Дорожная карта реформирования высшего образования Украины

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Дорожная карта реформирования высшего образования Украины © depositphotos / Wavebreakmedia
Качество украинского высшего образования зависит от реализации концепции университетской автономии.

Этот документ создан в рамках проекта Elibukr "Содействие реформам в высшем образовании Украины с точки зрения развития академической добропорядочности", поддержанного Международным благотворительным фондом "Відродження"". Работая над ним, мы обратились к 20 экспертам по вопросам высшего образования, работающим в ведущих высших учебных заведениях (вузах), в том числе зарубежных, в академических учреждениях, аналитических центрах, общественных организациях, в бизнесе и на государственной службе. Главным критерием была не институционная принадлежность, а то, что все они уже проявили себя как эксперты. Мы старались обратить внимание на вопросы, касающиеся высшего образования в целом, вне отраслевой принадлежностей или форм собственности. Также Дорожная карта не разделяет подготовки специалистов, которые ориентируются на рынок труда или на дальнейшее участие в академической жизни. Важно было сформулировать, что прежде всего является необходимым для развития украинских заведений высшего образования и без чего они не могут обойтись. Надеюсь, что чрезвычайная общественная важность этой проблематики вызовет широкое обсуждение и повлияет на политическую повестку дня в Украине.

Качество украинского высшего образования, в частности в части обеспечения добропорядочности, зависит от реализации концепции университетской автономии, которая также направлена на укрепление гражданского общества и развитие украинской академической культуры. Концепция университетской автономии продвигалась академической общественностью сначала в рамках деятельности Консорциума по университетской автономии (2005–2010). А позднее - через блокирование авторитарного законопроекта "О высшем образовании", предложенного в ноябре 2010 г. тогдашним министром образования и науки Украины, из-за массовых протестов в рамках "антитабачной" кампании и всеукраинской кампании "Против деградации образования" (2010–2013).

Университетская автономия всегда рассматривалась как инструмент для повышения качества украинских университетов, обеспечения их конкурентоспособности на международной арене и демократизации университетской жизни. Концепция всесторонней университетской автономии (в том числе академической, финансовой и организационной) была заложена в закон "О высшем образовании", разработанный специальной рабочей группой (которая работала на протяжении 2012 г.), затем он был доработан и одобрен Верховной Радой Украины в июне 2014 г. Этих же реформ желали студенты, которые захватили помещение Министерства образования и науки Украины во время Революции достоинства в феврале 2014 г.

Введение университетской автономии означает, в частности, отказ государства от вмешательства в операционную деятельность заведений высшего образования, признание им таких принципов организации университетской жизни, как доверие, уважение, ответственность, взаимная требовательность и честность. Также это означает передачу всей ответственности за качество образования и научных исследований, вместе с необходимыми организационными и финансовыми инструментами, в руки самих университетов как самоуправляющихся учреждений. Делается акцент на том, что государственные, частные и коммунальные вузы должны иметь равные права и обязанности.

Однако имплементация Закона "О высшем образовании" (2014) вошла в разногласие с интересами или желанием консервативно настроенной части политиков, государственных служащих и университетских управленцев сохранить статус-кво. В Украине не заработали реальные механизмы здоровой академической конкуренции, а профессиональная репутация до сих пор не стала главным капиталом в системе высшего образования. На фоне успешной имплементации инструментов академической автономии заведений высшего образования их финансовую автономию заблокировали, и экономика высшего образования не подверглась изменениям. Хотя у нас есть в этом отношении много примеров из Западной Европы. Как следствие, качественных изменений в академической жизни не произошло, а ведущие отечественные вузы до сих пор не имеют перспектив выйти на лидерские позиции в признанных международных рейтингах.

В течение многих лет мы наблюдаем стихийную массовизацию украинского высшего образования. Сейчас студентами становятся до 80% выпускников украинских школ, что делает нас не только европейским рекордсменом. Это сопровождается инфантильным отношением абитуриентов к избранной профессии: почти 50% студентов указывают на отсутствие такой мотивации или упоминают советы родителей либо свое желание получить стипендию или диплом. Также весьма размытой является определенность в выборе заведения высшего образования. Соответственно "наверное, да" или "скорее, да" собираются работать по специальности около 14% студентов. Массовизация высшего образования отчасти объясняется социальными причинами, в том числе кризисными явлениями в экономике. Однако это также указывает на существенное падение (а порой и полное отсутствие) качества и требовательности во многих отечественных вузах.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обращает внимание на различные проявления недобросовестности, приводящие к разбалансированности университетской жизни. В "Обзорах на тему добросовестности в образовании: Украина 2017" ОЭСР упоминает как типичные проявления академической недобросовестности нарушения и злоупотребления при поступлении на бакалаврские и магистерские программы, взяточничество, непрозрачный доступ к общежитиям, плагиат, списывание, приобретение студентами контрольных работ, ненадлежащее оценивание преподавателями студенческих достижений, включая отсутствие прозрачных критериев такого оценивания.

Среди рекомендаций: создание современной системы внешнего и внутреннего (собственно университетского) обеспечения качества высшего образования, реформирование системы финансирования, внедрение реальной процедуры обжалования студентами результатов оценивания. Важно, что подход ОЭСР к путям исправления ситуации основывается не на наказании, а на устранении причин различных злоупотреблений.

Повестка дня дальнейшего реформирования украинского высшего образования должна опираться на понимание гражданского (общественного, публичного) интереса, который одновременно выступает частью национальных интересов украинского государства. Общественный интерес заключается в том, что украинское общество нуждается в сильных автономных университетах, на основе которых можно будет создать университеты мирового класса. Эти вузы находились бы в центре всех экономических, политических и общественных перемен в нашем государстве. Для продвижения такой повестки дня необходимо объединить усилия правительства, общественности, экспертной среды и медиа.

Внедрение реальной университетской автономии требует специального внимания к переходному периоду, к самому процессу значительных трансформаций академической жизни и учета многих возможных рисков. Так, вместе с сокращением количества и ростом качества украинских вузов они постепенно будут принимать от государства все больше ответственности за свое качество. К сожалению, ныне государство своим авторитетом лишь формально (не фактически) гарантирует качество дипломов всех без исключения заведений высшего образования.

Причем мы не знаем доподлинно, с каким количеством вузов имеем дело. Несмотря на то, что в законах "О высшем образовании" (2014) и "Об образовании" (2017) уже не упоминаются уровни аккредитации, официальная статистика до сих пор причисляет к высшему образованию техникумы и колледжи, которые имеют свою отдельную нишу между собственно университетским образованием, рынком труда и потребностями местных общин (образование в течение жизни).

Для того чтобы часть этих заведений могла быть приобщена к системе высшего образования, они сами должны быть существенно реформированы. Первый шаг на этом пути - внедрение многопрофильности колледжей. Также к вузам следует отнести отделенные структурные подразделения университетов, которые являются отдельным юридическим лицом и фактически выступают как отдельный вуз. То есть общее количество заведений, отнесенных к высшему образованию, достигает 1448.

Следует понимать, что финансовая автономия будет стимулировать следующие шаги по реализации академической автономии. В рамках продолжения реформ в высшем образовании, в частности, будет необходимо:

- перейти от государственной аккредитации спецсоветов по защите диссертаций к одноразовым комиссиям по защите, аккредитованным самими вузами;

- преимущество таких комиссий заключается в том, что они должны формироваться из ученых, специализирующихся на теме конкретного диссертационного исследования;

- передать полномочия по присвоению ученых званий от Аттестационной коллегии МОН (или соответствующего органа) самим вузам;

- заложить основы для тесного партнерства между вузами и профессиональными объединениями и ассоциациями работодателей ради уменьшения бюрократического влияния государства на формирование академических программ;

- позволить вузам самим устанавливать цены на свои учебные услуги;

- позволить вузам перейти к внутренним тарифным сеткам для установления конкурентных зарплат своим преподавателям и сотрудникам.

В общем, основная цель и ожидаемый результат автономии - это рост важности репутационного капитала и профессиональной активности всех членов университетских общин (студентов, преподавателей и сотрудников), усиление их мотивации к продуктивной и эффективной работе, что, в конце концов, должно принести им больше ресурсов для личного благосостояния и процветания их образовательных учреждений. Обеспечение университетской автономии - единственный путь к успеху, который, в конце концов, откроет новые возможности и мотивации для качественного роста вузов. Только такая возможность рассматривается в сотрудничестве правительства и академической среды стран, имеющих университеты мирового класса.

Альтернативный этому российский стиль управления (удовлетворительное материально-техническое обеспечение ряда вузов в условиях авторитарного контроля, отсутствие академической автономии и вольнодумства) Украине противопоказан. Успех украинских реформ связан с преодолением различных проявлений недобросовестности в управлении и собственно академической жизни. Это требует реального участия украинских университетов в глобальной конкуренции, необходимой предпосылкой которой является создание современной системы обеспечения качества высшего образования, согласно лучшим европейским и мировым стандартам.

В основу этого процесса должны быть положены Стандарты и рекомендации по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG), принятые в 2015 г. в Ереване. При этом главным является то, что отечественным университетам должно быть выгодно соревноваться между собой и на международной арене за высшее качество и добропорядочность.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме