В "бюджетном пакете" Верховная Рада приняла закон, предполагающий якобы верификацию получателей субсидий. Речь идет о том, что банки должны предоставлять органам власти по их требованию сведения о счетах своих клиентов (текущих, кредитных, депозитных и прочих), операциях и остатках на них. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства.
Верификация получателей субсидий в предложенном правительством варианте невозможна, а главное, критериев этой верификации до сих пор нет, говорится в статье Юлии Самаевой для ZN.UA.
По ее словам, международный опыт свидетельствует, что выделение помощи "живыми деньгами" и не на конкретные нужды является более эффективным, если речь идет о коммунальных платежах, - у людей появляется реальный стимул утеплить помещение, поставить счетчик, поменять окна. Тогда сэкономленные на оплате "коммуналки" средства можно потратить на что-нибудь еще.
"Но для того чтобы выдавать адресную помощь, нужно иметь как минимум реестр льготников, а как максимум - всеобщее декларирование доходов. Реестр создается в Украине с 2005 г., на что истрачен уже не один внешний кредит. Последний заем на эти цели мы получили летом 2015-го. Реестра все еще нет, и если он появится к концу 2016-го, это будет чудом. Всеобщего декларирования в обозримом будущем тоже не будет. Ему нашли неоднозначную альтернативу. Махнув рукой на адресность, правительство переключилось на верификацию льготников, решив, наконец, проверить, все ли из них могут претендовать на получаемую от государства помощь", - говорится в статье.
"Необходимость верификации не вызывает сомнений. Наверняка существует масса тех, кто получает льготы неоправданно. Но возможна ли верификация в варианте, предложенном правительством? Во-первых, количество домохозяйств, получающих субсидии, с прошлого года выросло с 2 до 5,4 млн, а принятые поправки декларируют проверку достоверности информации, предоставленной для начисления и получения всех социальных выплат, льгот, субсидий и пенсий. То есть всей армии льготников. Сколько времени и человеко-часов необходимо, чтобы проверить эти данные? Во-вторых, как они будут оцениваться, если на сегодняшний день нет критериев этой оценки?", - пишет Самаева.
НБУ в ответе на запрос ZN.UA подтвердил, что информация будет предоставляться исключительно Минфину, причем последний, в соответствии с существующим порядком раскрытия банковской тайны, не сможет передавать ее органам социальной защиты.
"Органы социальной защиты не смогут получать информацию от банков, поскольку они отсутствуют в перечне государственных органов, которым в соответствии со статьей 62 ЗУ о банках раскрывается банковская тайна, - говорится в официальном ответе Нацбанка. - Последними изменениями в статью 62 закона о банках предусмотрено, что раскрытие банковской тайны осуществляется центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование государственной финансовой политики, то есть Министерству финансов Украины, в ответ на его письменный запрос во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, предоставленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства. Порядок раскрытия банковской тайны, определенного законом, не предусматривает передачи полученной Минфином информации в органы социальной защиты".
Напомним, Если температура в жилом помещении ниже 18° С, то граждане имеют право на пересчет тарифа за отопление. Если же температура опускается к 12° С и ниже, граждане вообще не должны платить по счетам, если составят соответствующий акт, заявил премьер-министр Арсений Яценюк.
Подробнее о субсидиях в Украине читайте в статье Юлии Самаевой "Субсидии: новый общественный сговор" свежем выпуске "Зеркала недели".