Злой рок «Укртелекома». Когда эту компанию включают в план приватизации, это чаще всего значит, что ее снова не продадут

2 декабря, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 2 декабря-9 декабря

Итак, «партия и правительство» опять твердо решили продать «Укртелеком» в следующем году. Об этом ...

Итак, «партия и правительство» опять твердо решили продать «Укртелеком» в следующем году. Об этом недвусмысленно заявил Виктор Ющенко в своем выступлении на Втором круглом столе представителей бизнеса и правительства Украины, организованном компанией Economist Conferences. Если бы речь шла о прошлой власти, это бы никого не удивило: при ней компанию три раза включали в план приватизации на следующий год, но так ни разу и не продали. Поскольку это первое подобное обещание нынешнего президента, дадим ему шанс, поверим. И попробуем проанализировать существующее положение вещей с этой долгожданной «сделкой века».

Приватизация «Укртелекома», заявил Ющенко, будет проводиться «по принципу «Криворожстали». То есть «на публичной и конкурсной основе» и без всяких «особенностей». Точнее, вне рамок Закона Украины «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком», принятого еще в 2000 году. Напомним, его действие было приостановлено Верховной Радой 5 июля, а 23 ноября правительство внесло в парламент законопроект №8488 о полной отмене устаревшего закона «об особенностях». Когда этот закон примут, Кабмин в очередной раз включит «Укртелеком» в перечень объектов для приватизации в 2006 году, и нам останется только ждать объявления конкурса со стартовой ценой. А затем искать в программе телепередач время трансляции открытого аукциона.

Полное рыночное счастье

Кабмин выполнил еще одно «веление времени», касающееся повышения инвестиционной привлекательности «Укртелекома». Долгожданную лицензию на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения стандарта UMTS вместе с соответствующей полосой частот государственный оператор все же получил, и без всякого конкурса.

Напомним: «выбивать» из НКРС эту лицензию начало еще правительство Тимошенко в августе. В свою очередь, из правительства лицензию «делал» председатель правления «Укртелекома» Григорий Дзекон. После долгих переговоров НКРС была вынуждена «по-хорошему» выдать «Укртелекому» лицензию, несмотря на принятый неделей ранее порядок проведения конкурсов или тендеров при выдаче радиочастот.

Следующим шагом по созданию будущему покупателю «Укртелекома» более благоприятных рыночных условий должно стать утверждение новых тарифов на фиксированную связь. Напомним, что финансовый план «Укртелекома», предусматривающий получение в 2005 году 1,109 млрд. грн. чистой прибыли, был рассчитан уже исходя из новых, повышенных на 70% тарифов на местную связь. Тарифы были утверждены НКРС еще в сентябре, но «зависли» в Федерации профсоюзов. Профбоссы перед выборами не могли упустить такой шанс продемонстрировать, как они стоят на страже кошельков простых людей, и начали выдвигать «Укртелекому» различные условия.

В результате юристы оператора решили, что поскольку НКРС не входит в состав Кабмина (который должен согласовывать изменения тарифов с профсоюзами), то ей ни с кем ничего согласовывать не нужно. На минувшей неделе наблюдательный совет «Укртелекома» попросил ФГИУ, как собственника, обратиться в Минюст с просьбой таки зарегистрировать новые тарифы. «Укртелеком» выступил с предложением вообще ограничить государственное регулирование тарифов и предоставить операторам право устанавливать их самостоятельно. По мнению компании, государство должно устанавливать предельные тарифы на услуги фиксированной связи и разрешать операторам устанавливать любые тарифы ниже этой величины, даже если они не будут рентабельными. Т.е. дать им возможность демпинговать.

Мобильная лицензия и либерализация тарифов — не единственное, что лоббирует «Укртелеком». Так, Антимонопольный комитет Украины рассматривает поданную еще летом заявку оператора на исключение его из числа монополистов на рынках междугородной и международной связи. Кабмин поддержал его в этом и выдал АМК поручение вывести компанию из перечня монополистов. Однако АМК, чей председатель А.Костусев также нуждается в предвыборных дивидендах, решил пойти на принцип. И объявил о «предварительном выводе», что услуги фиксированной междугородной и международной связи не являются взаимозаменяемыми с услугами мобильной междугородной и международной связи. Так что «Укртелеком» остается монополистом на данных рынках.

Цена вопроса, или вопрос цены

Итак, государство вовсю готовится продавать «Укртелеком». А готовится ли кто-нибудь его купить?

Большинство экспертов по-прежнему склоняются к выводу, что наибольший интерес к компании проявят российские инвесторы: «Альфа Групп» (в лице недавно образованной для управления телекоммуникационными активами компании Altimo) и «Системы».

В последнее время заговорили о новом потенциальном участнике — SСM. Этот угольно-металлургический гигант в последнее время активно скупает альтернативных операторов фиксированной связи. Кроме 49% в стремительно набирающем абонентов «Астелите», он приобрел «Фарлеп» и завершает сделку по покупке «Оптимы». Кстати, SСM неожиданно «породнился» с «Альфой», которая на минувшей неделе за 3,3 млрд. долл. купила 13,22% акций Turkcell, партнера донецких бизнесменов по «Астелиту».

Эксперты-оптимисты тем не менее ожидают, что в телекоммуникационную отрасль придет крупный зарубежный капитал. Якобы его интерес к Украине после революции немного повысился. Правда, на то, что придет он в лице «стратегического инвестора», то есть крупного западного телекоммуникационного оператора, надеяться по-прежнему сложно.

Во-первых, вокруг «Укртелекома» время от времени вспыхивают небольшие скандалы. То налоговая выставит многомиллионные претензии, то Михаил Бродский пообещает пересмотреть приватизацию компании после выборов. А это неприемлемые риски.

Во-вторых, интерес западных инвесторов к операторам чисто фиксированной связи падает вместе со снижением их рыночной доли на общем телекоммуникационном рынке. Все основные сделки последнего года, например, покупка испанской Telefonica голландского KPN за 20 млрд. евро, связаны именно с мобильными активами. А полноценным, прибыльным мобильным оператором «Укртелеком» станет еще не скоро.

В-третьих, западные компании уже обжигались на подобных сделках. Ряд восточноевропейских операторов, купленных западноевропейскими на пике приватизации телекомов на рубеже веков, демонстрируют не лучшие финансовые показатели, чем отягощают отчетность материнских компаний.

Только ли опасениями по поводу отсутствия «стратегического инвестора» вызваны разговоры о том, что продавать «Укртелеком» нужно путем вывода его акций на международные биржи? Например, президентским указом №1648 от 25 ноября с. г. предусмотрено введение предварительных котировок путем продажи 5—10% принадлежащих государству акций приватизируемых предприятий на фондовых биржах с целью определения реальной их стоимости. То есть правовую базу для выхода акций «Укртелекома» на биржу кто-то уже протолкнул.

Кто станет собственником «Укртелекома» в этом случае? Инвестиционные и пенсионные фонды, другие финансовые институты. Не исключено, что среди этих инвестфондов будут и компании, представляющие интересы украинских олигархов и чиновников. В том числе и «телекомовских». Ведь крупные финансовые компании вполне могут скупать акции по цепочке доверенностей, не афишируя до конца, в чьих интересах это делается…

Кроме того, «стратегический инвестор», купивший контрольную долю в «Укртелекоме», наверняка поставит туда свой проверенный менеджмент. «Криворожсталь» тому пример. Несколько финансовых институтов, владеющих небольшими пакетами акций, будут формировать менеджмент по другому принципу. И у нынешнего руководства останется больше шансов усидеть в креслах, убедив инвесторов, что лучше него с компанией никто не справится. Быть может, именно поэтому Григорий Дзекон является едва ли не главным апологетом публичного размещения укртелекомовских акций.

Завтра была война

Однако что это мы все об экономике да об экономике... За прошедшие с начала разговоров о приватизации «Укртелекома» восемь лет компания не была продана исключительно по политическим мотивам. Влияние политики на будущее этой сделки с тех пор не уменьшилось.

Свидетельство тому — недавнее выступление Михаила Бродского, обвинившего менеджмент «Укртелекома» в коррупции.

В подтверждение своих слов г-н Бродский представил отчет КРУ о проверке финансово-экономического положения ОАО «Укртелеком» за 2004 год, а также сводки платежей компании с июля по октябрь текущего года.

Отчет КРУ (напомним, что орган этот возглавляет однопартиец Бродского Николай Сивульский) в целом положительно характеризует деятельность «Укртелекома»: доходы и прибыль компании устойчиво растут, уставные задачи успешно выполняются. Общая сумма «отдельных недостатков» — 13,4 млн. грн. недополученных доходов и 81,3 млн. грн. неоправданных затрат.

Причем последняя сумма получилась в результате того, что «Укртелеком» возвращал мобильным операторам не 50, а 60% денег, полученных от абонентов за звонки на мобильные номера через «8». Однако в приказе Госкомсвязи, который устанавливал порядок взаиморасчетов, кроме ориентировочного соотношения распределения доходов 50/50 было указано: «…если иное не предусмотрено договором». А оно-то и было предусмотрено. Поэтому упрекать «Укртелеком» в том, что он мог бы заплатить им меньше, можно, но обвинять его в этом нельзя.

Содержит отчет и много других мелких претензий. Например, предоставление услуг компаниям при наличии дебиторской задолженности. Особенно умиляет ситуация с ООО «Глобал Юкрейн», которое еще в 2001 году было должно телекому 1,5 млн. грн., что подтвердил и суд. Тем не менее «Укртелеком» в 2005 году опять заключает с этим провайдером договор, а тот опять ему не платит. Возможно, такой приступ благотворительности совпал с приходом в парламент депутата-бютовца Виталия Коржа, чей сын контролирует «Глобал Юкрейн»: ну не мог «Укртелеком» отказать в аренде каналов столь уважаемым людям. А бютовец Сивульский совсем нюх потерял, «наехал» на «своих».

Списки банковских проводок «Укртелекома» также содержат много интересных адресатов. Например, платежи банку «Клиринговый дом» в размере 5—7 млн. грн. ежемесячно «для выплаты процентов собственникам облигаций ОАО «Укртелеком». Среди собственников — как резиденты Украины, так и нерезиденты — Deutsche Bank и Credit Suisse First Boston.

Напомним: с 2001 по 2003 год «Клиринговый дом» возглавлял Артемий Ершов, однокурсник Сергея Левочкина по киевскому «нархозу». Позже они пересеклись в «Укртелекоме»: Левочкин был на посту председателя, а затем просто члена наблюдательного совета, а Ершов — на посту заместителя председателя правления. Именно Ершов в начале сего года презентовал общественности выпуск облигаций «Укртелекома». И, видимо, для надежности «Клиринговый дом» был назначен ответственным за выплату процентов по ним.

А упомянутые нерезиденты — участники синдицированного кредита на 500 млн. долл. на семь лет, выданного ими «Укртелекому» в июле. Правда, руководство «Укртелекома» заявляло, что кредит был выдан без залога. Так что облигации, видимо, оказались у банков по какой-то другой причине. А Credit Suisse First Boston, согласно этим «платежкам», получил еще и 3,375 млн. долл. комиссионных за организацию кредита.

Впрочем, это уже рассуждения по мотивам представленных Бродским бумаг. Сам политик был резок: он назвал преступлением «попытку власти вывести на продажу» «Укртелеком», обвинил власть в том, что она, как и перед прошлыми выборами, пытается поскорее продать основные активы, и пообещал добиться пересмотра предвыборных сделок. Менеджмент «Укртелекома» он обвинил в ежемесячном выведении из компании 15 млн. долл. прибыли и отметил, что если бы он возглавлял компанию, ее прибыль за полгода выросла бы втрое.

В ответ Левочкин заявил, что намерен привлечь Бродского к ответственности за клевету в судебном порядке. С аналогичным заявлением выступил и нынешний председатель НС Александр Третьяков, также упомянутый Бродским в числе главных телекомовских коррупционеров.

Председатель правления «Укртелекома» Григорий Дзекон в присущей ему подчеркнуто интеллигентной манере заявил, что Бродский «некорректно интерпретирует информацию о финансовых операциях «Укртелекома», что может быть вызвано его недостаточной информированностью». Возможно, он намекал на некие свои договоренности с Юлией Владимировной: в апреле «ЗН» писало, что утверждение правительством финансового плана «Укртелекома» совпало с выплатой компанией беспрецедентных дивидендов на госдолю в размере 706 млн. грн., столь необходимых правительству в тот момент.

В общем, политических баталий по поводу «Укртелекома» мы еще наслушаемся. Особенно если учесть, что на носу выборы, а острой необходимости в продаже компании нет. Бюджет справится с финансовым бременем и без нее. Так что, возможно, раньше следующей осени «Укртелеком» продавать не будут. И этот факт еще раз подтвердит его репутацию как «самого непродаваемого предприятия».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно