Власть должна вернуться к работе

10 октября, 2008, 15:26 Распечатать Выпуск №38, 10 октября-17 октября

Существует колоссальный дисбаланс между надеждами на лучшую жизнь, которые украинцы в свое время адресовали властям, и реалиями...

Существует колоссальный дисбаланс между надеждами на лучшую жизнь, которые украинцы в свое время адресовали властям, и реалиями. Вместо настойчивой работы ради консолидации общества, разумной кадровой политики наблюдаем разрушение всего и всеми методами «чем хуже, тем лучше» и «после нас хоть потоп».

Давайте сравним некоторые базовые величины, непосредственно влияющие на состояние общественно-экономической жизни. За три последних года почти в 3,5 раза выросли цены на газ, импортируемый Украиной, — с 50 долларов за тысячу кубометров в 2005 году до 179,5 — в 2008-м и нефть — с 30 до 100—120 долларов за баррель. 2009 год вновь обещает значительное, если не шокирующее повышение цен. Казалось бы, ускоренными темпами должна меняться структура украинской экономики, происходить реальный — не декларируемый! — переход к энергоэффективным и высокотехнологичным производствам. Однако у нас по старой привычке доминирует энергосырьевой сектор — почти 70% по объему реализуемой продукции. Только 12% составляет инновационно-инвестиционный сегмент, хотя в развитых странах он превышает 30%.

Вместо укрепления национального товаропроизводителя и повышения его конкурентоспособности мы наблюдаем неестественную трансформацию экономики в сторону импортозависимости: если в 2005 году отрицательное сальдо внешней торговли составляло
2 млрд. долл., в 2007-м — 11,4 млрд., то за восемь месяцев текущего года оно равняется 10,9 млрд., а в 2009-м, по прогнозам правительства, составит 25 млрд. долл. Мы почти не оставляем шансов нашим производителям, тем более — в смысле перспектив развития и модернизации, требующих значительных средств и времени, вместе с тем трогательно «заботимся» о бюджетах других государств, о поддержке рабочих мест на их территории.

Несмотря на все разговоры о росте благосостояния населения, индекс человеческого развития оставляет желать лучшего. Этот предложенный ООН сложный показатель учитывает не только рост доходов, но и продолжительность жизни, экологические условия проживания, систему здравоохранения, образования и т.п. В 2007 году страна заняла 76-е место, уступив Эстонии, Румынии, России. За последние 12 лет этот индекс «съехал» на 22 ступеньки вниз. Уровень бедности в стране с 2001-го
по 2007 год почти не изменился, за чертой бедности находится 27—28% ее населения.

Неэффективность самой системы власти и неспособность лиц, ее олицетворяющих, прекратить бессмысленную борьбу за продолжение и расширение властных полномочий и сделать хоть что-то конструктивное, полезное для страны и ее народа, — вот что лежит в основе нынешнего невиданного украинского кризиса.

Справедливости ради нужно признать, что такие недостатки украинской власти в некоторой степени сложились не сегодня. Изменения, внесенные в Основной Закон Украины в декабре 2004 года, были непродуманными и принятыми в спешке, в условиях глубокого общественно-политического кризиса. По сути, они и породили волну дальнейших кризисов, остановить которую способна только продуманная конституционная реформа, которая будет основываться на всенародном волеизъявлении. Но даже сама тема реформы мгновенно стала предметом широкомасштабных политических спекуляций, и этот порочный круг никак не удается разорвать. Проекты Конституции, появляющиеся время от времени от разных политических сил, перенасыщены понятиями «подача», «назначение» или «отстранение от должности» и бесконечно далеки от самой идеи современного развития украинской государственности.

Позитивно повлиять на реформирование государственного строя должна была реформа местного самоуправления с ее перераспределением полномочий и ресурсов в пользу местных общин, расширением влияния на социально-экономические процессы гражданского общества. Но и она исчезла под бременем аргументов политической целесообразности и из-за нежелания получивших власть отдать хотя бы небольшую ее часть...

В итоге Украина с ее огромными потенциальными возможностями, высокоразвитой промышленностью, квалифицированными и опытными кадрами, положительными настроениями в обществе относительно приближения к европейским стандартам жизни может оказаться на обочине судьбоносных мировых процессов.

Огромна и проблема кадрового потенциала. Она стала такой в том числе из-за отсутствия у страны стратегии развития: мы не знаем, кем стремимся быть — страной с сырьевой экономикой, экспортером дешевой рабочей силы, сознательно избавляющейся от некогда прославленных индустриальных гигантов, или достойным участником международного разделения труда, сохранив один из лучших в мире интеллектуальных потенциалов и занимая ведущие позиции в мире в таких отраслях, как ракето-,
самолето-, судостроение, тяжелое машиностроение и т.п.

Ситуация с человеческим потенциалом, без преувеличения, близка к национальной катастрофе: рождаемость — как в Европе, смертность — как в Африке.

Распространилось явление трудовой миграции. «Борьба за трудовые ресурсы в Европе вышла на новый уровень, где Украине, к сожалению, отведена роль поставщика кадров», — комментирует ситуацию академик НАН Украины Валерий Геец. Взамен получаем беженцев из горячих точек бывшего СССР с переносом очагов конфликтов на территорию Украины, а также низкоквалифицированных специалистов из стран Африки и Азии.

Если раньше значительным был перекос в пользу инженерных специальностей, а гуманитариев готовили значительно меньше, то сегодня ситуация прямо противоположная: подготовка большого количества управленцев в ущерб рабочим специальностям.

Кстати, еще несколько лет назад Совет национальной безопасности и обороны Украины рассмотрел вопрос о сохранении и наращении кадрового потенциала, «дорожная карта» решения проблемы была утверждена указом президента. К сожалению, она не выполняется, как не выполняются почти 80% решений СНБО за последние два года.

Я уже говорил о стремительно растущей стоимости импортируемых энергоресурсов и высокой — до 60% — составляющей энергоемких отраслей промышленности, которые в значительной степени обуславливают сырьевую направленность экспорта. Энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости ВВП мира. Чрезмерное энергопотребление приводит к высокому загрязнению территории страны. Если в странах ЕС на тысячу долларов ВВП приходится 32 кг отходов, в Польше — 124 кг, то в Украине — 15 тонн!!!

Весь мир, ощутив растущую нехватку энергоносителей, принимает меры по энергоэффективности и снижению энергозависимости страны с помощью методов диверсификации импорта, увеличения добычи собственных энергоресурсов, освоения нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.

С угрожающей неизбежностью возникает тема повышения цены на природный газ. Особенно болезненным такое повышение будет для жилищно-коммунального хозяйства. К сожалению, и в этой ситуации не реализуется ни одна государственная программа по энергосбережению и повышению энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, которая ослабила бы удар и уберегла бы отрасль от развала.

Понятно, что для промышленности более приемлемо постепенное, нешоковое приближение стоимости газа к мировым ценам. Но у этого вопроса уже давно появилась политическая подоплека, и вполне вероятно, что дальнейшие торги за приемлемые цены будут стоить части национальной безопасности страны. Между тем ясно, что разрубить узел газовой зависимости можно будет только в том случае, если украинская власть прекратит использовать ее как аргумент политического противостояния и попробует объединить научные, производственные и человеческие ресурсы вокруг энерго-
сбережения, эффективного использования собственных ресурсов как национальной идеи.

В стране не создаются условия для модернизации экономики, технологического и технического обновления основных фондов, усиления инновационной политики и на этой основе — повышения производительности труда, формирования малого и среднего бизнеса и многого другого, от чего зависит конкурентоспособность экономики. Украина так и не смогла сформировать прозрачный земельный рынок, принять сбалансированный Налоговый кодекс, ряд законодательно-нормативных актов по корпоративным отношениям, фондовому рынку, рынку ценных бумаг, жилищно-коммунальному хозяйству, провести пенсионную реформу, реформу оплаты труда и т.д.

Удельный вес малого и среднего бизнеса в структуре валового внутреннего продукта очень низкий. Международные эксперты считают, что по рейтингу экономической свободы Украина занимает
133-е место в мире, по уровню качества налоговой системы — 180-е.

Наиболее уязвимыми для нас являются сферы, в которых фактически должны создаваться условия для рыночной среды, — противодействие коррупции, защищенность прав собственности, инвестиционная привлекательность, свобода ведения бизнеса.

В Украине самая высокая среди стран Европы потребительская и промышленная инфляция, к тому же наблюдается тенденция к ее дальнейшему росту. Сегодня внутренние и внешние факторы складываются для Украины довольно неблагоприятно. С одной стороны, хаотическая валютно-курсовая политика, рост кредитных ставок, беспредельный социальный популизм, с другой — сложная ситуация на мировых финансовых рынках, снижение интенсивности развития мировой экономики. Все это будет оказывать значительное негативное влияние на макроэкономические показатели. Именно поэтому сегодня пора отказаться от противостояния и направить все усилия на разработку системы антиинфляционных мер, усиление стратегии развития.

Коснемся темы обороноспособности государства. Сейчас даже международные наблюдатели отмечают, что в Украине разработаны довольно неплохие программы развития, наращивания и качественного обновления вооруженных сил. Не хватает только средств на их выполнение, а главное — политической воли последовательно и настойчиво заниматься реформаторским делом. В бюджете страны на «оборонку» предусмотрено немногим более 1% ВВП, хотя нужно как минимум 2%.

К сожалению, Государственная программа развития вооружения и военной техники Вооруженных сил до 2009 года, которая и предполагает техническое переоснащение и переход на современные системы вооружения, профинансирована только на 43%. Реальное финансирование фундаментальных и поисковых исследований в 7—10 раз меньше, чем этого требует программа. Мероприятия Государственной программы изготовления нового и модернизации существующего вооружения профинансированы на 17%. Это означает, что технического переоснащения армии, перехода на современные системы вооружений, прежде всего отечественных, не будет.

Не выполняется Программа перехода армии на контрактный принцип комплектования, другие «военные» планы.

Хочу поддержать необходимость реализации Программы развития сил специальных операций, автором которой является председатель комитета Верховной Рады Украины по национальной безопасности и обороне Анатолий Гриценко. Именно за такими силами — будущее, это наиболее подготовленный и самодостаточный компонент любых современных вооруженных сил, способный выполнять задачи стратегического значения, действовать на суше, с воздуха, из-под воды.

Следует позитивно оценить недавнее принятие Кабинетом министров Украины Плана мероприятий по реализации стратегии национальной безопасности на 2008 год. Во-первых, важно то, что правительство обратило внимание на обороноспособность и рассмотрело этот вопрос впервые за свою каденцию. Во-вторых, начата реализация Стратегии национальной безопасности Украины — наиболее важного и сбалансированного по всем составляющим документа по указанным вопросам. Позволю себе напомнить, что Стратегия национальной безопасности была разработана еще в начале 2007 года, базировалась на результатах деятельности многих экспертов и специалистов и является неотделимой составляющей государственной политики в сфере защиты национальной экономической, экологической, энергетической, информационной, демографической и оборонной безопасности.

Следовательно, для нас нынче приоритетом является современная и дееспособная государственная машина, которая надежно защищает национальные интересы, готова к новым вызовам, их осмыслению и реагированию на них, постоянно отслеживает тенденции развития внутри страны и за ее пределами, а поэтому готова действовать на упреждение.

Когда речь идет об интересах государства, то независимо от глубины внутренних политических противоречий, представители государства должны занимать консолидированную позицию. К сожалению, в нашем политикуме нет такого понимания, и мы это видим в вопросах интеграции, энергетической безопасности, подготовки к тому же Евро-2012. Кропотливая работа по формированию на международной арене позиции государства, основанной на защите и поддержке национального интереса, собственного достоинства и уважения ко всем зарубежным партнерам, превратилась в последнее время в такой себе политический туризм. Продолжается хождение по миру с протянутой рукой, игра с терминами относительно или ассоциированного членства в Евросоюзе, или подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС и присоединения к плану действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). Таким образом, мы сами ставим наших зарубежных партнеров в сложное положение, ведь они ждут от Украины прежде всего конкретных результатов в создании на украинской земле современных европейских стандартов экономики, качества жизни людей, демократии и права.

Известно, что ПДЧ не содержит ничего другого, кроме мероприятий по экономическому росту, проведению судебной и военной реформ, достижению политической стабильности и утверждения демократических ценностей в стране. Следовательно, для его выполнения нужны не пиаровские акции международного масштаба, а лишь наша добрая воля и работоспособность. Если политики и власть готовы этим заниматься без постыдного противостояния, то это можно делать без громких заявлений. Если не готовы, о чем тогда говорить?

Еще хочу напомнить требование Североатлантического альянса к государствам, которые прошли дорогу вступления в НАТО или идут по ней сегодня. От нас ждут выполнения трех базовых постулатов. Речь идет о реформировании системы государственной безопасности и Вооруженных сил на основе современных стандартов, наличии в стране политического консенсуса и безусловной поддержке инициативы вступления со стороны большинства общества.

Как видим, ни одно из условий Украина в полном объеме не выполнила, ситуация с политическим консенсусом значительно ухудшилась. Вот почему прекращение борьбы за ПДЧ — это вопросы нашего государственного достоинства, уважения к партнерам по НАТО, которым сложно считать для себя возможным теснее сотрудничать со страной, где парламент не может определиться с форматом коалиции, а президент и премьер-министр стали на путь взаимного уничтожения.

Позволю себе выразить мнение, что для Украины было бы более приемлемым участие в европейской системе коллективной безопасности, а не в трансатлантической. С НАТО связаны определенные негативные стереотипы нашего сознания. Украинцы не простили альянсу бомбардировки Югославии, «бряцание оружием» в Ираке и Афганистане, для нас являются очевидными проблемы внутри североатлантической структуры. Европейская система была бы ближе нам по духу, понятней по целям и масштабам, кроме того, мы могли бы непосредственно участвовать в ее формировании.

К сожалению, нынче из субъекта мировых процессов Украина превращается в объект чьих-то интересов, в материал для реализации чужих внешних сценариев. Это значительно снижает наш авторитет в мире. Определенные силы сознательно добиваются ухудшения отношений с Российской Федерацией, которая является одним из главнейших наших стратегических партнеров.

На сегодняшний день на Россию приходится более чем 27% в общем объеме внешней торговли Украины. В 2008 году сохраняется тенденция роста объема торговли товарами между Украиной и Россией, сформировавшаяся в последние годы. Товарооборот в январе—июле 2008-го увеличился на 35,4% и составляет 22 млрд. долл., прогноз к концу года — до 40 млрд. долл. Экспорт товаров в РФ вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 37,7% и составляет 9,6 млрд. долл.

Недопустимо то, что спорные вопросы двухсторонних отношений сразу же оказываются в арсенале ожесточенной внутренней украинской политики, и там, где должна демонстрировать тонкости экономическая дипломатия, гремят пушки политических ястребов. Вместе с тем проблемы внешнеэкономических отношений должны решаться путем постоянного диалога, уважительного отношения друг к другу и отделения сугубо политических вопросов от остальных.

Считаю необходимым отказаться от риторики о том, что взаимодействие с Россией может навредить украинским интересам, и максимально эффективно работать на основе равноправного партнерства ради сохранения традиционных прочных отношений между двумя странами, преодолевая недружеское отношение друг к другу, о котором все чаще говорят.

…Законы астрофизики, которую я очень уважаю, созвучны законам геополитики. Космический объект не может по собственному желанию уменьшить свою скорость и сойти с орбиты. Если такое произойдет — это будет его крахом. Страна не может выпасть из обоймы мировых социальных, экономических и политических процессов и подождать, пока украинские власть имущие натешат свои амбиции. Она значительно быстрее, чем кому-то кажется, окажется на обочине мировых процессов и навсегда утратит перспективу приблизиться к лидерам.

Убежден, не только дискредитированные этим кризисом политики, но и весь украинский народ должен еще раз серьезно задуматься, куда будет двигаться страна, как консолидировать все силы, прекратить пагубное для общества противостояние, вернуть власть к ответственной конструктивной работе ради естественного и достойного вхождения Украины в развитое мировое сообщество. И чем быстрее — тем лучше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно