В Кабмине повышение акциза на горючее объясняют необходимостью имплементировать европейское законодательство и настаивают, что избрали минимальные ставки, прописанные в соответствующей Европейской директиве. Однако если мы говорим о европейских стандартах в налогообложении, стоит уточнить некоторые позиции, которые нам спускают как неизбежность и аксиомы, пишет в статье для ZN.UA директор ОАО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн «Какой будет цена на горючее, если акциз вырастет вдвое?».
На самом деле, нет никаких четких требований к имплементации именно таких акцизов. Евродиректива – это только рекомендация. Например, в Польше и Венгрии, которые являются членами ЕС уже более десяти лет, акцизы на бензин и дизтопливо ниже, чем отмечено в евродирективе. В Бельгии, Испании и Хорватии акциз на сжиженный газ намного ниже «рекомендованного». В Бельгии он вообще равен 0, однако на бензин является одним из самых высоких в ЕС — 600 евро/1000 л.
Кроме того, нет каких-либо постоянных пропорций между акцизами на разные виды моторного топлива. Каждая страна устанавливает свои ставки, опираясь на собственную экономическую ситуацию, а точнее на особенности потребления, экологическую повестку и т.д. Преимущественно страдает дизтопливо как наиболее грязное.
«Думаю, что правительство говорит о повышении налогов на топливо и в целом об усилении налоговой дисциплины, является требованием не столько ЕС, сколько западных кредиторов в целом. Им безразлично, как это будет сделано, главное, чтобы страна мобилизовала внутренние резервы. Это же, кстати, касается и борьбы с коррупцией, потому что государственные деньги, в том числе предоставленные Западом, идут в чьи-то карманы, а не на нужды страны», - отмечает автор.
Ранее мы писали о том, что в Украине одновременное увеличение акциза на горючее и рост ставки НДС вызывает интерес к схемам уклонения от уплаты налогов.