В последние годы спрос на IT-сферу заметно вырос. Технические специальности становятся все популярнее на рынке труда, а дефицит кадров в сфере — обостряется. По данным Сообщества программистов DOU, на июнь 2021 года только на их платформе насчитывалось более девяти тысяч вакансий. Возникает кадровый голод.
Согласно исследованию BRDO, на IT-рынке ежегодно не хватает 20 тысяч новых специалистов. Это довольно высокие показатели. При этом в Украине насчитывается около 400 заведений высшего образования, большинство из которых готовит IT-специалистов. Кроме того, в IT часто работают люди с гуманитарным образованием и так называемые свитчеры (те, у кого есть опыт работы и практика в одной сфере, но они идут трудиться в другую). Статистика свидетельствует, что сегодня спрос на кадры вдвое выше, чем до начала пандемии COVID-19.
Возникает логичный вопрос: почему IT-рынок переживает кадровый дефицит? Оказывается, найти специалиста, который после университета будет понимать соответствующие технологии и обладать необходимыми знаниями, — задача крайне сложная. А это означает, что подходы к подготовке IT-специалистов необходимо менять.
Поразмыслим, как решить проблему недостатка высококвалифицированных специалистов с качественным набором практических навыков, как адаптировать IT-образование под потребности работодателя, сократить кадровый разрыв в сфере, и может ли с этим всем справиться реформа IT-образования.
Какие специалисты нужны бизнесу, и где их брать?
Развивая сотрудничество IT-компании с университетами и общаясь со студентами и преподавателями, знаю — студенту необходимо больше опыта в проектах и менторстве. В целом образовательные программы не успевают за индустрией, преподаватели идут работать в частный сектор, а учебные инфраструктура и оборудование не соответствуют требованиям бизнеса. Еще одна проблема — сложность в поиске первой работы. Причин много, но самая главная — отсутствие необходимого опыта, который трудно получить в самом университете. Все перечисленные факторы являются набором причин, формирующих кадровый разрыв на рынке IT-профессий. Именно его хотят сократить крупные международные компании своими образовательными инициативами.
В 2010-х популярным подходом было создание собственных корпоративных университетов (учебных центров, академий и т.п.), где студентов и выпускников, так сказать, доучивали, то есть давали знания и навыки, необходимые для работы на реальных проектах. Такие университеты внутри компаний работают и активно развиваются по сей день.
Сейчас мы видим новый тренд. Фокус бизнеса в сотрудничестве с университетами смещается на создание совместных образовательных программ, в рамках которых университет и работодатель согласовывают учебный план, специалисты компании привлекаются как преподаватели на лекциях и менторы на практических занятиях, выполняются общие учебные R&D-проекты и дается возможность реальной практики и стажировки. Теперь речь идет о системном и углубленном участии компаний в формировании траектории обучения IT-специалистов.
Следует отметить, что такой подход намного полезнее, потому что сосредоточивает усилия компании на самих университетах, а не на собственных тренинговых центрах. Благодаря этому есть возможность инвестировать в материально-технический потенциал университетов, поддерживать инициативных преподавателей, развивать совместные исследования и т.п.
И в то же время даже совместных образовательных программ крупных компаний с ведущими университетами страны недостаточно для изменения ситуации в стране. Преимущественно такие усилия решают вопросы подготовки кадров для рынка на ближайшие три-пять лет. Сейчас критически важно принять стратегический и системный подход.
Предложения государства и проблемы бизнеса
Недавно Минцифры и МОН объявили об образовании рабочей группы по вопросам реформирования ІТ-образования при Министерстве цифровой трансформации. В ее состав вошли представители Минцифры, МОН, офиса президента, Верховной Рады, бизнес-ассоциаций, ІТ-кластеров и общественных организаций со всей Украины. Платформой для разработки стал Центр экономического восстановления. Цель деятельности рабочей группы — наработка предложений по модернизации системы подготовки ІТ-специалистов и разработка необходимых проектов нормативно-правовых актов.
На первичном этапе рабочая группа выделила три основные проблемы IT-образования:
- недостаточное количество специалистов, — узким местом является знание математики в школах;
- недостаточное качество образования, — устаревшие программы, качество преподавания, слабая обратная связь с работодателями;
- недостаток «специальностей будущего», то есть обучение искусственному интеллекту, большим данным (BigData) и Интернету вещей (IoT).
Сейчас озвучены многие интересные идеи наподобие позволить перезачислять кредиты за счет успешно сданных онлайн-курсов и/или изучение этих курсов в партнерских вузах; отказаться от академических групп и перейти на меньшие, более узкопрофильные группы; ввести единый государственный квалификационный экзамен для выпускников и т.п.
Эти предложения обрабатывают в экспертных подгруппах — образование взрослых, высшее образование, полное общее среднее образование. После этого будет сформирована дорожная карта реформирования IT-образования
Отдаю должное образовательному сообществу — выработка новых подходов к подготовке IT-специалистов очень своевременна. Также важно, что к обсуждению действительно активно привлекаются представители работодателей (IT-бизнеса). Но есть опасения, что предложенная реформа, обсуждение, рабочие группы и дорожная карта не учтут важных проблем, с которыми сегодня сталкивается IT-индустрия. Не решив их, достичь эффективного результата от внедрения реформы будет сложно, и даже невозможно.
Кроме этого, важно понимать, что проблемы IT-образования — это проблемы всего высшего образования, и вопросы качества преподавания, современности учебных программ, подходов к сотрудничеству с работодателем касаются всех университетов Украины, а не IT-специальностей или технических (политехнических) вузов.
Вопросы, требующие решения сейчас
Диджитализация учебных курсов
Для IT-бизнеса чрезвычайно важно, чтобы по крайней мере в ведущих университетах страны был создан качественный и привлекательный онлайн-контент, что, в частности, актуально в условиях дистанционного настоящего. В последнее время традиционная система образования очень изменилась. Потребности в предоставлении цифровых услуг и исключительном взаимодействии со студентами были вызваны перестройкой на рынке работодателей.
Конечно, цифровая трансформация университетов — сложное направление. Оно нуждается в командном сотрудничестве. Так, индустрия может оказать финансовую поддержку и сделать необходимую экспертизу, Минцифры — помочь масштабировать эти усилия на всю страну, а Минобразования — мотивировать преподавателей, в частности финансово, создавать онлайн-курсы.
Оцифровывание учебных курсов поможет сделать учебный процесс эффективнее. Основными катализаторами такого развития станут скорость, привлечение, мотивированность и качество междисциплинарного контента.
Финансовая автономия университетов
Чтобы реформа IT-образования реально продемонстрировала эффективный результат, университетам важно свободно распоряжаться средствами инвесторов. Например, IT-бизнес сейчас активно вкладывается в инфраструктурные проекты в университетах, строит учебные лаборатории, закупает оборудование, предоставляет гранты преподавателям и студентам, финансирует университетские мероприятия. Но перечисление средств университету — всегда сложный вопрос. Основная проблема возникает, когда средства «зависают» в казначействах, то есть часто перечисленные средства уже «ушли» от инвестора, но не «дошли» до университетов. Соответствующая система усложняет сотрудничество и дальнейшее развитие IT-сферы в Украине.
Академическая автономия университетов
В Украине многим инженерам из индустрии действительно интересно преподавать в университете. Но в таком случае речь идет больше о корпоративной социальной ответственности, статусе или волонтерстве, чем об основном или дополнительном доходе. Лицензионные условия ограничивают возможность преподавания, поскольку требуют от преподавателя таких показателей, как научные статьи, учебники, патенты, научная степень и ученое звание, участие в международной научных проектах и т.п. Очевидно, вышеизложенным условиям не соответствует и не должен соответствовать представитель бизнеса, который хочет делиться со студентами своими практическими знаниями в качестве преподавателя. Принимая во внимание все это, целесообразно разработать гибкий подход к привлечению преподавателей из IT-индустрии, адаптировать зарубежные программы менторства в современное университетское сообщество.
В целом, несмотря на то, что запрос на IT-специалистов больше, чем их количество, IT-специальности становятся более популярными. Чтобы реформа IT-образования в Украине была эффективной, важно объединить усилия государства, гражданского общества и бизнеса. Диджитализация учебных курсов, финансовая автономия университетов и академическая мобильность университетов — три проблемы, которые необходимо быстро и эффективно решить. Если эти вопросы останутся открытыми и в дальнейшем, внедрение реформы IT-сферы в Украине будет тормозиться.
Только общими усилиями удастся адаптировать образование под потребности рынка, воспитать высококвалифицированных специалистов и сократить кадровый разрыв на рынке IT-профессий, ведь высокооплачиваемый специалист — это история life-long learning.
Больше статей Евгения Сакало читайте по ссылке.