ТЕЛЕФОННАЯ НАДЕЖДА, РОЖДЕННАЯ ОБЛИГАЦИЕЙ

Поделиться
В последнее время на Украинское объединение электросвязи «Укртелеком» обрушилось множество неприятностей в виде всяческих реструктуризаций и приватизаций, которые полностью перетряхивают старую добрую структуру...

В последнее время на Украинское объединение электросвязи «Укртелеком» обрушилось множество неприятностей в виде всяческих реструктуризаций и приватизаций, которые полностью перетряхивают старую добрую структуру. Но на этом дело не окончилось: в соответствии с протоколом заседания УОЭ «Укртелеком» от 15 января с. г., предприятие решило провести первую в своей жизни эмиссию - эмиссию облигаций. И хотя начало реализации этих ценных бумаг намечалось на 1 апреля (окончание - на 1 апреля 2000 года), не все так случилось, как намечалось.

Пока Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку не дала разрешение на выпуск ценных бумаг. В принципе, это абсолютно не вызывает озабоченности в рядах «Укртелекома»: его работники считают, что если не в мае, то летом процесс пойдет точно. То есть продажа начнется. А весь вопрос в том, будет ли спрос. Поэтому ситуацию с, так сказать, пилотным проектом новоиспеченного эмитента стоит поподробнее рассмотреть.

Эксперимент решено проводить на поле областного объединения электросвязи «Харьковтелеком». Выбор можно назвать очень удачным. Во-первых, один из крупнейших городов Украины. Во-вторых, не из самых бедных. И в-третьих, очень плохо обеспечен телефонными номерами. Лишь в самом областном центре зарегистрированы 152,5 тысячи очередников, всего же в регионе их около 310 тыс.

Цифры для «облигационного» опыта оптимальные, ведь именно для более полного удовлетворения потребностей населения в услугах электросвязи и выпускаются облигации. Механизм прост. Покупая облигации, потребитель фактически кредитует отрасль, за что она его «благодарит» внеочередной установкой телефона. На сегодня планы «Укртелекома» выглядят так: услуга по установке оказывается в течение одного года со дня приобретения полного пакета облигаций. Причем в случае невыполнения своих обязательств связисты попадают «на счетчик», который равен ставке рефинансирования Нацбанка.

Однако сложности возникают в другом. Формулировка «полный пакет облигаций» пока достаточно расплывчата. Есть понятие минимального пакета, который необходимо купить: предполагается, что он составит 300 гривен облигаций для физических лиц и 1000 - для юридических. Однако это лишь ориентировочные данные.

Оценки размера полного (т. е., как говорят математики, «необходимого и достаточного») пакета облигаций изменяются от города к региону, да и по районам областного центра. Все зависит от развития инфраструктуры связи в конкретном месте и в конкретный момент. Однако расчетные цифры все же существуют. Для физических лиц стоимость составит около 600 гривен в регионе и около 700-800 гривен в самом Харькове. Однако напомним, что эти цифры могут существенно колебаться. Учитывая, что облигаций номиналом 50 грн. планируется выпустить всего на 3,5 миллиона, то счастливыми обладателями телефонов вне очереди могут стать лишь около 5000 человек. Вероятно, это будут те из 310 тысяч очередников, которые имеют достаточно денег и прыти, чтобы вовремя закупить облигации на определенную сумму. На какую именно сказать трудно. Лучше будет посоветоваться в районном узле связи.

Но для того чтобы спешить покупать облигации «Укртелекома», необходимо как минимум знать об их существовании. Кроме того, наш народ приобрел немалый опыт в коммерческих играх как с державой, так и с «пирамидками», и крайне неохотно расстается с кровно заработанными. Так возникает проблема обязательной рекламы. Причем, чем более недоверчивы будут потенциальные абоненты, тем большие средства необходимо вложить в их переубеждение, что, естественно, ложится не столько на «Укртелеком», сколько на потребителей его услуг. В данном случае - желающих «телефонизироваться».

Идея привлечения средств населения для предоставления услуг тому же населению, несомненно, имеет положительные моменты - как для тех, кому срочно необходим телефон, так и для тех, кто должен обеспечить эту услугу. Нюанс в том, что обычно проблема телефонизации решается комплексно. И для глобального расширения сети связи нужны несколько условий. Займы (в данном случае в виде облигаций) - это первое. Кроме того, необходимы массированные государственные капиталовложения и параллельно - резкое повышение тарифов на услуги связи. Ни второе, ни третье в сегодняшних конкретных условиях невозможно из-за отсутствия средств как у государства, так и у населения. То есть выпуск облигаций - это полумера, но даже на пути ее реализации возникает множество трудностей.

Когда говорилось о рекламе, не назывались суммы, а ведь они могут быть очень значительны - до 5-10% общей суммы эмиссии. Цену полного пакета облигаций, что бы ни говорили, назвать низкой тоже очень сложно. И самое важное - психологический аспект. Желание купить облигации возникнет лишь у тех потенциальных клиентов, в чьих районах ведется строительство телефонных станций. Обещания же «Харьковтелекома», что, скажем, через год и в вашем районе будет новая АТС, греют мало. За этот год деньги можно использовать и по-другому, а там видно будет.

При реализации проекта можно воспользоваться опытом россиян, который сложно назвать очень успешным, но все равно это лучше, чем начинать с нуля.

Итак, успех в первую очередь зависит от общего анализа идеи, оценки всех сильных и слабых сторон, серьезной проработки технологии первичного размещения и вторичного обращения ценных бумаг, разработки механизма «коротких» облигаций в расчете на долгосрочную установку телефонов в рассрочку. Тщательная подготовительная работа по этим направлениям, несомненно, может привести к вполне осязаемым результатам, примером чему служит опыт «Уралсвязьинформа». За три года деятельности по привлечению заемных средств от населения Пермская область переместилась с 54-го места по уровню телефонизации среди регионов России на 34-е. И хотя считается, что «первый блин» всегда,.. опыт Харькова для «Укртелекома» в любом случае будет бесценен. К тому же не исключено, что харьковские связисты с честью вынесут бремя первопроходцев и «погонят» уровень телефонизации области вперед. Естественно, что тогда первой эмиссией дело не окончится. И начнется выпуск облигаций не на 3,5 миллиона гривен, а миллионов эдак на 35 или 350.

Однако как повлияет на развитие почина приватизация отрасли? Должны прийти иностранные и отечественные инвесторы, а взгляды на телефонизацию могут оказаться у них несколько отличными от господствующих сейчас. Особо хочется отметить, что правительство намерено получить 4,5 миллиарда долларов от приватизации «Укртелекома». Понятно, чтобы получить от продажи предприятия процент такого размера в госбюджет, необходимо кого-то очень хорошо «раскрутить». Что-то не верится, что даже группа западных фирм сможет выложить за отрасль сумму, лишь часть которой составит 4,5 миллиарда.

Пока связь - это одна из немногих отраслей, регулярно и в полном объеме дающих запланированные поступления в госбюджет. Однако коль скоро руководство страны поставило перед ней задачу выхода на рубеж 1 миллион установленных телефонов в год, то и связистам нужна поддержка. Особенно если учесть сегодняшние темпы: 320 тысяч в 1996-м, 338 тысяч в 1997-м и по плану 360 тысяч в текущем…

Небо голубеет, солнышко блестит… Помните, именно в такие дни, аккурат к 1 апреля, идя «навстречу пожеланиям трудящихся» и «в целях совершенствования механизма ценообразования» союзный Госкомитет по ценам публиковал документ, которым - о счастье! - снижались цены на женские колготы, именуемые в народе безразмерными, и стержни для шариковых авторучек, зато повышались на десятки других товаров. Нынче эту добрую традицию поддержал Госкомсвязи Украины. Вновь изменены тарифы на услуги связи. Как водится, сложно сказать, были ли они понижены. По официальной версии - уравнены. То есть льготы, которыми до сих пор пользовались физические лица, фактически упразднены.

В частности, месячная абонентская плата для телефонов без поминутной оплаты разговоров установлена с 1 апреля на уровне: для бюджетных организаций - 7 грн. (ранее было также 7 гривен), небюджетных - 13 грн. (17 грн.), населения - 5 грн. (3,5 грн.).

Месячная абонентская плата для телефонов с поминутной формой оплаты составляет: для бюджетников - 4,9 грн. (4,9 грн.), коммерческих структур - 9,1 грн. (11,9 грн.), населения - 3,5 грн. (2,45 грн.). Причем минута разговора стоит 1 коп. (1 коп.), 2 коп. (2 коп.), 0,6 коп. (0,5 коп.) соответственно.

Установка основного телефонного аппарата, присоединенного к отдельной линии, отныне обойдется 200 грн. (ранее 250 грн.) для населения и 900 грн. - бюджетных (1000 грн.), а также хозрасчетных (1300 грн.) структур. Причем в городах с населением более 1 миллиона жителей к тарифу на установку аппарата необходимо прибавить 10 процентов. Для Киева и Севастополя применяется коэффициент 1,2, в то время как в сельской местности - коэффициент 0,8.

Установлен одинаковый тариф на разговоры на территории области для разных категорий абонентов - 11 коп. за минуту (ранее для населения он составлял 7 коп., для организаций - 12 коп.). Тариф для разговора в пределах Украины отныне составляет 22 коп. за минуту (14 коп. и 24 коп. соответственно).

Несколько снижены тарифы на международные разговоры. Так, минута разговора со странами Центральной и Северной Европы с 1 апреля составляет $0,95 (ранее $1), в праздничные дни и ночное время - $0,8 ($0,8), со странами Северной Америки - $2,4 ($2,5) в бизнес-время и $2 ($2) в ночное время и праздничные дни.

Время, в которое услуги предоставляются по льготному тарифу, - с 21.00 до 06.00 (продлено на два часа).

Понятно, что среди рядовых граждан нововведения радости не вызовут. Слишком уж мало среди нас «умников», которые будут в восторге от некоторого облегчения жизни организаций, в которых работают. Все же собственный карман как-то ближе… И кладя трубку после междугороднего телефонного звонка, давайте не забывать говорить сыновнее и отеческое «спасибо» Павлу Ивановичу Лазаренко, в бытность премьером которого Минсвязи и ряд других ведомств обрели вожделенное право самостоятельно (ох, извините, «по согласованию с Минэкономики») устанавливать тарифы на свои услуги…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме