ДОЛЬШЕ УЧИШЬСЯ — ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ?

22 августа, 2001, 00:00 Распечатать

На днях состоялась расширенная коллегия Министерства образования и науки Украины «Об итогах 2000/2001 учебного года и задачах на новый учебный год»...

На днях состоялась расширенная коллегия Министерства образования и науки Украины «Об итогах 2000/2001 учебного года и задачах на новый учебный год». Собрание работников просвещения в общем одобрительно отнеслось к реформистским планам министерства, тем не менее ощущалась общая настороженность. Еще бы! Не за горами начало нового учебного года, а столько нововведений! Все они, по мнению работников просвещения, крайне необходимы, хотя некоторые вызывают полярные настроения.

Учебник — хорошо, компьютер — лучше

 

Совместно с АПН Министерством образования и науки подготовлены новые учебные планы и программы практически по всем предметам. Возобновлено изучение астрономии и введены новые дисциплины, такие, как «Основы экономики» и «Основы предпринимательской деятельности».

К сожалению, сегодня общеобразовательные школы обеспечены учебными пособиями лишь на 28%, а оснащением для выполнения лабораторных и практических работ менее чем на 2%. Конечно, это ставит под сомнение успешность усвоения школьниками учебного материала.

Как сообщил министр образования и науки Василий Кремень, сегодня, по сравнению с 1999 годом, более чем втрое возросли объемы государственного финансирования издания учебников.

— Впервые мы выпустили учебники для детей с особыми потребностями, для школ с языком обучения национальных меньшинств и учебных заведений системы профтехобразования. Состоянием на середину августа напечатано и доставлено в общеобразовательные учреждения 35 названий новых учебников тиражом 3,8 млн. экземпляров. В то время, как для решения проблемы учебников нужно напечатать 42 млн. экземпляров учебной литературы.

Тем не менее недостаточно полагаться лишь на обеспечение учеников учебной литературой и на пополнение фондов библиотек, считает министр. Со временем в учебных заведениях будут созданы ресурсные информационные модули, включающие видеотеку, библиотеку, банк данных сети Интернет и тому подобное. Но до сих пор уровень компьютеризации учебных заведений, особенно в сельской местности, остается низким. Правда, в прошлом году было оборудовано 104 компьютерных класса, а до конца 2001 года планируется обустроить еще 300.

Начиная с нынешнего учебного года, дети, проживающие в отдаленных селах (а таких около 240), будут подвозиться к школе специальными автобусами.

Относительно других школьных нововведений. По мнению работников просвещения, 12-летнее обучение даст возможность избавиться от многих неудобств. В частности, не будет «перескакивания» с третьего класса сразу в пятый. В первый класс 12-летней школы не обязательно идти в шесть лет. Если ребенку исполнилось семь или восемь лет, но по каким-то причинам он не пошел в школу, то может учиться тоже 12 лет. В.Кремень рассказал также о хороших новостях для двоечников-второгодников. (Ежегодно таких насчитывается около 40 тысяч.) Отныне их никто не будет держать в одном классе по нескольку лет. Во-первых, это финансово не выгодно школам, во-вторых, травмирует психику детей. Психологической нагрузкой является также шестидневное обучение. Поэтому Министерство образования рекомендует всем школам перейти на пятидневку.

Начиная с этого учебного года, выпускники школ будут иметь возможность выбирать выпускной экзамен на собственное усмотрение, чтобы «реализовать свою профессиональную ориентацию». Со временем это станет возможным и в десятом классе.

 

Ученым можешь ты не быть, но футболистом быть — обязан

 

Еще одно нововведение — урок футбола, который Минобразования рекомендует ввести в школах. Пожалуй, у многих возникнет вопрос: почему именно футбол? Как быть, если ребенок предпочитает другой вид спорта? Или, может, Министерство образования и науки стремится внести свой вклад в подъем украинского футбола?

На эти вопросы корреспондента «ЗН» министр ответил:

— Еще один урок физкультуры вводится согласно программе физической массовой работы, утвержденной несколько лет назад и предусматривающей введение третьего урока. Прежде такой возможности не было. Сейчас она есть. Поэтому и вводим еще один урок физкультуры и ориентируем работников образования на то, чтобы, по возможности, это был урок футбола. Почему футбол? Во-первых, он эффективно влияет на развитие личности. Во-вторых, имеет не только физическую, но и психологическую направленность: содействует установлению личностных контактов. В-третьих, для внедрения этого вида спорта в школах созданы наилучшие условия. Только в этом году Федерация футбола передала нам 20 тыс. мячей и обещает еще 50 тыс. Не воспользоваться такой помощью просто нельзя.

— Может ли ученик избрать какой-либо другой вид спорта?

— Безусловно, если в школе для этого созданы лучшие условия.

 

Компьютерные программы: на гуманитарную помощь надейся...

 

К радости школьников, министерство планирует развивать краеведческую работу. Для этого собираются расширить функции Центра туризма, дав ему возможность заниматься такой деятельностью. По мнению работников просвещения, реализации этого замысла поможет выполнение программы «Школьный автобус».

Вскоре могут появиться комплексы «школа — детский сад». Вернее, их в Украине уже около 500. Вызвано это, очевидно, тем, что сеть дошкольного образования фактически пришла в упадок. Только за последние два года ликвидировано около 5 тыс. дошкольных учреждений.

Однако некоторые нововведения влекут за собой ряд проблем. Да, просвещенцы до сих пор не знают ответа на вопрос, как 12-балльная система скажется при поступлении в высшие учебные заведения. Но то, что медалистов стало меньше, — факт.

Куда более серьезная и даже глобальная проблема — украиноязычные компьютерные программы, которых, как известно, в Украине до сих пор нет. Программное обеспечение, которым сейчас пользуются школьники и учителя, — или на английском, или на русском языках.

— Впечатляет пример национально сознательных поляков, которые за три года полностью компьютеризировали свои школы, приобщив фирмы, предоставляющие компьютерные услуги. Одна пятая часть стоимости техники — это стоимость программного обеспечения, — говорит начальник управления образования и науки Львовской областной государственной администрации Михаил Брегин. — Поляки открыты для сотрудничества с нами. Это программное обеспечение может быть использовано и передано по принципу, что знание дарится, а не продается.

Трогательная деталь — местный священник поддержал львовских работников образования: «Наша старенькая церковь подождет — обустроим школу».

— Министерство присоединилось к решению этой проблемы и ведет переговоры с представителями Посольства США, — сообщил В.Кремень. — Уже есть соответствующее обращение к компании «Майкрософт». Поэтому остается надеяться, что вскоре будем иметь украиноязычный вариант компьютерных программ. Существует соглашение и с министерством образования Польши относительно обмена опытом.

 

Авторитет учителя начинается с его... кармана

 

На коллегии все без исключения говорили о необходимости поднять престиж профессии учителя.

— Банальная вещь, но достичь этого можно, только подняв ему жалованье, — считает первый зампред комитета Верховной Рады по вопросам образования и науки, академик Петр Толочко.

В то же время председатель секции образования ЦК профсоюза работников образования и науки Мирослав Габорак уверяет, что даже после повышения с 1 сентября текущего года зарплаты работникам просвещения (учитывая предыдущее повышение, она возрастет почти на 50%), уровень оплаты труда учителей все равно остается наиболее низким по сравнению с другими специальностями.

Одна из особенно острых проблем — старение педагогических кадров. Неохотно идут учительствовать выпускники. И не только из-за зарплаты. Более 20 тысяч педагогов сегодня не имеют жилья. Пополнять эту «армию» никто не желает. Как может выпускник педагогического вуза ехать на работу, например, в сельскую школу, не имея «ни кола ни двора»? Поэтому, по мнению М.Габорака, особенно нужно поддержать сельского учителя.

Тем не менее, по словам профсоюзного лидера, бюджетных средств никогда не будет хватать. Поэтому просвещенцы должны научиться сами их зарабатывать. Как это сделать — решать руководителям на местах.

Но это еще не все. Учителям придется не только «компьютеризироваться» и искать способы зарабатывания денег в ущерб основной профессии, но и учить английский язык. Причем, чем быстрее, тем лучше. Ведь со следующего учебного года в начальной школе изучение иностранного языка будет введено повсеместно.

P. S. Один заслуженный учитель похвалился с трибуны, что многие его ученики учатся и работают за границей. Из зала послышалась ироническая реплика: «Лучше бы не учил и так хорошо!..»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно