С приближением вступительной кампании интрига закручивается вокруг ВНО – как оно будет организовано и насколько безопасным будет оно для участников? Ведь на пунктах тестирования по всей стране соберется много людей, и на каждый экзамен они будут перемещаться между разными пунктами. Чтобы представить себе масштабность события, взгляните на несколько цифр, полученных ZN.UA от Минобразования: на ВНО по украинскому языку зарегистрировалось около 369,5 тысячи участников, на историю - 264 тысячи, математику - 186 тысяч, английский язык - 118 тысяч.
Не все они будут поступать в вузы, некоторым ВНО необходимо лишь для получения аттестатов, ведь выпускные школьные экзамены (государственная итоговая аттестация - ГИА) тоже проходят в форме независимого тестирования.
Понятно, что отменять ВНО нельзя, но можно сократить количество его участников. Поэтому с приближением вступительной кампании все больше заостряются споры: не оставить ли ВНО только для поступления, а школьные аттестаты выдать без независимого тестирования? По нашей информации, в прошлом году около 20% выпускников школ не поступали в вузы.
Кстати, есть такой важный документ, утвержденный МОН, - называется Порядок проведения ГИА. В нем предусмотрено, что во время чрезвычайной ситуации техногенного или естественного характера разрешается освобождать школьников от аттестации. И если это было сделано для 4-х и 9-х классов, то почему не сделать для 11-х?
Но МОН пока не идет на этот шаг и остается неприступной крепостью. По крайней мере внешне. Главная причина - это защита ВНО. Есть опасение, что если сейчас отступить хотя бы на шаг, назад не вернемся.
"Противники ВНО притворяются овечками, якобы проявляющими заботу о здоровье детей, а в действительности они мечтают о возрождении коррупции при поступлении", - заметил заместитель министра образования Егор Стадный.
"В социальных сетях в который раз разгоняется "зрада" о необходимости отмены ВНО, ЕВЭ, ЕПВИ в условиях ограничительных мер, - написал в Фейсбуке генеральный директор директората высшего образования и образования взрослых Олег Шаров. - То есть нам предлагают променять добропорядочность на безопасность, но забывают предупредить о том, что недобропорядочная безопасность не является безопасностью".
С одной стороны, в этих словах есть резон. ВНО в свое время сорвало много коррупционных схем и в школах, и в вузах, и сейчас найдется много желающих избавиться от него под шумок эпидемии.
С другой, - почему мы, граждане, должны выбирать между добропорядочностью и безопасностью жизни и здоровья наших детей? Да и кто возьмет на себя роль судьи, чтобы решить, что одно важнее другого? На самом деле выбор здесь может быть только один: или государство гарантирует, что тестирование будет безопасным, или думает, что делать для достижения безопасности.
Мы заботимся о репутации ВНО и пытаемся его защитить, но плохо продуманная организация тестирования может дать противоположный эффект. Например, если после тестирования начнется вспышка заражений или детям станет плохо в душных аудиториях в июльскую жару, потому что они будут сидеть несколько часов в масках и перчатках.
Напомним: сейчас рассматривается вариант проведения тестирования 25 июня - 17 июля. И это означает, что приблизительно до 25 мая руководители сферы образования должны определиться, будут ли что-то менять в процедурах его проведения с учетом пандемии. Потому что ВНО - это не лодочка, которую можно развернуть в другую сторону одним взмахом весла, а огромный лайнер, которому требуется время, слаженные действия команды и четкие приказы капитана. Для подготовки изменений понадобится минимум месяц.
Чтобы поддержать и вдохновить власть, ZN.UA составило для нее шпаргалку - собрало проблемные вопросы, связанные с организацией ВНО в период пандемии. Именно по этим вопросам необходимы немедленные решения.
Как будет проходить идентификация тех, кто прибыл сдавать ВНО? Обычно лица сверяют с фотографией в паспорте. Но теперь персонал пункта тестирования увидит лишь глаза над маской.
Эксперты обсуждают несколько вариантов решений этой проблемы, и среди них нет ни одного идеального. Первый - абитуриент отходит от персонала на безопасное расстояние, снимает маску и держит около лица развернутый паспорт. Но что можно увидеть на таком расстоянии? Нужно быть ну очень остроглазым соколом, чтобы рассмотреть детали на маленьком фото.
Вариант второй, - поставить на входе прозрачный защитный экран, как это делают на кассах в магазинах, аптеках и банках. Это позволит участнику тестирования снять маску и показать лицо. Такой вариант содержит определенные риски, но при соблюдении дистанции и хорошем проветривании помещений можно о нем подумать. Но для заказа и установления экранов необходимы средства и время, а для контроля над соблюдением карантинных мер - дополнительные силы полиции или инструкторов.
Будет ли обеспечена дистанция в полтора метра между участниками тестирования, и как?
Этот вопрос очень беспокоит абитуриентов и их родителей.На наш запрос об этом Минобразования сообщило, что такое условие - обязательное для проведения ВНО, независимо от карантина, и что в аудитории будет, скорее всего, 15 участников и два инструктора.
Возможно, в Минобразования просто забыли, что по Регламенту работы пункта проведения внешнего независимого оценивания, участников тестирования рассаживают вот по таким схемам:
Казалось бы, ну, что здесь такого - плюс-минус 30 см в каждую сторону для каждого участника тестирования. И если умножить на 15 участников, то и не мало. Особенно, принимая во внимание, что, кроме детей, в аудитории будут находиться и взрослые. И это могут быть не только два инструктора, как сообщили нам в Минобразования, а еще и наблюдатели. И для них тоже должны установить столы и стулья и обеспечить соблюдение социальной дистанции.
А еще примем во внимание, что в аудиториях может быть мебель (шкафы, лишние парты, за которыми никто не сидит), кафедры перед доской, тоже занимающие площадь. Следовательно, уже сейчас надо тщательно пересмотреть сеть пунктов тестирования на предмет возможностей аудиторий. Они - разного размера.
В МОН отмечают, что 15 участников тестирования в одном кабинете - это максимум. То есть можно и меньше? Тогда нужны дополнительные аудитории, инструктора и средства. Если же для обеспечения социального дистанцирования помещений не хватает, можно провести ВНО в два потока.
И это лишь половина проблемы. Вторая половина связана с тестовыми тетрадями.Еще горячими, прямо в типографии они автоматизировано фасуются в пакеты по 15 тестов. К упаковкам не прикасается рука человека, потому что это было бы нарушением конфиденциальности.
Далее пакет доставляется на пункт тестирования и открывается публично в каждой аудитории на глазах участников тестирования. Нельзя раздать из него десять тетрадей, а другие отнести в соседний кабинет, потому что это - риск для добропорядочности. На пути транспортировки тестов не должно быть неконтролируемых серых зон.
Следовательно, если мы уменьшим количество участников тестирования в одной аудитории, выход будет только один: открыть пакет и раздать из него лишь часть тетрадей. Но это означает, что Украинскому центру оценивания качества образования придется напечатать больше тестов, часть которых останутся неиспользованными. А для этого нужны время и дополнительные средства.
Но есть и другой вариант. Если уменьшить количество участников тестирования (за счет тех, кто освобожден от ГИА и не поступает в вузы), потребность в дополнительных тетрадях и аудиториях отпадет.
Как инструктора и наблюдатели будут контролировать недобропорядочных абитуриентов во время тестирования?
С расстояния полутора метров, не имея возможности подойти ближе (социальное дистанцирование!), это сделать сложно.
Кто обеспечит участников и организаторов тестирования масками, перчатками и санитайзерами?
ВНО проводится в помещениях школ, ПТУ и университетов. И все они финансируются из разных источников: школы - из местных бюджетов, колледжи - из областных, вузы - из государственного. Следовательно, расходы на средства защиты и дезинфекцию во время ВНО придется раскладывать по разным корзинам. Причем делать это немедленно, чтобы успеть провести закупку.
ZN.UA обратилось в МОН с вопросом: какие дополнительные выплаты из Госбюджета в связи с пандемией будут направлены в местные бюджеты для организации проведения ВНО, на какие статьи расходов и какие объемы финансирования по каждой статье?
Из ответа Министерства образования создается впечатление, что на данный момент конкретных решений нет: "Совместно с МЗ сейчас разрабатывается протокол, где будут прописаны все ключевые позиции обеспечения безопасности детей и работников для всех уровней образования. После того как этот протокол примут, будет возможно рассчитать все необходимые материалы для каждого заведения и свести финансовые затраты, в частности и для проведения ВНО. Далее примут соответствующие решения, как это профинансировать".
В Министерстве также сообщают, что совместно с МЗ и Кабинетом министров готовят рекомендации для всех учебных заведений, как работать в условиях пандемии, и один из этапов - подготовка заведений к проведению ВНО. Ну что же - с нетерпением ждем этот документ.
Но мало принять новые правила и советы, нужна еще дополнительная подготовка персонала к применению этих правил.
Кстати, с персоналом тоже могут быть проблемы. Ирина Чернилевская, директор столичной гимназии, в которой расположен один из крупнейших пунктов тестирования, рассказывает: "У нас есть банк данных учителей, еще в феврале согласившихся пойти на пробное ВНО инструкторами, дежурными и ответственными лицами. Но сейчас все изменилось, и по моей школе 20% из тех, чьи даные есть в банке, отказываются участвовать в ВНО в июне-июле, потому что боятся рисковать здоровьем. Найдем ли других? У нас учителя не стоят в очередь на ВНО – напряжение и ответственность большая, а деньги смешные. Сейчас все говорят о защите медиков, и это правильно. Но кто защитит учителей? Какие гарантии нам даст государство? Ответственный за пункт ВНО заходит в каждую аудиторию и обходит всех участников, сверяя правильность рассадки. Это 1200 -1500 участников тестирования плюс учителя. Считаю, риск очень высок".
Кроме того, необходимо увеличить количество врачей на каждом пункте тестирования (традиционно там был один медработник, но во время пандемии, да еще и в жару этого мало) и количество работников полиции, которые теперь должны заниматься соблюдением не только добропорядочности, но и безопасными условиями.
Также следуетизменить время прибытия участников на пункт тестирования. В прошлые годы, когда они шли через центральный вход плотной стеной, попадали в аудитории через 30–40 минут. Очевидно, что теперь, учитывая социальное дистанцирование и термометрию на входе, пропуск на пункт тестирования должен начаться намного раньше. Возможно, за несколько часов до начала экзамена.
Один из самых острых вопросов - как не допустить на экзамены зараженных коронавирусом. В МОН обещают пристально следить, чтобы среди участников ВНО не было контактных лиц, а также инфицированных. И как конкретно это будет сделано?
Звучат предложения проверить всех участников с помощью ПЦР-тестов. Но это не решит проблему, и вот почему. Во-первых, можно только представить себе, какие очереди образуются в лабораториях перед началом тестирования. И как в этих очередях будут проклинать и ВНО, и пандемию, и жару, и власть. Мы такое уже проходили, когда внедряли обязательный медосмотр для абитуриентов.
Во-вторых, сессия ВНО длится около трех недель, и если человек здоров перед первым экзаменом, не факт, что так будет и перед третьим-четвертым. Учтем, что каждый последующий экзамен проходит на новом пункте тестирования, то есть контактность расширяется. Что же, теперь перед каждым ВНО сдавать анализы?
Подытоживая все, изложенное в нашей шпаргалке, хочу взять в рамочку (как правила в школьных учебниках) несколько главных выводов.
Если мы действительно беспокоимся об авторитете ВНО, нужно продемонстрировать его гибкость и умение соответствовать вызовам времени. Независимое тестирование - это не Ленин в советском Мавзолее, которому лишь поклоняются и смахивают пыль, а живой инструмент, который постоянно меняется и совершенствуется. И именно в этом его сила.
Вопрос безопасности во время ВНО касается не только его участников. Его решение продемонстрирует, как заботится государство о своих гражданах и насколько компетентен его менеджмент.
Все статьи и интервью автора читайте тут.