Тепло по-варшавски

18 июня, 2010, 16:24 Распечатать Выпуск №23, 18 июня-25 июня

Тему реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Украине заболтали и политизировали по самое «не могу»...

Тему реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Украине заболтали и политизировали по самое «не могу». Теоретически все понимают, что реформы неизбежны, но начинать их реальное воплощение властям всех уровней страшновато. В итоге все годами сводится к имитации бурной деятельности. На выходе — бесконечные программы, слабо обеспеченные деньгами, в которых меняются только сроки наступления «светлого будущего».

Очень похоже на то, что реформирование начнется, только «когда совсем припрет». Это подтверждается и опытом — в наибольшей степени продвинулись в основном в небольших городах, где часто отступать просто некуда. В этом случае либо горячая вода и отопление исчезают как класс, либо, к сожалению, нечасто... начинают что-то делать.

Зато страсти по коммуналке громче всего бушуют в Киеве, где тарифы — одни из самых низких в стране при уровне доходов заметно выше среднего. Столичное шоу длится уже не первый год и очень далеко от завершения.

Тем не менее рост тарифов неизбежен. Причина тоже проста: растут цены на энергию, а сами системы новее не становятся. По данным «Киевэнерго», из почти 2400 км
тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения менее 700 км введены в эксплуатацию за последние 25 лет. Другими словами, коммуникациям требуются обновление и модернизация. Но чем позже их начнут, тем дороже они обойдутся. За последние двадцать лет в мире накоплено немало примеров этого. Это и реформировавшиеся балтийские страны, и массово убившие системы теплоснабжения Молдова или Закавказье.

Для Украины достаточно интересен польский опыт, поскольку Польша нам близка не только по климатическим условиям, но и по менталитету. Поляки занимаются реформами с начала 90-х годов прошлого столетия, и их опыт вполне тиражируем.

Киев вполне сопоставим с Варшавой по размерам и численности населения, правда, в польской столице на миллион жителей меньше. Более того, оба города участвовали в проекте Всемирного банка по реформированию теплоэнергетики. Результаты, к сожалению, оказались очень разные.

Поляки в итоге добились практически безаварийной работы коммуникаций, забыв и о традиционных ранее двухнедельных отключениях горячей воды летом на период ремонта и проверки систем. Сегодня ремонтные работы выполняют за несколько часов. Киев похвастаться подобным не может, да и тот кредит он даже не смог освоить полностью. Сейчас «Киевэнерго» планирует получить новый еврокредит, и остается только надеяться, что он будет использован с большей эффективностью.

Интересно, что при этом поляки работают по вполне «социалистической» системе тарифообразования — «затраты +прибыль» и менять ее не собираются. Также вполне «по-киевски» затраты на отопление зимой распределяются на весь год.

Эксплуатацию тепловых сетей города осуществляет муниципальное предприятие АО «Столичное теплоэнергетическое предприятие» (по-польски SPEC), являющееся крупнейшей в Евросоюзе теплоэнергетической системой. Общая протяженность тепловых сетей составляет 1676 км (т.е. примерно в 1,5 раза меньше киевской). Компания отапливает примерно 19 тысяч зданий, обеспечивая три четверти потребностей города в тепле.

Ежегодно потребители польской столицы получают около 8,6 млн. Гкал тепла, киевская энергокомпания производит больше — от 11,5 до 12,9 млн. Гкал. Но вот предварительно изолированных труб, обеспечивающих резкое снижение потерь тепла, в Варшаве почти 600 км, что в пять раз больше, чем в Киеве.

Между тем еще в начале 1990-х годов состояние тепловых сетей Варшавы оценивалось как критическое. Тогда была разработана и начала воплощаться в жизнь программа модернизации, позволившая выправить положение и снизить издержки, сохранив при этом лидирующее положение SPEC на рынке. В результате модернизации втрое сократились потери воды, почти вдвое — тепла. Численность персонала тоже уменьшилась почти вдвое — с 3535 до 1828 человек.

А вот в «Киевэнерго» тепловым сегментом занимаются около 7 тысяч работников. В пересчете на поставляемую потребителю гигакалорию поляки работают практически втрое более производительно.

Чем похожи две столицы, так это тем, что и в Варшаве, и в Киеве не приветствуют переход жителей на индивидуальное отопление. На Висле с такими намерениями борются весьма эффективно. Чтобы в многоэтажном доме отключить квартиру от централизованного отопления, нужно не только иметь обоснование, но и… получить разрешение собственников остальных квартир. Ведь в этом случае для них вырастет тариф на отопление. Так что «самоотопленцев» немного.

Кстати, именно отношения жильцов радикально отличают Варшаву и Киев. В Украине жители дома — это нечто совершенно аморфное. Попытки создания сообществ владельцев квартир годами буксует. И, честно говоря, украинская правительственная программа по 70-процентному охвату объединениями совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) городского жилфонда к 2015 году выглядит ну очень оптимистично… А для Польши это уже в прошлом: кооперативы и ОСМД вообще играют определяющую роль на рынке коммунальных услуг.

Кооперативу принадлежит и земельный участок вокруг дома, который он благоустраивает и за чистоту которого отвечает. На этом участке кооператив вправе по согласованию с госорганами даже санкционировать строительство магазинов или организовывать рынки. Власти законодательно поддерживают такие объединения жильцов, но в их деятельность не вмешиваются. При этом от получаемых доходов кооператив платит налоги в размере 7%, тогда как другие юридические лица — в размере 22%.

Государство помогает и с решением проблем тепломодернизации домов по программе энергосбережения, в частности при взятии долгосрочных кредитов, а в отдельных случаях — и при погашении по ним процентов. Если муниципалитету требуется какой-то участок земли, его выкупают у кооператива по рыночным ценам.

Некоторые кооперативы состоят из трех-четырех сотен многоэтажек, или10—20 тысяч квартир. В Украине подобное представить трудно.

Впрочем, одновременно устанавливаются и жесткие правила деятельности. К примеру, представить себе обычную для Киева установку «дядей Васей по договоренности» несертифицированного счетчика тепла в Варшаве невозможно. Разрешены к установке счетчики только трех согласованных типов. Зато в польской столице возможна практически немыслимая для Киева ситуация, когда жилищно-эксплуатационные предприятия устанавливают в тепловом пункте SPEC для контроля и свой дополнительный счетчик.

Теплоснабжение Варшавы осуществляют несколько ТЭЦ, независимых от SPEC. Они работают на угле, а одна из них — и на коммунальных отходах. В последние годы средняя цена гигакалории для потребителей (в пересчете на гривни) составляет около 350 грн., т.е. находится на уровне тарифов в ряде украинских городов и почти вдвое превышает киевские цены.

Сама коммуналка, даже без счетов за электроэнергию, обходится недешево — в среднем 2,5—3 долл. за квадратный метр площади в месяц. В итоге на коммунальные платежи польская семья выделяет 16—20% своего бюджета. Причем оплачиваются 100% стоимости услуг без дотаций, субсидий и льгот. И уровень оплаты контролируется жестко. Согласно действующему законодательству потребителя, не оплачивающего использованное тепло в течение трех месяцев, можно отключить. В отношении злостного должника суд может вынести решение о принудительном отчуждении квартиры. После ее продажи из вырученной суммы погашаются долги, а бывшему владельцу собственности выплачивается оставшаяся разница. Уровень оплаты традиционно превышает 99%. Неплательщики изредка встречаются только среди владельцев коттеджей (обслуживают тепловые узлы самостоятельно) и среди госпредприятий.

Но жестко контролируют и тепловиков. После принятия в 1997 году закона об энергоснабжении коммунальщики попытались было «поиграть» со структурой тарифов. Ряд компаний стал устанавливать тарифы для потребителей с большой фиксированной составляющей, доходившей до 70%. Другими словами, основную часть прибыли получали независимо от объема поставок.

Это вызвало резкие протесты тех же кооперативов, и уже в 2000 году правительство приняло специальные поправки к закону, которыми была установлена доля фиксированных издержек при производстве, передаче и распределении тепла при централизованном теплоснабжении. С тех пор такие издержки не могут превышать 30% от совокупной величины тарифа даже в том случае, если реальные фиксированные затраты теплокомпаний больше.

Кстати, в Польше муниципалитеты не имеют права устанавливать тарифы, эту функцию взяло на себя государство. Создан специальный орган — Учреждение по регулированию энергетики, причем его глава подчиняется напрямую премьер-министру страны. Именно эта структура раз в год устанавливает предельно допустимые тарифы для каждой энергетической компании и контролирует обоснованность затрат предприятий.

Этим снижается влияние местных политиков на уровень коммунальных тарифов. Впрочем, утверждение тарифов — и в Польше процесс непростой, с немалым количеством подводных камней. Тем не менее система доказала свою эффективность и работает в автоматическом режиме. К примеру, качество подготовки к зиме предприятий тепловых сетей никто не проверяет. Не проводятся совещания по теплоснабжению в административных муниципальных образованиях. Более того, структура управления в воеводствах (аналог наших областей) вообще не предусматривает органы, управляющие энергетикой. Не существует и официальной даты начала отопительного сезона. 15 сентября каждого года тепловые сети объявляют о готовности к подключению нагрузок отопления, а дату потребитель определяет сам. И все… работает.

В одном из отчетов энергетики, анализируя ситуацию в Польше, с явной завистью отмечали, что там «нет практики частой реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных предприятий. Так как предприятие тепловых сетей Варшавы в течение многих лет работает очень стабильно, государственный контроль за его деятельностью чисто формальный, даже налоговые органы осуществляют проверки не чаще, чем раз в пять лет».

Страшно даже представить, сколько чиновников Киевской городской госадминистрации могут остаться не у дел при такой системе. А вот в варшавской мэрии как-то привыкли. Более того, система действует и развивается.

Впрочем, и для чиновников есть работа. Так, датской компании недорого продали земельный участок в Варшаве для размещения завода, занимающегося выпуском теплосберегающей продукции, с условием, что она будет продавать их польским жилищным кооперативам с 50-процентной скидкой. Слово «откат» в польском языке так и не прижилось, в отличие от украинского.

Существует и инвестиционный план, определяющий общие направления развития системы теплоснабжения Варшавы. На 2010—2014 годы выделяют около 1,1 млрд. злотых (264 млн. евро), треть из которых пойдет на развитие новых сетей и мощностей. SPEC намерена не только вкладывать средства в районы традиционного присутствия, но и активно развивать районы новостроек на обеих берегах Вислы. Сейчас идет активная прокладка волоконно-оптических линий, что позволит создать «умные» теплосети и еще больше снизить потери тепла. Охватывают модернизацией и объекты к Евро-2012.

К 2025 году мощности планируют увеличить на четверть. Опыт предыдущих 20 лет показывает, что эти планы вполне реальны.

В Киеве тоже неплохо умеют писать инвестпроекты. Но вот с их реализацией пока все обстоит гораздо хуже, чем у соседей. Так что учится нам, похоже, предстоит еще долго.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно