Украинские законодатели регулярно нарушают законодательство, внося изменения в нормы о налогах и сборах с нарушением установленных Налоговым кодексом сроков. Об этом в статье для ZN.UA пишет Доктор юридических наук Даниил Гетманцев.
Так, согласно п.4.1.9 Налогового кодекса Украины, изменения в какие-либо элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Ставки налогов и сборов, при этом, не могут изменяться на протяжении налогового года.
Как отмечает Гетманцев, нарушение этих предписаний приобрело в Украине регулярный характер. Год от года нарушения становятся все грубее, лишая налогоплательщиков возможности планировать свои налоговые траты.
Данная ситуация, по словам автора, связана с тем, что Налоговый кодекс устанавливает правило, не предусматривая каких-либо санкций за его нарушение. Данная практика вступает в конфликт с современной мировой юридической практикой. Рассмотрением подобных дел уже занимается Европейский суд по правам человека, в который обращаются предприниматели, пострадавщие от спровоцированной государством нестабильности налогообложения.
"Законодатель установил обязательную для себя норму, порождающую обоснованные "законные ожидания" у налогоплательщиков относительно имущества (налога), который они должны (или не должны) будут заплатить в следующем налоговом периоде, сохранив либо потратив свое имущество. Из этого следует, что хотя налогоплательщик не имеет права на иск об отмене закона, принятого с нарушением п. 4.1.9 НК, однако он имеет право на возмещение убытков, принесенных ему установлением налоговой нормы в нарушение п. 4.1.9, если докажет, что дополнительные затраты возникли у него вследствие нарушения его законных ожиданий", - отмечает автор.
По его словам, если государство утвердило определенную концепцию (в данном случае – стабильность налогового законодательства), то оно действует противоправно, если отступает от нее. Введение правовой концепции в области налогообложения, по мнению эксперта, порождает обоснованные ожидания имущественного характера.
Гетманцев утверждает, что в подобных случаях государство обязано возмещать убытки налогоплательщиков.
"Отечественные налогоплательщики уже сейчас имеют достаточно оснований для защиты своих прав, нарушенных в связи с несоблюдением государством п. 4.1.9 НК, непосредственно в админсудах путем взыскания убытков с государства. Подобная судебная практика у нас пока отсутствует из-за пассивности налогоплательщиков и нерешительности админсудов, с опаской относящихся к применению норм решений ЕСПЧ в собственной практике", - резюмирует он.
Напомним, с 1 января текущего года вступили в силу серьезные правки в Налоговый кодекс Украины. Закон "О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые законодательные акты Украины об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году", в частности, устанавливает с 2016 года единую ставку единого социального взноса (ЕСВ) 22% и отменяет 3,6% ЕСВ, удерживаемого из зарплаты работников.
В то же время, 2 июня Верховная Рада внесла изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения пенсий. Правительственный законопроект №4542 во втором чтении и в целом поддержали 274 народных депутата.
Подробнее о проблемах со стабильностью и гибкостью украинской системы налогообложения читайте в статье Данила Гетманцева "Ретроналоготворчество" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".