БИЗНЕС: «ХОЧУ УЧИТЬСЯ»

28 мая, 1999, 00:00 Распечатать

Рыночный круговорот прихватил с собой рынок образования, сделав активными всех его участников. «Зарубежные вливания» в эту сферу не заставили себя долго ждать...

Рыночный круговорот прихватил с собой рынок образования, сделав активными всех его участников. «Зарубежные вливания» в эту сферу не заставили себя долго ждать. Кто-то ездит учиться в западные университеты, а кто-то осваивает мировой опыт здесь. Стремление и первых, и вторых вполне понятно. Раз страна играет по общим для мира правилам, значит, необходимо их изучить. Особенно если это касается бизнеса, где неграмотность равносильна банкротству.

В Украине появилось не только модное слово менеджер, но и необходимость в людях, которые разбираются в многообразии новых управленческих функций. Именно этой категории украинского населения, в первую очередь, приходится осваивать постулаты мирового рынка. А они зачастую задаются деловыми людьми, имеющими вызревшую в американских бизнес-школах образовательную степень МБА (магистр бизнес-администрирования). Если проще - специалист по управлению. Знакомые с этой квалификацией слышали и сопровождающий ее девиз - «Знать, уметь и зарабатывать», который отражает совершенно естественный, но часто умалчиваемый «по моральным соображениям», метод человеческого существования - делать что-то ради чего-то. Как говорит директор программы МБА Международного института менеджмента Лина Хасан-Бек, «среда, в которой находится бизнес (налоговая система, конкуренция, экология), недружелюбна по отношению к нему. Поэтому для бизнеса важно изучить эту окружающую среду и научиться в ней выживать и развиваться».

Для того чтобы понять суть программы МБА, миру понадобилось какое-то время. В Европе система бизнес-школ начала формироваться с 1965 года, когда такие учебные заведения открылись при Лондонском и Манчестерском университетах. Туда потянулись не просто «мальчики и девочки», а те, кто уже получил диплом вуза и приобрел опыт работы. Очевидным стало то, что быть «руководителем бизнеса» можно имея не только экономическое или бухгалтерское образование. Амбициозный (в хорошем смысле этого слова) врач, решивший, что ему необходимо открыть свою собственную клинику, вполне способен интегрировать медицинские познания и умение организовать успешное дело. Лина Михайловна, которая анализировала работу программы в разных школах мира, говорит, что «на программе МБА не нужно описывать все виды налогов, а необходимо дать пояснения того, что нужно делать, если НДС достиг какого-то определенного уровня и к чему может привести налоговое планирование. На МБА не рассказывают о том, какие существуют виды компаний, а знакомят с тем, какие возможности появляются в случае, если вы организуете, например, открытое акционерное общество. За краткое время программы (один год на дневном отделении. - Авт.) нереально дать знания законодательства, но можно разъяснить, как в нем ориентироваться».

Степень магистра после пяти лет учебы в вузе и квалификация магистра бизнес-администрирования, которую иногда по уровню сравнивают со званием мастера спорта, - разные вещи. Слушатели программы МБА изучают базисные дисциплины - финансы, бухучет, маркетинг, менеджмент, то есть то же, что и в экономических вузах. Но, по образному высказыванию одного из слушателей программы, ее (т. е. программу МБА) можно сравнить с полетом над лесом, когда видны все деревья и направление среди них.

В России диплом МБА можно получить в нескольких десятках бизнес-школ (в Украине их нет и десятка). Вопрос в том, какого качества подготовка предлагается. В Швейцарии, например, был издан пятисотстраничный путеводитель по МБА, поясняющий, как вообще нужно выбирать программу. По словам Лины Михайловны, «если сравнивать программы разных бизнес-школ, то 85% названий курсов сходны. Но это не означает, что и продукт МБА будет в итоге одинаковым. Определить качество программы можно по тому, куда устраиваются выпускники, какие компании их покупают, сколько за них платят. Важный внутренний фактор - сколько известных в консалтинге преподавателей работают в институте. Ведь за последипломным образованием МБА приходят люди с опытом, поэтому и преподаватели должны иметь опыт не только обучения, но и жизни. Смысл прихода на учебу - приобрести опыт. А по доступу слушателей к информационным агентствам и Интернету можно судить о том, насколько мировое видение интегрировано в программу».

Эффективная МБА имеет ряд отличительных признаков. Первое - она интернациональна, ведь менеджеру приходится в итоге осознавать, что бизнес неотвратимо глобализуется. А интернациональность программы определяется по универсальности излагаемого материала, составу слушателей и преподавателей.

Кстати, о преподавателях разговор особый. Уверенно можно сказать, что найти специалистов, которые готовы «учить ученых», непросто. Требования к ним высокие и, как правило, они тоже имеют МБА. В Международном институте менеджмента, который привел МБА на украинский рынок образования, в первые годы 80 процентов курсов велись зарубежными преподавателями. «Они приносят свое видение и международный опыт, но часто по объективным причинам не могут понять реальную ситуацию в Украине, - говорит Лина Михайловна. - Поэтому институт прилагает усилия для обучения украинских специалистов. Но многое также зависит от личности самого преподавателя. Перед ним в аудитории, как правило, сидят люди с высокой самооценкой и достигшие определенного успеха. Поэтому на МБА преподаватель не может вещать. Ему необходимо уметь и разговорить слушателей, и сдержать поток лишней информации одновременно.

Интерактивность (то есть двустороннее равное общение с преподавателями), как противовес глухой лекционности, становится привычной необходимостью для самих слушателей. «В 1992 году мне было достаточно произнести слово «баланс» на английском языке, а моему коллеге показать перед аудиторией ксерокс акции, к нам только за это начинали относиться с полным пиететом. Сейчас слушатели программ МБА многое знают, могут этим поделиться и хотят совершенствоваться, обучаясь с профессионалами».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно