Будущее уже наступило

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Будущее уже наступило
Проректоры ведущих университетов рассказали, как их вузы преодолевают вызовы пандемии

Новый учебный год в высших учебных заведениях, с одной стороны, начался в новых реалиях, которые накладывают на всех участников образовательного процесса карантинные ограничения. Это и противоэпидемиологические меры, и необходимость проводить максимальное количество занятий дистанционно, и, самое главное, — психологическая готовность преподавателей и студентов адаптироваться к новым условиям. С другой стороны, этой осенью университеты оказались намного лучше подготовлены к новым вызовам, потому что опыт весеннего семестра и необходимость срочно перестроить процессы для обеспечения дистанционного обучения сделали университеты более сильными.

Недавно состоялась панельная дискуссия онлайн “Университеты в условиях карантина — как обеспечить качественный учебный процесс?”, где спикеры — проректоры университетов Киева, Харькова, Львова и Днепра — поделились опытом: как их образовательные учреждения переживают эти непростые времена, как преодолевают новые вызовы.

Приятно отметить, что, несмотря на трудности, с которыми столкнулись администрация университетов, преподаватели и студенты, все спикеры отмечают положительный толчок, который дал вынужденный переход к смешанному обучению — от создания большого количества новых онлайн-курсов до повышения цифровой культуры участников образовательного процесса.

Но вместе с тем это не отменяет такие трудности как экономические затраты университетов на соблюдение карантинных мер, мотивация студентов учиться онлайн, стратегия адаптации первокурсников, перегрузка и выгорание преподавателей и новые подходы к цифровизации образования.

Итак, в этом материале мы рассмотрим, что происходит сейчас в ведущих университетах страны, как приспосабливаются к новым условиям работы преподаватели, как чувствуют себя студенты и главное — не потеряем ли мы качество образования.

Децентрализация процесса обучения и технологии против психологии

Проректор по научно-педагогической работы КНУ им. Т. Шевченко Владимир Бугров подчеркивает, что в организации процесса обучения в университете пошли путем децентрализации. То есть каждый институт или факультет университета должен был выработать свою модель проведения занятий, ведь между разными подразделениями есть существенные различия: и в количестве студентов на потоках, и в содержании и форме занятий.

Была цель максимально перевести лекционную нагрузку в онлайн, при этом не потерять качество проведения лабораторно-практических занятий, например, разбивать группу на маленькие подгруппы и делать это вживую. Соответственно образовательный процесс в университете сейчас смешанный на большинстве факультетов.

Такой гибкий подход особенно важен для первокурсников, потому что взаимодействие со студентами 1-го курса бакалаврата оказалось одним из наибольших вызовов для руководства университета и подразделений. Студенты только-только начали обучение, и обычно в начале осени они социализируются, адаптируются к коллективу, изучают инфраструктуру университета, знакомятся с особенностями и отличиями семинарских, лабораторных и практических занятий. Осенний семестр будет определяющим в правильном выстраивании коммуникационной траектории. Ведь в весеннем семестре университет имел дело с постоянным контингентом студентов, которые уже работали вместе, а на сегодняшний день примерно треть студентов сменилась (магистры, «перемешавшиеся» по группам, ускоренная форма обучения для выпускников колледжей и бакалавры первого года обучения). Как привлечь к комьюнити этих студентов, никогда не сдававших сессию вообще, не говоря об онлайн? Важным моментом здесь станет культура оценивания, которую нужно проработать с преподавателями.

Еще одна проблема, на которой делает акцент пан Бугров, — психологическая. Университет вынужден был поставить всюду дезинфекционное оборудование (например, дезинфекционные кабины на входе в корпуса), а это и финансовые затраты, и расчет времени на обработку дезинфицирующими средствами, измерение температуры и т.п. Но труднее, чем организовать все это технологически, было донести до студентов сложность ситуации, необходимость придерживаться карантинных норм. Оказалось, что студенческая молодежь далеко не всегда ответственно относится к пандемии и адекватно воспринимает текущую ситуацию.

То есть информационная и психологическая проблемы обеспечения образовательного процесса в новых реалиях, по мнению пана Бугрова, даже важнее технологической.

Трансформация образования и конкуренция вузов в новых условиях

Проректор по научно-педагогической работе ХНУ им. В. Каразина Анатолий Бабичев подчеркивает, что происходит трансформация системы высшего образования вообще и предоставления образовательных услуг в частности, и университет идет к этому сознательно, понимая, что в ближайшее время возвращения назад не будет.

Пан Бабичев делится мнением, что высшее образование уже никогда не будет таким, каким было еще в прошлом году, и это мировая тенденция. Изменится все: спрос на высшее образование будет уменьшаться в частности и из-за карантина, а вот борьба за потребителей образовательных услуг в ближайшие годы будет возрастать. С одной стороны, крупным университетам вроде бы легче в этих условиях, потому что не у всех есть технологии, которые можно внедрить в образовательный процесс, чтобы быть привлекательными для студентов. Но вместе с тем проблема и в том, что крупным заведениям высшего образования сложнее меняться и адаптироваться к новым реалиям. И тут важен вопрос автономии университетов, потому что на местах виднее, как именно меняться.

Учитывая это, университет делает все возможное, чтобы разнообразить перечень предоставляемых образовательных услуг. И потому, несмотря на все сложности, университет живет интересной жизнью, и, конечно же, многое происходит именно в онлайн-формате, в частности выставки и международные конференции.

Весна многому научила и руководство структурных подразделений, и преподавателей, поэтому летом научно-педагогические работники вместе с заведующими кафедрами работали над организацией образовательного процесса. Например, создали дополнительно 50% новых онлайн-курсов и на сегодняшний день более 2000 курсов университета можно увидеть на платформе Moodle как для дневной, так и для заочной формы обучения. Важно также создать условия, чтобы каждый студент мог легко найти все необходимые для учебного процесса материалы.

Важным моментом, который отмечает Анатолий Бабичев, является то, что посещать лекции весь день в онлайн-режиме очень трудно. Поэтому и подход к проведению лекций онлайн изменяется от стандартной лекции (как это было в аудитории) до диалога с преподавателем, потому что только так можно удержать внимание студентов, мотивировать их к обучению и не потерять качество образования. Изменение методики преподавания материала сейчас — ключевой момент. Фактически все мы становимся модераторами образовательного процесса, и задача как руководства университета, так и преподавателей заключается в том, чтобы студентам было интересно учиться, чтобы они шли в университеты. Мы не понимаем, что будет завтра, какой цвет эпидемиологической зоны будет в том или ином регионе, но вся работа менеджмента должна быть направлена на поиск новых путей коммуникации и повышения педагогического мастерства.

Необратимая цифровизация образования и новые каналы коммуникации

Проректор по научно-педагогической работе и информатизации ЛНУ им. И. Франко Виталий Кухарский говорит, что образование получило положительный толчок, связанный с вынужденным переходом к онлайн-учебе. Нельзя утверждать, что это произошло без потери качества, поэтому сегодня нужно искать разумный компромисс между полным переходом обучения в виртуальное пространство и традиционным очным образованием. Как произойдет переход к обычному образовательному процессу? Виталий Кухарский прогнозирует, что он будет новым, смешанным, ведь преподаватели многому научились за этот период и будет тяжело отказаться от новых подходов к обучению.

Хотелось бы, чтобы процесс диджитализации стал необратимым, а цифровая культура неустанно развивалась в каждом университете. Вместе с тем сейчас необычайное значение имеет формирование информационной среды в университете, что в условиях финансовой нестабильности является серьезным вызовом.

Важны также каналы коммуникации, которые, по свидетельству студентов, очень быстро меняются. Недавние опросы, проведенные в университете, показали, что наилучшим вариантом коммуникации для соискателей образования сейчас являются Instagram и Telegram. Это нельзя не учитывать, поэтому во Львовском университете дополнительно к Instagram запустили внутренние каналы в Telegram, помогающие общаться и дисциплинирующие сотрудников. Используются как общеуниверситетские, так и факультетские каналы. Вообще пандемия помогла выявить каналы коммуникации, которые реально работают, и каждый университет почувствовал, как можно эту коммуникацию наладить, используя современные подходы и средства.

Также вызовом является адаптация студентов 1-го курса. Обычно в университете проводятся офлайн-мероприятия вроде Welcome Week, где новичков знакомят с особенностями организации студенческой жизни. В этом году такое мероприятие впервые состоялось в онлайн-формате и собрало широкий круг первокурсников. Были освещены многие важные вопросы, от правил соблюдения санитарно-гигиенических норм до особенностей нынешнего образовательного процесса, а важным элементом мероприятия было привлечение к участию работодателей.

Также пан Кухарский заметил, что в университете работает система управления учебным процессом, текущий и сессионный контроль проходят в режиме электронных журналов и электронных ведомостей. Еще одним положительным моментом является то, что нынешняя ситуация изменила отношение к электронному обучению, а университет получил много новых онлайн-курсов, что добавляет оптимизма и веры в дальнейшее стремительное развитие информационных технологий смешанного обучения.

Ключевой момент перехода к онлайн-обучению — повышение квалификации преподавателей. Нынешняя университетская программа вызвала сумасшедший интерес со стороны преподавателей, сейчас есть более 450 желающих повысить квалификацию. Основное направление таких программ — использование информационных технологий в образовательном процессе. В рамках программы планируется дополнительно осветить вопросы международной мобильности, коммуникации со студентами, методики проведения занятий в онлайн-режиме, обеспечения стандартов качества и многие другие.

В общем, говорит Виталий Кухарский, преподавательское мастерство как инструмент заинтересованности студентов — ключевой вызов на ближайшие месяцы. Каждый университет должен проводить опросы студентов и сотрудников и пользоваться социологией, чтобы понимать ситуацию.

Восприятие информации и новые технологии — как приспособиться к изменениям

Первый проректор Национального ТУ «Днепровская политехника» Александр Азюковский делится мнением о том, что главная проблема — не в технологиях, а в нас самих, потому что динамика развития технологий значительно опережает динамику изменений в сознании.

Формат донесения информации должен быть другим, потому что важной задачей преподавателей является донесение и передача эмоций, но вместе с тем нужно научить получателей образовательных услуг принимать эти эмоции в новых реалиях. То есть получить технологию не проблема, проблема — научиться ее использовать, а это требует изменений в мировоззрении.

Пан Азюковский отмечает, что оборотная сторона диджитализации образования — увеличение нагрузки преподавателей, ведь подготовка к преподаванию онлайн чрезвычайно трудное и кропотливое дело, и на каждый час проведения занятия приходится тратить четыре-пять часов подготовки к нему.

Также важной проблемой является восприятие информации. Сейчас фактически не существует университетов в обычном смысле этого слова, мир изменился, он уже другой, и сможем ли мы вернуться назад — это важный и волнующий вопрос. Поэтому перед администрацией университета и преподавателями возникает множество вопросов. Например, какое приложение для коммуникации выбрать? Разные студенты привыкли к разным сервисам, и это также надо учитывать, потому что мы все являемся равными участниками образовательного процесса.

Но меняются не только университеты. Меняются также рынок и работодатели, формируются новые тренды, которым участники образовательного процесса должны соответствовать. Используя опыт работодателей, мы создаем новые навыки у студентов — от культуры электронной переписки до внутренней цифровой дисциплины.

Нужно рассматривать любой кризис как вызов и резерв для самосовершенствования, подчеркивает Александр Азюковский. Учитывая новые реалии, будущее уже наступило, а каким будет новое завтра — зависит от каждого из нас. Географические и временные факторы нас уже фактически не ограничивают, все участники образовательного процесса объединены информационным пространством, которое мы сами же и формируем, и это добавляет оптимизма.

Другие материалы автора читайте по ссылке

 

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме