Со взяткой или без — шансы поступления в вуз практически равны. Такой неожиданный вывод сделали руководители проекта «Достойная Украина», представляя результаты всеукраинского опроса о состоянии коррупции в сфере образования, в частности во время вступительной кампании.
— Мы сравнили данные о количестве молодых людей, ставших или не ставших студентами в прошлом году, с количеством тех, кто сообщал об использовании «запрещенных приемов» во время поступления, — рассказывала менеджер по исследованиям и мониторингу проекта «Достойная Украина» Светлана Горная. — И что же увидели? В нашей выборке почти все выпускники, поступавшие в вузы, были зачислены: 46% на бюджет, 49% — на контракт, не зачислены 5%. При этом количество ставших студентами с помощью взяток и личных связей и поступивших благодаря знаниям и способностям фактически одинаково. Одинаков и процент не поступивших — ни честно, ни благодаря взяткам. Так что возможности равны... Зачем платить больше?
Проект «Достойная Украина» — часть Пороговой программы корпорации «Вызовы тысячелетия» (Millennium Challenge Corporation), в рамках которой осуществляется сотрудничество американских и украинских властей с целью противодействия коррупции. Образование — одна из наиболее коррумпированных сфер в Украине. Способно ли внедрение общеобязательного внешнего независимого оценивания изменить ситуацию к лучшему? Какие тенденции наметились в последние два года? Меняется ли отношение граждан ко взяточничеству в образовании, в частности во время поступления в вуз? Это должен был показать всеукраинский социологический опрос, проведенный Киевским международным институтом социологии под руководством компании Management Systems International (MSI) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках упомянутой Пороговой программы. Представляя результаты опроса, директор проекта «Достойная Украина» Юхани Гроссманн подчеркнул, что целью исследования было не определение качества тестирования как метода оценивания знаний, а именно оценка его эффективности как средства противодействия коррупции.
Опрос проводился среди четырех целевых групп. Это выпускники школ 2007 года (1612 респондентов), их родители (411), студенты первого-второго курса вузов III—IV уровней аккредитации, то есть те, кто успешно преодолел перипетии вступительных кампаний 2006 и 2007 годов (1026), а также учителя и представители школьной администрации (200). Кроме того, проводились фокус-групповые дискуссии и глубинные интервью с экспертами — представителями администрации университетов, а также с выпускниками. Это было необходимо для того, чтобы получить качественную интерпретацию количественных показателей. Исследование проводилось во всех областях Украины, потому является репрезентативным для страны. Вместе с тем оно не дает возможности выявить специфику разных регионов и отдельных вузов.
Что же выяснилось в итоге?
В целом большинство представителей всех исследуемых групп (от 57% родителей до 77% студентов) оценивают процесс доступа к высшему образованию как в значительной степени коррумпированный.
— При этом около трети представителей всех групп считают, что коррупция является оправданным действием для поступления в вуз, — отметил Юхани Гроссманн. — Цифра не слишком оптимистичная. Однако около года назад мы проводили исследование относительно общества в целом: более половины опрошенных считали, что коррупция себя оправдывает. Так что ситуация в образовании немного лучше.
Около половины опрошенных считают: коррупция при поступлении стала обыденным явлением, а потому многие не верят в возможность честного поступления. 46—50% выпускников, студентов и родителей, а также 64% учителей и представителей школьной администрации признали, что абитуриенты и их родители сами ищут коррупционные пути поступления, вне зависимости от своих реальных способностей и достижений (и это при том, что, как отмечалось выше, шансы поступить без блата отнюдь не ниже!)...
В «рейтинге коррумпированности» первое место занимают традиционные вступительные экзамены в вузы (от 48% родителей до 65% учителей), на втором — школьные выпускные экзамены (от 8% представителей школьной администрации до 29% студентов), и наиболее благополучным на общем фоне выглядит внешнее независимое оценивание (от 1% учителей до 15% студентов). Уровень доверия к ВНО довольно высок. Больше всего доверяют ему учителя и школьная администрация («недоверчивых» — около 10%), меньше всего — студенты (около трети). По мнению экспертов, причиной является то, что эти молодые люди проходили тестирование в прошлые годы, когда система тестирования была недостаточно совершенной.
Опрос подтвердил: чем больше люди знают о ВНО, тем больше ему доверяют. Причем уверенность в коррумпированности — отнюдь не первопричина. Наиболее склонны не доверять ВНО те, кто не верит, что это — точный способ оценки способностей учеников (в частности, 71% учителей, половина студентов и родителей). Кроме того, не доверяют тестированию те, кто лично его не проходил. Около трети опрошенных не доверяют автоматической обработке результатов тестирования. Удивительно, но факт: сбоев в работе компьютера боятся больше, чем невнимательности или преднамеренно недобросовестной работы живых людей...
У граждан спрашивали, изменилась ли, по их мнению, ситуация с коррупцией в сфере высшего образования за последние два года. Уверенности в ответах не было. Большинство считает, что ничего не изменилось, приблизительно равные доли респондентов (по 20—25%) считают, что уровень коррупции за это время увеличился или уменьшился.
— Вместе с тем, по сравнению с общественным мнением по поводу уровня коррупции в государстве в целом образование выигрывает, — подчеркнул Юхани Гроссманн. — 40% респондентов считают, что уровень коррупции в государстве остался неизменным, но только 7% считают, что ситуация за последние два года улучшилась, и целых 35% — что ухудшилась...
Вышеуказанные данные касались восприятия населением коррупции при поступлении. Что же рассказали те, кто имел непосредственный опыт нечестного поступления? 19% студентов, сдававших традиционные вступительные экзамены, сообщили, что сталкивались с реальными проявлениями коррупции. Во время выпускных экзаменов этот показатель значительно ниже — не более 10%. И наконец, ВНО демонстрирует наиболее низкий уровень коррупционного опыта: о проявлениях коррупции сообщили 7,1% студентов, 5% выпускников и 4,3% родителей. Наличие такого отрицательного опыта, считают эксперты, связано с тем, что тогда независимое оценивание еще не было распространено по всей Украине и процедура не была отработана достаточно эффективно.
Коррупция во время поступления в вуз проявляется преимущественно в использовании протекционизма, кумовства и личных связей (до 8% опрошенных). До 5% студентов и выпускников указали, что от них требовали взятку при поступлении в вуз. 13% учителей и представителей школьной администрации заявили, что им предлагали взятку во время выпускных экзаменов. 4% родителей сознались, что предлагали взятку во время выпускных и вступительных экзаменов, однако ни один не отметил, что предлагал подобное во время ВНО. Вместе с тем до 3% опрошенных указали на случаи разных коррупционных действий во время прохождения ВНО. В частности, говорилось об использовании личных связей.
Судя по ответам студентов, и на ВНО, и на вступительных экзаменах почти с одинаковой частотой наблюдались случаи, когда несколько учеников обменивались информацией, использовались шпаргалки, справочная литература, мобильные телефоны, плейеры и другие электронные средства воспроизведения информации (и все это — без какого-либо замечания или наказания), или же инструктор подсказывал правильные ответы. Это свидетельствует о потребности более жесткого контроля и строгой процедуры во время тестирования.
Студентов, которые сдавали и традиционные экзамены, и ВНО, попросили сравнить уровень коррупции при использовании результатов внешнего оценивания и при сдаче вступительных экзаменов. ВНО ни студенты, ни выпускники не оценивали как более коррумпированное. 16% выпускников и 57% студентов считают, что вступительные экзамены связаны с большей коррупцией. 78% выпускников и 31% студентов отметили: ни использование результатов ВНО, ни вступительные испытания не были коррумпированными.
Как уже отмечалось, взяточничество не увеличивает шансы на поступление так существенно, как, возможно, считалось до сих пор. Гораздо большее значение имеют другие факторы. Так, намного больше шансов на поступление у тех, кто посещает подготовительные курсы при вузах. Также выяснилось, что абитуриенты, не зачисленные в вузы, более склонны пользоваться шпаргалками и мобильниками на экзаменах. Но это не помогает...
(Отмечу, что до внедрения ВНО, когда можно было поступить в вуз прямо с подготовительных курсов, их можно было смело причислять к источникам коррупции. Проплата за курсы — официальная взятка (особенно если ребенок на них не ходит), а во время экзамена можно посадить «нужных» студентов в одну аудиторию и подбросить им правильные ответы… — Авт.)
Социологи спрашивали у респондентов, удовлетворены ли они действиями правительства, направленными на противодействие коррупции в образовании. 30—40% всех групп опрошенных считают, что правительственные действия, направленные на снижение уровня коррупции во время поступления в вузы, эффективны. На вопрос, какие действия правительства могли бы быть направлены на преодоление коррупции в высшем образовании, общественность поддержала такие меры: строгий контроль над работой приемных комиссий, наказание коррупционеров, увеличение заработной платы профессорско-преподавательскому составу вузов и, наконец, замену всех вступительных экзаменов ВНО.
Эксперты проекта «Достойная Украина» добавили и несколько своих рекомендаций. В частности, по их мнению, нужно усилить информационные кампании относительно ВНО, подчеркивая, что тестирование обеспечивает более строгий антикоррупционный контроль и лучшее оценивание знаний; найти способы установления контроля над использованием личных связей — прежде всего во время прохождения ВНО; усилить контроль за нарушением процедур ВНО.
Осенью этого года, после вступительной кампании, будет проведен еще один опрос, который определит, насколько меры по противодействию коррупции окажутся эффективными, насколько усовершенствована процедура тестирования и как это отразится на восприятии граждан.