Маленький ребенок воспринимает мир образами. И только к 10-12 годам у большинства на смену образному мышлению приходит мышление логическое. У творческих людей способность образного восприятия мира сохраняется всю жизнь. Образное мышление было у Леонардо да Винчи, Теслы, Моцарта, Скрябина. Все творческие личности сначала видят в воображении желаемый результат своей предстоящей деятельности (иногда это происходит неосознанно), а затем трансформируют образ в форму. Все достижения человечества сначала существовали как мечта в воображении их первооткрывателей.
Рассказывает Майя Айзенварг, инструктор по эйдетике, педагог: «В Японии из 100 человек жителей 67 - изобретатели. Высокий уровень современной японской науки и техники известен во всем мире. Японцев с детства приучают к красоте, учат все делать качественно и красиво, развивают у детей образное восприятие мира. По мнению некоторых специалистов, развитию воображения и образного мышления японцев способствует и их национальное искусство аранжировки цветов - икебана, и иероглифическое письмо, в котором один иероглиф может соответствовать целому понятию».
Продолжает Леонид Айзенварг, инструктор по эйдетике, врач: «К сожалению, существующая сегодня отечественная система массового образования детей не соответствует заложенным природой физиологическим процессам. Поэтому детям часто трудно дается обучение, основанное на логическом мышлении и механическом запоминании. И нередко именно наиболее одаренные от природы дети от такого обучения тупеют. Многие будущие гении человечества в детстве признавались тугодумами, не способными к обучению. Среди них Эйнштейн, Фарадей, Лобачевский, Эдисон. У них всех было образное мышление. Но утраченные в детстве и юношестве способности можно вернуть. В любом возрасте можно восстановить у человека способность к образному восприятию мира. Сделать человеческий мозг более гармоничным, а человека целостным, успешным, умеющим ладить с собой и миром».
Известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий - правого и левого. Считается, что о различиях между ними первым заявил знаменитый греческий врач Гиппократ. Но только почти через две тысячи лет его сообщение о том, что «мозг у человека двойной», привлекло внимание ученых, и в 1861 году французский врач Поль Брока обнаружил связь между повреждением левого полушария и потерей речи. Дальнейшие научные исследования установили, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию и имеет свои области специализации. По образному сравнению профессора Калифорнийского университета Клауса Д. Хоппе: «Левое полушарие отвечает за обработку вербальной (речевой) информации, логическое мышление и видит не лес, а множество деревьев. Правое же полушарие, напротив, специализируется на интуиции, пространственной ориентации, и благодаря ему мы имеем чувство целого, воспринимаем множество деревьев как лес. Кроме восприятия целого, правое полушарие отвечает также за выражение чувств».
У маленьких детей преимущественно развито правое полушарие. В этом секрет того, что они воспринимают мир образами и эмоционально на него реагируют. Левое полушарие «созревает» к 10-12 годам. Едва ли 10% людей на Земле сегодня используют сбалансированно оба полушария своего мозга. У большинства «задействовано» преимущественно левое полушарие и почти не используется потенциал правого. То есть, у значительной части взрослого населения практически не используется образное восприятие, воображение и интуиция. Так может быть, и не нужно? А если и нужно, то только творческим людям, художникам, музыкантам?
Профессор Стэнфордского университета Роберт МакКим проводит со слушателями специальные занятия по развитию образного мышления и воображения. Он говорит о том, что образное мышление может применяться в любой области человеческой деятельности. Оно универсально. Среди его слушателей специалисты разных профессий. Развитие образного мышления (а значит, правого полушария) и, как следствие, гармонизация деятельности мозга существенно повысили их творческие способности и деловые качества.
Методиками обучения детей, сообразными с законами природы, развитием образного мышления у взрослых, гармонизацией работы обоих полушарий мозга занимаются в последние годы ученые-практики во многих странах. В ряде стран, например в США, для этого созданы специальные институты. А что у нас? По мнению японцев, мы снова впереди планеты всей.
Магистр Российской академии естественных наук Игорь Матюгин разработал принципиально новый метод тренировки и развития образного мышления, образной памяти и воображения. Свой курс обучения Матюгин запатентовал и назвал эйдетикой. Слово «эйдетика» происходит от греческого слова «эйдос», что означает «образ».
Леонид Айзенварг: «Курс эйдетики Матюгина в отличие от многих предшествующих очень прост, доступен, а главное, он строится на принципах позитивного восприятия мира, позитивного подхода к событиям и позитивного отношения к людям. А позитивный подход к жизни сам по себе является важнейшей составляющей благополучия. Весомым признанием преимуществ методик Матюгина является тот факт, что эта методика была приобретена Японией и включена в национальную программу образования. Начали активно заниматься эйдетикой и поляки. В Украине об эйдетике известно мало. В Киеве есть семь инструкторов эйдетики, и преподается она только в трех школах. А мы могли бы стать страной гармонично развитых граждан с высоким творческим потенциалом».
Что же дает человеку развитие образного мышления?
Концентрацию внимания, развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой и пр.), умение быстро и надолго запоминать информацию, умение забывать ненужное и легко припоминать нужное, развитие интуиции и логического мышления, умение быстро справляться с проблемами и находить эффективные решения. Детям - удовольствие от учения. Всем - восстановление душевного равновесия благодаря гармонизации работы мозга.
И как результат - профессиональный рост, достижение максимальных успехов, улучшение микроклимата в семье и в коллективе на работе, способность быстро адаптироваться в новых жизненных обстоятельствах.