Рано или поздно нам придется выходить из карантина и научиться жить и работать с блуждающим коронавирусом. Постепенно родители возвращаются на работу, и перед ними со всей остротой встает вопрос: куда девать детей? Когда будут работать детсады и летние лагеря, хотя бы пришкольные? А что нас ждет осенью, когда откроются школы? Управленцам следует хорошо поразмыслить над тем, как обеспечить и качественную образовательную услугу, и безопасные условия для детей. Особенно актуален этот вопрос в городах, где заболеваемость самая высокая, соответственно и ситуация с выходом из карантина сложнее. Например, в Киеве.
Сейчас Министерство здравоохранения собирает предложения с рекомендациями для организации работы детсадов после ослабления карантина. В Киеве уже разработан "Регламент восстановления образовательного процесса в учебных заведениях города Киева и режима их работы после снятия карантинных ограничений" (далее - Регламент). Он был подготовлен по поручению мэра Виталия Кличко и принят на заседании штаба по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Этот документ учитывает специфику и реалии наших экономических и культурных особенностей, а также опыт выхода из карантина других стран. Надеемся, его идеи пригодятся при разработке временных рекомендаций МЗ и главного санитарного врача о противоэпидемических мерах в период карантина.
Вернуться к заведениям образования возможно, лишь заранее подготовившись. Мы это осознали уже через неделю после перехода в дистанционный режим обучения - в конце марта. За этот период изучили опыт нескольких стран, которые первыми оказались в карантинном режиме и первыми его ослабляли (Китай, Республика Корея).
Как выходят из карантина школы в Европе?
В европейских странах нет единой стратегии выхода образования из изоляции. Более того, анализируя шаги наших соседей, убеждаемся, что главным критерием принятия решений является индивидуальный подход, логика возможного в рамках максимальной безопасности для жизни и здоровья детей и педагогов. Следует заметить, что даже подходы к охвату дистанционным обучением учащихся во время карантина очень отличаются. В Бельгии, например, дистанционное обучение не применяли, во Франции, Германии и Греции подавляющее большинство школ ограничилось общением учителя и ученика по электронной почте.
Середина мая - пора постепенных карантинных ослаблений, и смелость шагов педагогов тоже разная, хотя все начинают с констатации: вернуться в садики и школы, как в прошлой жизни без коронавируса, уже невозможно. Парадигма возвращения разных стран такова: до сентября учебные заведения открываться не будут, поскольку существует риск для учителей и воспитателей, среди которых есть люди в возрасте, страдающие хроническими заболеваниями (Италия); возвращение детей в школы при условии не более 15 человек в классе, которые сидят, соблюдая дистанцию по меньшей мере 1,5 метра, с обязательным использованием средств индивидуальной защиты и правил дезинфекции помещений (Германия, Франция, Бельгия, Дания) в зависимости от ситуации в конкретном регионе, городе. В этом случае у каждой группы класса учебная неделя - три дня по 3–4 урока.
Садики принимают в младшие группы до четырех детей, в старшие - до десяти, ведь обеспечить соблюдение дистанции между малышами - задача не из легких. В садики берут только тех детей, чьи родители должны выйти на работу. Это нормальное общественное сотрудничество власти и громад, осознающих свою ответственность перед вызовами, спровоцированными эпидемией.
Следует отметить, что во Франции, например, даже в тех садиках, где не ограничили присутствие детей, родители которых не работают, в группы пришли только 30% малышей. Понимание того, что массовые контакты - самая большая опасность в нестабильной эпидемической ситуации, оказалось для родителей определяющим. Наши соседи-поляки отдали принятие решения об открытии садиков на усмотрение их руководителей. Это решение они могут внедрить лишь в случае создания безопасных условий.
Как будет выходить из карантина Киев?
Киев также определил свои пути возвращения в учебные заведения, очертил правила для всех участников образовательного процесса, работников и управленцев. Взвесив свои возможности, город рассчитал потребности в финансировании ради безопасного пребывания в образовательных детских заведениях.
Наш Регламент восстановления образовательного процесса в учебных заведениях города Киева и режима их работы после снятия карантинных ограничений рождался в процессе переговоров с медиками, представителями Главного управления Госпродпотребслужбы в городе Киеве, управленцами системы образования.
Напомним, что мы открываем садики и школы в условиях, когда справки о состоянии здоровья ребенка отменили. Такое нововведение было принято еще год назад в рамках реформы медицины. Следовательно, теперь ответственное решение о возвращении воспитанника/ученика в детский коллектив держится исключительно на честном слове родителей, которые должны подтвердить удовлетворительное состояние здоровья своего ребенка и отсутствие контактов с больными.
Следует помнить, что Киев - крупный мегаполис, в учебных заведениях которого ежедневно находится свыше 400 тысяч детей. Работая над Регламентом возвращения, мы хорошо сознавали, что это вопрос чрезвычайный, огромного общественного веса и одновременно в первую очередь актуальный для каждой семьи с детьми. От порядка и системности действий как во время подготовки к возвращению, так и после частичного послабления карантинных ограничений зависит, каким путем пойдут детские заведения - слаженной работы или создания центров вспышек болезни и повторного закрытия. Определенные Регламентом правила учитывают разные сценарии событий, но все они направлены на сохранение жизни и здоровья участников образовательного процесса и как можно скорейшее преодоление коронавирусной эпидемии.
Так как же действовать? В Киеве мы запланировали следующие шаги.
Первый - закупить все необходимое для подготовки к дальнейшей работе детских заведений: обеспечить учебные заведения дезинфицирующими, моющими, антисептическими средствами, бесконтактными термометрами, средствами индивидуальной защиты и т.п. Советуем с этого начинать всем громадам.
Это задание мы выполнили заранее, в течение карантинного периода. Ведь закупки за бюджетные средства - процесс непростой, длительный (от 14 до 40 дней). Если средства не предусмотрены, а процедуры не запущены, то антисептики не появятся в садике или школе уже завтра. Да и бюджетные средства на какие-либо незапланированные мероприятия не так легко перераспределить. Это длительный законодательно определенный процесс.
Второй шаг - готовить помещения заведений к открытию должны люди, сегодня тоже находящиеся на карантине. Сначала должен заработать транспорт, который позволит работникам добраться к рабочим местам. Этап подготовки включает в себя как дезинфекцию помещений, так и выяснение состояния здоровья работников заведения и детей, готовых его посещать. По нашим подсчетам, этот этап может длиться от 10 до 14 дней.
Третий - непосредственное возвращение. Сначала нужно определиться, кого и когда возвращать.
Из заявлений представителей правительства мы знаем, что украинские ученики уже не сядут за парты в этом учебном году. 2019/2020 учебный год завершаем дистанционно. В отличие от ряда европейских стран, у нас дистанционное обучение проводится организованно. Происходило и оценивание учеников, что дает возможность перевести детей в следующие классы. Традиционно июнь - месяц работы пришкольных лагерей, учебной практики, возможностей для апелляции годовых оценок, принятия решений педагогическими советами о выпуске (4, 9 и 11 классов) и перевод учеников. У нас есть несколько сценариев июньской образовательной жизни. Среди них - проведение индивидуальных и групповых консультаций как для учеников начальной школы (правительство объявило, что пришкольных лагерей не будет, а потребность в уходе за малыми детьми у работающих родителей, безусловно, есть), так и для выпускников (по предметам ВНО). Также в случае необходимости предоставим возможность провести процедуры апелляции.
По нашим прогнозам, возвращение из карантина летом больше затронет дошкольные учреждения. А это уже зона ответственности исключительно местной власти. Заместитель киевского городского главы В.Мондриевский анонсировал выделение 24,5 млн грн на оперативное приобретение моющих и дезинфицирующих средств для учебных заведений. В образовательные заведения Киева уже завезены и продолжаются поставки необходимых дезинфицирующих, моющих и антисептических средств; образовательное пространство приспосабливают к жизни в чрезвычайных условиях: изымают ковры и мягконабивные игрушки, переформатируют помещения, обустраивают места для сбора и утилизации индивидуальных защитных средств и т.п.
По нашим прогнозам, услугой дошкольного образования летом воспользуются не все киевляне. Средняя посещаемость садиков до карантинных ограничений по городу (с сентября 2019-го по февраль 2020-го) составляла немногим более 60%. Учитывая европейскую статистику, процент родителей, которые приведут детей в детские заведения в июне, будет ниже, чем традиционно в этот период. И мы, согласно требованиям Регламента, готовим все дошкольные заведения столицы к восстановлению их работы.
Четвертый шаг - жизнь после возвращения.
Решение об открытии каждой отдельной школы или детсада будет приниматься на основании вывода, подтвержденного соответствующим актом готовности.
Организовывая обучение в столичных школах и детсадах, мы обращаем внимание на следующие важные моменты. Все они прописаны в нашем Регламенте.
Возвращение в детсады работников и детей возможно лишь при условии, что они здоровы. Доступ родителей и посторонних лиц в детские заведения будет ограничен. Общение педагогов с родителями будет осуществляться в дистанционном режиме.
Движение детей по помещениям заведения должно быть четко расписано для групп/классов, а массовые мероприятия - отменены. Обыденной привычкой станут ежедневный скрининг температуры детей дома перед выходом в учебное заведение и повторный скрининг в школе или детсаду.
Если эпидситуация не улучшится до 1 сентября, или, наоборот, произойдут новые вспышки, возможно, мы введем обучение в несколько смен или изменим начало занятий. Также отработаем возможность функционирования запасных входов и выходов. Это поможет избежать скопления детей на входе в школу и выходе из нее.
Будем просить школы, чтобы они максимально отказывались от кабинетной системы. В случае если это невозможно (уроки химии, физики, биологии, деление на подгруппы при изучении предметов и прочее), обязательным является соблюдение правил санитарной обработки помещений после каждой смены классного коллектива.
Мир еще так не жил. Все страны учатся возвращаться к обычной жизни в условиях частичных карантинных ограничений. Жизнь после возвращения в образовательные заведения может развиваться по нескольким сценариям. Все они зависят от эпидситуации в стране/городе и, по большому счету, от того, как быстро человечество справится с этим вызовом. Поэтому карантинные ограничения могут иметь волнообразный характер: от ослабления ограничений к более жестким ограничительным мерам и наоборот. В какую сторону двигаться нам, будет зависеть от ответственных действий всей громады.