Блокада границы. Что следует объяснить полякам, чтобы ее прекратить

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Блокада границы. Что следует объяснить полякам, чтобы ее прекратить © EPA-EFE/Wojtek Jargilo

Украина в осаде. С начала полномасштабного вторжения РФ она лишена большинства привычных логистических путей. С начала блокирования польскими перевозчиками четырех пограничных пунктов — большинства грузовых автодорог, ведь среди всех стран-соседей именно в Польше их наибольшее количество.

Организатор протеста на границе с Украиной Рафал Меклер сообщил, что польские перевозчики намерены блокировать украинско-польскую границу до 1 февраля 2024 года. То есть еще два месяца. Сейчас очередь из фур растянулась более чем на 30 км, около трех тысяч водителей неделями ждут пересечения границы. Двое в очереди умерли. Да, вероятно, не от ожидания, но эта неделя в автомобиле зимой точно не добавила им здоровья.

21 ноября к блокаде присоединились и словацкие перевозчики, но их довольно быстро привела в сознание словацкая же полиция, поскольку забастовка оказалась никем не санкционированной. Но Союз автомобильных перевозчиков Словакии до сих пор не отбрасывает возможности присоединиться к польским коллегам в случае, если «их протест будет безрезультатным». Такая себе перспектива.

Украинское Министерство инфраструктуры надеется, что достигнет успехов в переговорах с польским правительством о разблокировании границы. Правда, уже с новым правительством. Лидер польской оппозиции Дональд Туск действительно признает ущерб от блокады и для самой Польши и вроде бы готов к конструктиву. Но раньше середины декабря этот конструктив вряд ли возможен. Действующее польское правительство поддерживает право на протест, гарантированное демократией. А чтобы окончательно затормозить поиск решения, попросило комиссара ЕС по вопросам транспорта создать совместный комитет для анализа ситуации.

О требованиях и мотивах польских перевозчиков детально рассказывал Владимир Кравченко, в частности отмечая, что, согласно информации ZN.UA, Мининфраструктуры Украины и слышать не хочет о каких-либо уступках протестующим. Входить в переговоры с такой позицией и в нынешних условиях сложно, поэтому попытаемся добавить аргументов украинской стороне.

Нет, речь идет не о «российском следе» в биографии лидера протестующих Рафала Меклера, речь об экономической иррациональности его протеста, которую можно объяснить российскими деньгами, но трудно оправдать бизнес-логикой.

С начала полномасштабного вторжения РФ и вызванных этим логистических проблем наши торговые связи с соседней Польшей существенно изменились.

В пользу Польши.

Getty Images

У польских перевозчиков больше работы, а следовательно, больше прибылей. Польские компании наращивают производство и сбыт. Польские поставщики имеют возможность покупать дешевле и перепродавать дороже. Польское государство получает больше налогов от них всех.

Да, Украина не идеальный партнер по многим причинам. Но утверждение, что она создала на польском рынке автоперевозок страшные неконкурентные условия, даже не преувеличение — откровенная ложь.

По данным сервиса аналитики EasyMarkets, экспорт товаров автомобильным транспортом в Украину с территории Польши (то есть наш импорт) за девять месяцев этого года в физических объемах вырос на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го (см. рис. 1). Доходы же экспортеров увеличились на 57% по сравнению с тремя кварталами предыдущего года и на 79%, если сравнивать с аналогичным периодом 2021-го.

ZN.UA

Выиграли все, и польские производители, и польские поставщики.

Смотрите сами, экспорт польских товаров в Украину за три квартала этого года в физических объемах вырос на 39%, а в деньгах — на 43%, или на 1 млрд долл., если сравнивать с прошлым годом. При этом экспорт китайских товаров в Украину из Польши увеличился на 78%, американских — на 135, японских — на 177% (см. рис. 2). Это все поставки сугубо автомобильным транспортом.

ZN.UA

Растет не просто польский бизнес включительно с польскими перевозчиками, повышается роль Польши как транспортного автомобильного хаба. Это как-то не очень вписывается в аргументы о страхах поляков, что украинские водители подвинут их с позиции автоперевозчика номер один в Европе. Наоборот, их рыночное влияние с начала полномасштабного вторжения только усиливается, благодаря до сих пор огромному украинскому рынку, который регулярно надо наполнять товарами через узкую горловину нашей западной границы.

Доход польских компаний, или хотя бы зарегистрированных на территории Польши, от экспорта в Украину автомобильным транспортом за девять месяцев 2023 года составил 5,7 млрд долл., что на 2 млрд (или на 55%) больше, чем за аналогичный период 2022-го, и на 77% больше, чем в 2021-м. Если говорить сугубо о внутренних выгодах, то есть об экспорте товаров польского производства, то на них приходится 3,5 млрд долл. из тех почти шести. Тут тебе и рост ВВП, и рабочие места, и доходы населения, и налоговые сборы — все по учебнику. В котором точно не будет тезиса о том, что если ваши доходы увеличиваются, то это вас поставили в неконкурентные условия. Остальные 2,2 млрд долл. — заработки поляков по перепродаже Украине товаров из других стран. И их тоже вряд ли можно интерпретировать как потери.

Даже интересно, что будут делать ценители демократических волеизъявлений в польском правительстве, если вдруг местные производители выйдут на протесты против протестов местных автоперевозчиков.

При этом никакого паритета мы не увидим, если посмотрим на объемы украинского экспорта в Польшу. Да, автоперевозчики единственные, кто не ушел в глубокий минус, но их плюс — это всего 3,8% в тоннах и минус 21% в деньгах, если сравнивать с тремя кварталами прошлого года. Сопоставьте с показателями польских коллег и почувствуйте, как говорят, разницу. К тому же, если у поляков автоперевозки — это более половины от всех видов транспорта, на которых поставляются товары, то в Украине на автомобилях в Польшу едет всего 20% товаров, а 80% — по железной дороге (см. рис. 3). Так неужели эти 20% создали настолько неконкурентные условия на внутреннем польском рынке, что дошло до протестов?

ZN.UA

Посмотрим на динамику: 2020 год — физические объемы поставок автотранспортом выросли на 4,7% по сравнению с предыдущим годом, 2021 год — увеличение почти на 6% и вот 2022-й — плюс 39,9% к предыдущему году. За девять месяцев 2023-го, напомню, — уже 53%, значит, по году рекорд 2022-го будет побит. То есть после начала войны объемы поставок автотранспортом из Польши в Украину выросли десятикратно.

Мы благодарны полякам за то, что пока наши внутренние производители как могут справляются с вызовами войны, они обеспечивают нас всем необходимым. Мы благодарны польским автоперевозчикам, помогающим это делать, несмотря на существующие риски. И ни в коем случае мы не хотим сказать, что кто-то там зарабатывает на нашем горе, но факт заработка как такого, сферического в вакууме, не скрыть плакатами о возможных банкротствах из-за украинских конкурентов. Панове, банкротства — это точно перебор.

Польские поставщики тоже не обделены — они получили довольно широкие возможности покупать более дешевые украинские товары, чтобы перепродавать их на более дорогом европейском рынке. И дешевле наши товары не только из-за базовых составляющих цены, таких как оплата труда или стоимость электроэнергии, они дешевле еще и из-за нашей логистической безысходности. Если у тебя из кучи возможных направлений поставок остается только «польское», ты рад продать дешевле тому, кто готов вывезти, лишь бы продать и не закрыться.

Getty Images

Вот только даже и это направление закрылось. Один день блокады обходится нашим компаниям значительно дороже, чем 300 евро за простой самих грузовиков, ведь производства также простаивают, пока ждут груз. Да еще и за втрое более длительную, чем обычно, доставку должны платить втрое дороже, поскольку желающих постоять в недельном заторе по старому тарифу нет. Это все скажется и на нашем едва живом росте ВВП, и на наших внутренних ценах, повышение которых мы останавливали буквально сверхусилиями, и на экономической активности в целом.

Поэтому на одной чаше весов выгоды, которые получают польские производители, поставщики, да и те же перевозчики, а на другой — надуманные убытки Рафала Маклера с друзьями, реальные убытки Украины, уже достигшие 400 млн евро, и политический ущерб для обоих государств.

Как представляется, выход на результат win-win в таких условиях найти несложно. Очень надеемся, что украинской стороне для этого наконец хватит аргументов, польской — решительности, а украинским водителям — выдержки.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме