В мудреной системе ступенчатого образования, введенной не так давно Министерством образования Украины, есть так называемый первый уровень аккредитации — учебные заведения, похожие по сути на еще существующие, но уже потихоньку начинающие пустеть профессионально-технические училища. Однако же специфика предмета обучения — а это, как правило, менеджмент — и обучающихся, что называется, не позволяет проводить и далее параллели между коммерческими колледжами первой степени аккредитации и столь милыми сердцам хулиганов и двоечников «бурсами».
Разговор с директором Межрегионального колледжа рыночных отношений (одного из первых негосударственных учебных заведений такого рода) Алексеем КОЖЕВНИКОВЫМ вовсе не был, как это принято говорить, долгим и трудным. Его система, существующая еще с 1989 года — а тогда это был учебный центр союза «Чернобыль», оказывавший помощь пострадавшим в приобретении новых и на ту пору суперпрестижных специальностей, — работает. Работает без сбоев, подготовив за время существования более трех тысяч специалистов — как сказал бы кто-либо из поэтов предыдущей эпохи, скромных прорабов капитализма.
— Алексей Сергеевич, как складываются ваши отношения с Минобразования?
— Абсолютно нормально, никаких эксцессов. Мы аккредитованы как учебное заведение первого уровня и подали документы на аккредитацию программы подготовки бакалавров. Это уже уровень второй. Такую подготовку, как у нас, не всегда можно получить в системе государственного образования. Мы до минимума уплотнили программы, ввели как можно больше практических занятий.
— Кто ваши преподаватели?
— Самые разные люди — начиная с тех, кто постигал все премудрости на собственном опыте, и заканчивая профессорами. К тому же у нас нет такого положения вещей, когда имя преподавателя решает все. Кандидат в преподаватели нашего коллектива обязательно должен прочесть пробный курс лекций, после которого проводится анкетирование учащихся, и только тогда решается вопрос о дальнейшем сотрудничестве.
— Ваша образовательная программа?
— Как везде: менеджмент, маркетинг, предпринимательское право и прочее. Но есть и отличия. С начала этого учебного года будет преподаваться предмет «Переходная экономика», где специфика хозяйствования в эпоху переходного периода будет анализироваться более детально. Кроме того, только у нас, насколько мне известно, есть практический курс интенсификации памяти, помогающий организовать работу так, что ненужные сведения будут отсеиваться, а нужные — более тщательно запоминаться.
— А как же общеобразовательные предметы?
— До сего года мы готовили кадры только на базе одиннадцатилетки, и такой проблемы не возникало. С начала этого года обучаем и девятиклассников, поэтому заключили договор с одной из вечерних школ, на плечи которой и ляжет бремя преподавания общеобразовательных предметов.
— Не думаете ли вы, что общеобразовательный и общекультурный уровень бизнесмена является весьма существенной составной частью его профессионализма?
— Видите ли, и этику, и международный этикет наши слушатели изучают. Кроме того, по специальности «Имидж-референт СП и инофирм» мы готовим людей, которые должны быть лицом фирмы — со всеми вытекающими отсюда требованиями. Наши выпускники даже экскурсию по городу для гостей фирмы смогут провести. Но мы все же негосударственная организация и, повторюсь, стараемся ориентироваться на учебный минимум — или, точнее, на оптимум. Однако когда нас аттестуют на второй уровень, то есть позволят готовить бакалавров, — а процесс такой подготовки занимает не менее четырех лет, — тогда и изменения в программе появятся. В сторону расширения, естественно.
— Как организован у вас учебный процесс — ваши студенты тоже «от сессии до сессии...»?
— Нет, мы в этом отношении работаем несколько по-другому. Предмет вычитывается потоком, после чего слушатели сдают экзамен или дифференцированный зачет и переходят к изучению другого предмета. В конце обучения — государственные экзамены и защита дипломного проекта. У менеджеров — это проект действующей фирмы, которой, кстати, многие из наших студентов обзаводятся в процессе обучения.
— Ваши выпускники готовятся лишь к работе в торговле и сфере обслуживания, или же есть случаи ухода в «большой бизнес»?
— Естественно, что сферы интересов учащихся распределяются прямо пропорционально существующим на сегодня приоритетам в сфере бизнеса и коммерции. Проектов организации предприятия «большого бизнеса» у нас пока нет. 6-% всех дипломных работ посвящены вопросам организации торговли и общественного питания. Но это же не исключает производство! Скажем, недавно у нас проходил интереснейший проект по организации... фермы по разведению раков. Студент, который его делал, уже имел все необходимое для ее создания. Теоретиков, напомню, мы не готовим и не очень поощряем.
— Не окажутся ли ваши учащиеся в будущем, когда большой бизнес станет приоритетным, в положении безработных? Ведь одно дело раков разводить, другое — организовать производство, скажем, телевизоров?
— Думаю, что не окажутся: ведь основы знаний о маркетинге и менеджменте не изменяются существенно в зависимости от сферы их приложения. Кроме того, не забывайте, наше учреждение — первого уровня аккредитации. Если, скажем, заниматься бизнесом в сфере производства обуви, то можно открыть мастерскую, можно — обувную фабрику, а можно — фирму «Саламандра». Для руководства последней, понятно, знаний «первого уровня» маловато.
— Планируете ли вы, что называется, углублять и расширять?
— Мы разработали систему независимого образования «ЕвроАЛСКО», которая предполагает непрерывное обучение — начиная с дошкольного уровня и заканчивая международным. До поступления в Межрегиональный колледж дети проходят программы под условными названиями «Школа благородных девиц», «Школа подрастающего предпринимателя», «Начальная школа бизнеса». Содержание программ традиционно: английский, навыки работы на компьютере, искусствоведение, психология и др. Но важен принцип непрерывности обучения: цивилизованным бизнесменом за три дня не станешь.