Вырастить для себя профи

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Вырастить для себя профи Фото: matrix-ibs.com
Как частные ІТ-компании могут помочь вузам в подготовке айтишников.

Согласно репутационному исследованию ІТ-ассоциации Украины, качество образования и дефицит специалистов — это проблемы почти для половины студентов. Начиная с вуза ІТ-специалисты должны много учиться, чтобы успевать за изменениями в сфере технологий. Индустрия развивается очень быстро: обновляются языки программирования, появляются новые тренды и увеличивается потребность в специалистах, знающих толк в узкоспециализированных направлениях. Так, если специалистов по искусственному интеллекту раньше считали нишевой позицией, то с ускорением автоматизации потребность в них возрастает.

Так что следить за новыми направлениями, быть в теме и постоянно развивать навыки — трудная задача. И на самом деле она касается не только специалистов, но и университетов, которые готовят студентов к работе в ІТ-сфере, и бизнеса, куда придут работать молодые специалисты. Какие образовательные проблемы остались нерешенными в 2021 году, что именно следует улучшить в образовательном процессе и как вузы могут помочь своим студентам даже без вмешательства государства, разберемся подробнее.

Популярность ІТ-образования

Стать ІТ-специалистом хотят все больше студентов. За последние два года заявок на ІТ-специальности в вузах стало на 20% больше. Однако высшее образование — это не гарантия трудоустройства, поскольку начинающим часто недостает практических навыков и понимания проектной специфики.

На сегодняшний день основной спрос ІТ-рынка на инженеров с опытом от трех лет, уровня Middle. Такие специалисты более самостоятельны, могут аргументировать свое мнение и дать рекомендации об использовании технологий. Однако выпускнику с соответствующим уровнем теоретических знаний чаще всего будет не хватать практики.

Проблемы подготовки

Именно практика — краеугольный камень ІТ-образования. По исследованию Globallogic, 81% студентов IТ-специальностей во Львове нуждаются в большем опыте в проектах и менторстве. Однако чтобы обучить начинающих практическим навыкам, нужно:

— обновить программы в соответствии с требованиями индустрии;

— модернизировать оборудование, потому что на устаревшем трудно, а иногда невозможно выполнять сложные инженерные задачи;

— привлекать практиков с рынка, которые смогут рассказать об ІТ изнутри;

— автоматизировать процессы, ведь постоянные отчеты и бюрократия перегружают преподавателей.

Эти проблемы системны, но медленными шагами их сдвинули с места благодаря общим инициативам вузов и бизнеса, а также стремлению преподавателей и студентов. То есть точечные проекты можно создавать без вмешательства государства и делать все возможное в пределах учебного заведения, чтобы уже сейчас становилось больше специалистов, готовых работать в проектах.

Общие инициативы

Объединение усилий для улучшения ситуации в образовательном процессе — то, от чего выигрывают и бизнес, и университеты. Ведь вузы смогут предложить абитуриентам лучшую подготовку, а в ІТ-индустрии уменьшится дефицит и увеличится количество высококвалифицированных специалистов.

Итак, чтобы улучшить ситуацию в ІТ-образовании уже сейчас и на перспективу, выделим пять главных инициатив.

Инфраструктурные проекты. Ведущие IТ-компании могут создавать в университетах-партнерах общие лаборатории. В них обычно организуют учебные тренинги и практические занятия при участии инженеров компаний и работают над общими учебно-исследовательскими (R&D) проектами. Такие лаборатории оснащены современным оборудованием, что помогает решить проблему с устаревшими устройствами. Так, в 2020 году открыли четыре таких лаборатории — две в Киеве и по одной во Львове и Харькове.

Кроме того, центр IТ-компании в университете — это возможность для начинающих пообщаться с практиками и приобрести навыки, которые понадобятся в реальных проектах.

Общие учебные курсы и программы. Они помогают привести обучение в соответствие с требованиями рынка, а также создать принципиально новые подходы к преподаванию.

В рамках общих с университетами инициатив IТ-компании запускают учебные программы, в частности сертификатные, бакалаврские, магистерские. Так, во время обучения студенты объединяют теоретическое обучение с практической подготовкой под менторством экспертов индустрии. И главное, это является системным подходом к модернизации образования, когда можно создавать действительно качественный и современный учебный контент.

Поддержка преподавателей. Квалифицированный и инициативный преподаватель — залог качественно подготовленного начинающего специалиста. Именно поэтому IТ-компании инвестируют в потенциал преподавателей благодаря образовательным программам для повышения квалификации. С их помощью можно ознакомиться с современными технологиями, а также попрактиковаться в проектах, максимально приближенных к реальным. На протяжении обучения преподаватели получают материалы, которые можно использовать в учебном процессе.

Проектное обучение. Очень важным преимуществом для начинающих специалистов является понимание проектной работы, поэтому желательно учиться этому уже со студенческой скамьи. Сейчас IТ-компании создают учебные R&D проекты, в рамках которых студенты вместе с менторами рассматривают, как живет проект: какие в нем используются технологии и инструменты, подходы и методологии, как работать в команде, общаться с заказчиком, а также презентовать свою работу.

Грантовые проекты. Для поддержки идей преподавателей и студентов компании могут выделять гранты. Так, вузы имеют возможность привлечь дополнительный ресурс и наконец воплотить свои замыслы. Например, в январе запущен национальный конкурс грантовых проектов для улучшения ІТ-образования. И уже в марте будет объявлен победитель, приславший лучшую заявку на создание нового или диджитализацию уже существующего онлайн-курса, организацию онлайн-конференции или серии вебинаров, внедрение инновационных методов обучения, на учебно-исследовательский или другой проект относительно улучшения ІТ-образования.

Качественное ІТ-образование — залог развития ІТ-индустрии

Качество образования и дефицит специалистов — это проблема почти для половины студентов, согласно репутационному исследованию ІТ-ассоциации Украины. Однако улучшить ситуацию в ІТ-образовании можно и должно даже без вмешательства государства. Можно искать новые методы для обновления и модернизации программ, а также внедрять общие инициативы университетов и ІТ-индустрии. Ведь поддержка инженерных талантов Украины способствует развитию IТ-сферы в целом.

Другие материалы автора читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме