Участники рынка автотоплива считают, что блокировка на границе Украины с другими странами, в частности с Польшей, не станет причиной подорожания топлива. Цена будет зависеть больше от котировок нефтепродуктов в ЕС, а также курса национальной валюты, пишет Delo.ua.
Эксперты также отметили, что цены будут сдерживать диверсификации поставок и высокая конкурентность рынка.
«Сезонный фактор посевной в последние годы не работает. Фантомные боли от посевной у нас на рынке связаны с ситуацией, которая сложилась еще в 90-х, когда на рынке были только отечественные нефтеперерабатывающие заводы, которые не могли обеспечить внутренний рынок в полном объеме. Тогда действительно были дефициты и рост цен на топливо. А когда рынок открыли для импорта, то эта проблема исчезла», — рассказал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Эксперт отмечает, что ранее многие трейдеры завозили в страну большие объемы топлива именно под посевную. Однако из-за слабого спроса они не могли его сразу реализовать, поэтому были вынуждены продавать по более низким ценам, что снижало их в целом на рынке.
«Единственный фактор, который может повлиять на поставки топлива, — это блокирование польской границы. Потому что тогда у нас остаются только южные порты и южные границы, а западные границы будут заблокированы. Это несколько ухудшит ситуацию, но не критично», — считает директор по маркетингу сети АЗС «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук.
По словам аналитика консалтинговой компании «НефтеРынок» Александра Сиренко, с ноября 2023 года большая часть дизтоплива в Украину поступает из Румынии и Молдовы. Также достаточно много топлива поставляется через дунайские порты, поэтому предпосылок для дефицита и резкого роста цен нет.
В то же время основатель ГК «Прайм» Дмитрий Леушкин отметил, что трейдеры в этом году подготовились к высокому сезону потребления лучше, чем в прошлом году, докупив транспорт и проработав новые логистические каналы. По его словам, сейчас потенциальная способность трейдеров по поставкам топлива в страну вдвое больше потребности аграриев для посевной.
О том, почему протест польских автоперевозчиков нерационален, опираясь на цифры объясняет Юлия Самаева в статье « Блокада границы. Что следует объяснить полякам, чтобы ее прекратить ».