Автор указывает, что в один день, 7 сентября "Укрзалізниця" объявила и провела экстренный тендер по закупке 60 тыс. т дизельного топлива, хотя обычно подготовка тендера занимает до двух месяцев. Причиной спешки была названа угроза национальной безопасности в виде невозможности обеспечить потребности армии в железнодорожных перевозках.
По словам Куюна, единственная причина, по которой железная дорога чуть не остановилась из-за нехватки топлива – это коррупция.
Отмечается, что ZN.UA писало о неизбежных проблемах с топливом еще в середине августа. Тогда был заблокирован тендер на закупку 150 тыс. тонн ДТ, которых бы хватило до конца года.
Оставшись без крупных поставок, Центр обеспечения производства (ЦОП) "Укрзалізниці" начал извлекать ресурсы везде, где только мог: глава ЦОП Виталий Цвигун даже купил у ОККО 10 тыс. т дизтоплива, которое отказывался брать ранее. В то же время, ЦОП объявил 15 новых тендеров по 10 тыс. тонн, но согласно процедуре, ближайшие торги состоятся только 24 октября.
По словам Куюна, у компании был только один выход – заем. УЗ требовалось не менее 50 тысяч тонн топлива, чтобы продержаться до октябрьских тендеров. 4–5 сентября о топливном кризисе в "Укрзалізниці" уже был осведомлен премьер, которого называют куратором и.о. главы компании Евгения Кравцова.
Как отмечает автор, ссылаясь на поставщиков, уведомление о о проведении тендера УЗ на 60 тыс. тонн по переговорной процедуре было получено ими днем 7 сентября.
По словам Куюна, проведение экстренного тендера – редкое явление. Закон "О публичных закупках" предусматривает такой способ закупки в случае необходимости немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций либо предоставления Украиной гуманитарной помощи. Данные обстоятельства должны быть документально подтверждены, например, решением СНБОУ, постановлением, поручением или распоряжением Кабмина.
В данном случае, спустя неделю формальная причина проведения экстренного тендера неизвестна. По данным участников торгов, в качестве причины им была озвучена "угроза национальной безопасности".
Отмечается, что торги заняли полчаса. Компания "Анвитрейд" выиграла 20 тыс. т по цене 23150–23450 грн/т, "Трейд Коммодити" - 30 тыс. т (23150–23200 грн/т), "Элемент-Нафта" - 10 тыс. т (23200 грн/т). В торгах также принимали участие представители ОККО, WOG и "Сокар". Общий объем закупки составил без малого 1,4 млрд грн.
Как указывает автор, закупочные цены можно считать нормальными: по данным "Консалтинговой группы А-95", среднерыночная цена на крупнооптовые партии дизтоплива 7 сентября составляла 23300 грн/т. Тем не менее, "Укрзалізниця" могла расчитывать на существенную скидку.
"Укрзалізниця" - крупнейший потребитель дизтоплива с объемом 300 тыс. т. Такой клиент имеет все основания претендовать на существенные скидки (минимум 500 грн/т). Посчитаем эффект. Сделанный ранее в ZN.UA анализ закупок 195 тыс. т ДТ у компаний "Вог Аэро Джет" и "Трейд Коммодити" в первом полугодии 2017 г. показал, что "железка" переплатила минимум 163 млн грн. На этом объеме скидка 500 грн/т дала бы экономию еще 101,5 млн грн", - говорится в статье.
Эксперт констатирует, что суммарно компания переплатила за топливо около 275 млн грн. С учетом того, что прибыль УЗ в первом полугодии 2017-го составила 122,5 млн грн, финансовый результат в случае экономии мог бы составить почти 400 млн грн, или выше фактического в 3,3 раза.
"Что мешает экономить подобные суммы? Существующая система закупок. Она не только вымывает из компании огромные деньги, но и в сентябре чуть не привела к чрезвычайной ситуации - остановке железной дороги", - подчеркивает автор.
По его мнению, изменение нынешней схемы невыгодно чиновникам ЦОП и "Укрзалізниці". Прозрачная и эффективная для УЗ система закупок лишит их коррупционных заработков.
"Теперь ситуация ухудшилась. После 7 сентября любые фокусы "железнодорожных" клерков можно будет прикрыть "угрозой национальной безопасности", - предупреждает аналитик.
По его словам, компании необходимы кадровые решения и координация разработки всем понятной ценовой формулы под руководством первых лиц УЗ и правительства.
"Автоматический режим ценообразования и поставок позволит расширить круг поставщиков за счет украинских и зарубежных производителей, международных трейдеров, а значит, снизить цену до минимума. А постоянная паника и беготня вокруг каждой закупки забудутся, как страшный сон", - заключает специалист.
Подробнее о проведенном 7 сентября тендере "Укрзалізниці" и проблемах существующей в компании системы закупок читайте в статье "Дизель под напряжением" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".