Диджитализация образования ныне является главным трендом развития образовательных систем почти во всех странах мира и охватывает все уровни - от начального образования до магистров и докторов наук.
Наша страна тоже находится в общем тренде: создаются электронные учебники, в классах появятся интерактивные доски, в школах вводится электронный документооборот, подключение Интернета и т.п. Однако практически не меняются сама сущность, процесс и условия обучения. То есть налицо ситуация, когда традиционная школа вводит в свою практику использование цифровых инструментов, но суть самой школы принципиально не меняется.
За рубежом, во многих странах, ситуация несколько лучше, что обусловлено значительно более высоким уровнем диджитализации. Например, в Швеции с 5-го класса государство наделяет всех учеников ноутбуками, все предметы оцифрованы и есть в электронном виде. Однако традиция школы (график посещения занятий, система контроля успеваемости, система переведения на обучение на следующий год и т.п.) остается неизменной. Так же, но с меньшим количеством ноутбуков и других гаджетов, происходит диджитализация образования в других европейских странах. В Украине, разумеется, этот процесс пока что значительно отстает от передовых мировых образовательных практик.
Но, что особенно важно, не только в Украине, но и практически всюду мы видим ряд обстоятельств, которые свидетельствуют о слишком узком подходе к пониманию перспектив и возможностей диджитализации образования. Кроме того, следует принять во внимание такие существенные проблемы начальной и средней школы, которые сегодня не решает традиционная система многих стран мира, в частности и нашей страны: сдерживание и усреднение интеллектуального развития наиболее одаренных детей, мощная бюрократическая стена, не позволяющая им перепрыгивать через классы, завершать обучение значительно раньше и поступать в университеты в возрасте 12–14 лет, что, например, сегодня возможно в США и Китае. А это прямо влияет на конкурентоспособность молодого человека на интеллектоемких рынках труда. Некоторые компании, работающие ныне на рынках экспоненциальных технологий, к претендентам на должности выдвигают условия: опыт работы, одно или даже два высших образования, английский C1 и возраст до 25 лет!
Кроме того, существует большая общественная проблема, когда наиболее одаренных детей, которых часто считают белой вороной в их классе, "ботанами", унижают ровесники обычного интеллектуального уровня. И это далеко не все проблемы, с которыми имеет дело интеллектуально одаренный ребенок в средней школе, даже если эта школа внедряет электронные учебники и журналы классного руководителя.
Но современные цифровые возможности значительно многограннее и масштабнее. Уровень современных информационных технологий позволяет легко решить все эти проблемы целиком и одновременно. И я хочу показать этот путь. Речь идет о создании принципиально новой общенациональной государственной Цифровой школы. Школы, которая до сих пор не имеет в мире аналогов, благодаря чему Украина может стать мировым лидером по диджитализации образования.
В чем заключается суть проекта "Цифровая школа"?Речь идет о создании государственной единой цифровой школы, в которой может проходить обучение любой ребенок, находящийся в любой части мира. Школа выдает государственный аттестат о полном среднем общем образовании.
Ключевые характеристики проекта: простота, дешевизна, легкость и скорость реализации.
Цифровая школа - это многофункциональный образовательный информационный цифровой сервис, где ученик может проходить обучение в режиме удаленного доступа.
Ребенок имеет возможность поступить в школу в любой класс, пройдя соответствующее электронное тестирование.
Как и в обычной школе, базовый период обучения рассчитан на 12 лет, с 1-го по 12-й класс. Ребенок поступает в первый класс, проходит обучение, сдает в установленные сроки выпускные экзамены по каждому предмету в виде тестов, после чего переходит во второй класс, и так далее.
Но, в отличие от обычной школы, ребенок может поступить в цифровую школу в любом возрасте и окончить ее в любом возрасте за любой период времени (1–12 лет), сдав соответствующие тесты за каждый класс (объем освоенных кредитов). Если по какому-то предмету экзамен (тест) своевременно не сдан, ребенку дают еще две попытки в течение трех месяцев (июнь–август). Если ученик не сдает тест и после этого, его отчисляют из цифровой школы и переводят в обычную. Каждый ученик имеет право любой тест сдать досрочно. Теоретически все тесты за 12 лет он может сдать за один год и получить аттестат. В каждом классе есть минимально необходимый для окончания обучения в этом классе перечень (объем) уроков (дисциплин, кредитов). Но каждый ученик имеет право выбирать предметы из следующих классов и досрочно их сдавать. Объем учебного материала в каждом классе делится на два блока:
обязательных предметов, то есть определенных государством как обязательные;
предметов на выбор, из которых ученик совместно со своими родителями может выбирать те, которые он и его родители считают самыми важными для будущей профессии ребенка.
Процесс тестирования. Сдача экзаменов (тестирование) проходит полностью в электронном режиме, с моментальным объявлением результата. Объективность (честность) сдачи теста должны обеспечить четыре ключевых составляющих:
1) режим доступа к сдаче по сетчатке глаз или отпечатком пальца ребенка;
2) качество самого теста;
3) стандарт оборудования помещения (комнаты), в которой проходит сдача теста (для видео- и аудиофиксации тестирования);
4) видеосъемка помещения, в котором ребенок проходит тестирование, и учебного места в режиме реального времени. Если видеорегистратор фиксирует присутствие в помещении инородных тел, лиц или голосов, результаты теста аннулируются, и он считается не сданным. При повторном нарушении правил ребенка отчисляют из цифровой школы и переводят в обычную. То же самое касается посторонней информации на экране монитора во время прохождения теста.
Оценки каждого экзамена вносятся в электронную ведомость.
Процесс обучения. Ребенок по сканированию отпечатки пальца или глаза входит в свой виртуальный класс (рабочий кабинет), выбирает нужный урок и проходит его в виде виртуальной лекции, лаборатории, фильма, презентации и т.п.
В перспективе, по каждому предмету нужно будет создать набор уроков в режиме виртуальной реальности, которые развивают воображение, что особенно важно для младших классов. Например, уроки природоведения проходят непосредственно в лесу, в поле, возле моря и т.п., урок истории Древнего Рима проходит в Риме соответствующей эпохи, урок физики - в виртуальной лаборатории, биологии - в парке юрского периода, и т.п. Ученик при этом участвует в уроке в образе ученого, путешественника, конкретного персонажа (Тараса Шевченко, Григория Сковороды, Богдана Хмельницкого, Михаила Грушевского, Колумба, Дарвина, Галилея, Сократа, Цезаря, Наполеона и др.).
Не забываем слова Эйнштейна: "Истинный признак интеллекта - не знания, а воображение".
Также по каждому предмету есть цифровая библиотека с интерактивными учебниками.
Каждый урок заканчивается тестированием. Тест - информация исключительно для ребенка и его родителей для самоконтроля успеваемости. И дети, и их родители имеют постоянный доступ к системе контроля качества обучения.
Также может быть создан образ классного руководителя (наставника, профессора) в виде любимого персонажа ребенка (например, профессор Альбуса Дамблдора из "Гарри Поттера", Гендальфа из "Властелина колец" или Дарта Вейдера из "Звездных войн"), который ежедневно будет напоминать ученику о графике занятий, пропущенном уроке, плохом результате теста и т.п. Принимая во внимание возможности современной техники, такой образ может присутствовать в комнате ребенка в виде голографического объекта.
Кроме того, можно сделать так, чтобы результаты успеваемости автоматически отражались на смартфонах родителей. Например, после сдачи теста по физике на высший балл на экране маминого смартфона появляется Эйнштейн и сообщает, что ее ребенок сегодня просто гений.
Важным элементом цифровой школы является состязательный аспект, реализуемый добровольным участием ученика во всяческих школьных олимпиадах, которые также проходят в цифровом режиме.
Для развития навыков командной работы по ряду обязательных предметов формируется пакет задач, которые требуют работы коллектива при условии, что каждый его член работает в режиме удаленного доступа. При этом группы формируются случайным образом, на основе машинного выбора.
По каждому предмету в каждом классе должен быть закреплен учитель-консультант. Один день в неделю выделяется на консультации с реальными преподавателями, которые могут проходить в режиме видеоконференции, по Скайпу, Вайберу и т.п. Консультантами могут быть учителя обычных школ, преподаватели университетов.
Важным элементом также является кураторство, когда на первый год обучения за каждым новым учеником на основе машинного выбора закрепляется куратор-старшеклассник, который помогает ему ориентироваться в процедуре и графике обучения и тестирования, цифровой библиотеке, других цифровых сервисах.
Затраты и технические возможности. Стоимость реализации этого проекта не выше стоимости строительства одной обычной школы.
Поскольку для государства затраты на обучение в цифровой школе в сотни раз ниже, чем в обычной, государство легко может подарить каждому ребенку, который поступит в цифровую школу, персональный ноутбук, очки виртуальной реальности и видеокамеру для оборудования места тестирования.
"Цифровая школа" - проект, который создаст армию юных гениев для Украины и мира!