас всего лишь две-три. Это было бы оправдано, если бы больше времени отводилось на практические занятия в условиях реального бизнеса. Вместо этого часть материала, подлежащего зазубриванию, который не помещается в аудиторные часы, студент должен изучить самостоятельно, например, штудируя книги в библиотеке. Что происходит на самом деле? Да, немецкий студент, обучающийся по такой системе, после прослушивания лекций и обеда идет работать в библиотеку и, как правило, до девяти часов вечера выполняет свои самостоятельные индивидуальные работы, практически все из которых не являются зазубриванием, а носят творческий поисковый характер! И только после девяти у него начинается отдых и дискотеки. Нужно понимать, что немецкий студент с высокой ментальной самодисциплиной не представляет себе, как можно не выполнить все необходимые задания, он даже не понимает, как можно списывать на экзамене. Для него норма — это выполнение всех учебных заданий, а не отдых с развлечениями.
У нашего украинского студента, к сожалению, другая ментальность. Только единицы после пар идут в библиотеку что-то механически переписать или заучить, у остальных начинаются разнообразные формы отдыха и развлечений. Это является нормой. Результат один — резкое снижение качества подготовки и потеря конкурентоспособности.
Цель унификации учебных планов и программ учебных дисциплин, как всегда, декларировалась благородная — предоставить нашему студенту возможность окончить первый курс в Украине, второй в Германии, третий во Франции и так далее. Но правда другая. Бесплатно наших студентов там никто не ждет. Обучаясь по такой схеме, студенту или его родителям нужно будет потратить десятки тысяч евро, что могут позволить себе только единицы. То есть эта система по факту рассчитана только на очень немногих студентов-детей олигархов, которые, кстати, обучали своих чад за рубежом и без всякого Болонского процесса в Украине.
Обязательная унификация учебных планов и программ учебных дисциплин, навязанная вузам Министерством образования под соусом Болонского процесса, привела к блокированию творческого подхода кафедр и преподавателей к формированию учебных планов и программ, что нивелировало творческий педагогический дух вузовских ученых. Не случайно многие ведущие университеты мира, боясь снизить свой творческий потенциал, не стали присоединяться к Болонскому процессу.
Еще одной причиной снижения творческого потенциала высшей школы является прогрессирующая, не знающая никаких разумных границ тотальная бюрократизация учебного процесса. Преподаватель, выполняя различные требования, приказы и инструкции министерства, вместо того чтобы качественно, на основе поиска самого последнего научного материала, подготовить увлекательную лекцию, вынужден заполнять десятки никому не нужных форм по каждой дисциплине, чуть ли не поминутно описывать график своей работы, составлять бесконечные планы и отчеты. Такая тотальная бюрократизация учебного процесса скоро приведет к тому, что в вузах будет по горло работы и без студентов. Преподавателям нужно будет с утра до вечера заполнять бесконечные бумаги, от которых, по мнению чиновников, ох как должно повыситься качество образования!
Третья причина стремительной деградации системы высшего образования — низкий уровень зарплат преподавательского состава, который можно охарактеризовать как социальное издевательство.
Как должен чувствовать себя кандидат наук, доцент, осознавая, что его зарплата на уровне киевского дворника или оператора шлагбаума на железной дороге? Наверное, государство полагает, что именно такая зарплата должна стимулировать преподавателей сеять разумное, доброе, вечное.
Следствие — падение морального духа преподавательского состава, усиление чувства апатии и отчуждения.
Кроме этого, объективная необходимость повысить свой материальный уровень вынуждает многих, особенно молодых преподавателей, работать одновременно в трех—четырех вузах по четыре—пять пар ежедневно. О каком качестве лекций может идти речь? Во многих случаях это чтение псалмов перед засыпающей аудиторией!
Четвертая причина — государственное стимулирование материальной жадности вузов.
Хотя наше государство декларирует бесплатность государственного высшего образования, правда иная. Каждый государственный вуз готовит студентов как за счет госбюджета (бесплатно для студентов), так и студентов, обучающихся по контракту и самостоятельно оплачивающих обучение. Если в советские времена вуз мог отчислить студента и не понести при этом материальные потери, то сегодня ситуация иная.
Отчисление студента-контрактника сразу же приводит к потере тех денег, которые он мог бы проплачивать до конца своего обучения.
Отчисление студента-бюджетника может привести к сокращению бюджетного финансирования, сокращению госзаказа и лицензионного объема. Зачем государство будет выделять деньги на подготовку группы в 25 студентов, если по факту выпускается 10?
Поэтому отчисление как студентов-контрактников, так и студентов-бюджетников государственным вузам крайне невыгодно, и, как следствие, студентам, которые по всем критериям оценки знаний должны быть отчислены, предоставляется возможность со второй, пятой, 25-й попытки сдать предмет. Преподавателя на вузовском сленге берут «на измор», когда он ставит положительную оценку только для того, чтобы от него отвязались.
Студенты, которые бы в других условиях стремились учится на «хорошо» и «отлично», видя, что угроза отчисления носит скорее виртуальный, чем реальный характер, постепенно снижают планку и опускаются до уровня тихих троечников. В итоге страна получает десятки тысяч специалистов по просиживанию штанов с дипломами о высшем образовании.
Еще один важный мотивационный аспект носит факт вопиющей социальной несправедливости, когда в одной и той же группе на одном курсе по одной специальности студенты-отличники, обучающиеся по контракту, вынуждены полностью оплачивать свою учебу, не говоря уже о стипендии, а тихие троечники-бюджетники учатся совершенно бесплатно, ведь на этих тихих троечников распространяется госзаказ! Безусловно, страна остро нуждается в специалистах, проведших студенческие годы в ночных клубах и в летаргическом сне на лекциях!
Пятая причина деградации системы высшего образования тесно сопряжена с первой — это еще более, чем в прежние годы, усилившийся разрыв между теорией и практикой. Вместо того чтобы сократить чрезмерную теоретизированность учебных планов, оставшуюся в наследство от советской системы образования, и расширить обучение практическим навыкам, государственными чиновниками в сфере образования за годы независимости было сделано все что угодно, только не это. Оторванность учебного процесса от практики стала еще более контрастной, чем в советские времена. Количество времени, отведенного на практику, с тех пор практически не изменилось, а во многих вузах даже уменьшилось. Кроме этого, если пятнадцать лет назад студент даже не мыслил о том, что на практику можно «забить», то сегодня абсолютно формальный подход к практике носит повсеместный характер во всей системе высшего образования. Нарастающая, ввиду мотивационных причин, апатия преподавательского состава, почти полное отсутствие самодисциплины среднего украинского студента и абсолютное безразличие к студентам-практикантам со стороны многих руководителей практики от предприятия, привели к тому, что зачастую истинный смысл прохождения практики — выставление печатей в дневник в день прихода на практику и в день ухода и сбор кое-какой макулатуры для заполнения отчета. Многие студенты, как правило, проводят промежуток между выставлением печатей где-то на отдыхе.
Эти и еще ряд причин, носящих не столь явный характер, неизбежно ведут к стремительной деградации системы высшего образования в Украине, к ее системному кризису.