Страсти по комиссии, или Телекоммуникационная отрасль в разрывах тумана

21 января, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 21 января-28 января

Телекоммуникации — одна из самых прибыльных и динамично развивающихся в Украине отраслей. За минувший год доходы от предоставления услуг связи в стране, по предварительным данным, составили 3,8 млрд...

Телекоммуникации — одна из самых прибыльных и динамично развивающихся в Украине отраслей. За минувший год доходы от предоставления услуг связи в стране, по предварительным данным, составили 3,8 млрд. долл. и выросли по сравнению с позапрошлым годом на 65%. Сохранение подобных тенденций на телекоммуникационном рынке ожидается и в начавшемся году.

Особенно быстро развиваются, а потому в высшей степени перспективны с точки зрения инвестиций и будущих доходов те сегменты рынка, которые используют радиотехнологии. На это указывает тот факт, что количество абонентов сотовой связи за 2004 год возросло вдвое и на один миллион превысило число абонентов фиксированной, проводной телефонной связи. Доходы от мобильной связи составили 1,8 млрд. долл., что в 2,47 раза больше, чем в 2003-м. Прогнозируются такие же темпы развития сотовой связи и в 2005 году.

В результате отрасль связи все плотнее попадает в сферу внимания ведущих отечественных финансово-промышленных группировок, ранее интересовавшихся лишь сверхприбыльными сырьевыми рынками. Борьба за сферы влияния на рынке телекоммуникационных услуг становится все острее. И это наряду со все возрастающей рыночной конкуренцией.

Не обходят своим вниманием отрасль и законодатели. В последние годы приняты два прогрессивных закона: в 2003 году — «О телекоммуникациях», в 2004-м — «О внесении изменений в Закон Украины «О радиочастотном ресурсе Украины». Согласно этим документам, все полномочия по регулированию в сфере телекоммуникаций и радиочастотного ресурса были закреплены за Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС), о чем «ЗН» подробно писало, например в №№ 51, 52 за 2004 год. Наверное, именно широким спектром функций и объясняется тот повышенный интерес, который проявила «уходящая» власть к НКРС. Была сделана спешная попытка закрепить и сохранить свое влияние на отрасль, назначив в НКРС «своих людей», нисколько не заботясь о соблюдении законности при утверждении кандидатур председателя и членов Комиссии и обеспечении ее деятельности.

Однако не только окружение Леонида Кучмы понимает перспективность отрасли телекоммуникаций. За наведение порядка в ней решили бороться некоторые народные депутаты. Как писало «ЗН», 24 января с.г. в Печерском суде г. Киева должен рассматриваться иск народного депутата Украины, одного из авторов обоих вышеупомянутых законов Юрия Луценко о законности указов Президента Украины от 30.08.04 №1020/2004 и от 09.12.04 №1460/2004 о назначении, соответственно, председателя и семи членов НКРС.

В свою очередь, народные депутаты Украины Петр Порошенко и Андрей Деркач еще 22 декабря 2004 года обратились к исполняющему обязанности премьер-министра Украины Николаю Азарову с депутатским запросом, настаивая на проверке соответствия законодательству Украины процедур назначения председателя и членов НКРС. А также правомерности подписанного 6 декабря прошлого года председателем Комиссии Сергеем Цепенниковым письма Центру «Укрчастотнадзор» с требованием прекратить любую деятельность, связанную с разрешениями на использование радиочастот. Депутатов очень удивила содержавшаяся в письме директива — прекратить выдачу разрешений на ввоз радиоэлектронных средств из-за границы. В случае ее выполнения оказался бы запрещен в канун очередного тура президентских выборов ввоз на территорию Украины технических средств зарубежных СМИ, что парализовало бы их работу. Однако наибольшее удивление в этом письме вызывает требование к Центру «Укрчастотнадзор» привлечь к административной ответственности за невыполнение этой директивы должностных лиц Минтранссвязи — вышестоящей по отношению к нему структуры.

Исполняющий обязанности премьер-министра Украины Н.Азаров лишь 14 января этого года подписал ответ на депутатский запрос. В ответе, в частности, сообщается:

— в секретариате Кабинета министров не зарегистрировано представление премьер-министра Украины на назначение председателя и членов НКРС, в Кабинете министров этот вопрос не рассматривался;

— Главному управлению Госслужбы поручено провести проверку председателя и членов НКРС на предмет соответствия статусу государственных служащих определенного ранга;

— распоряжение НКРС в адрес Центра «Укрчастотнадзор» о прекращении деятельности в сфере пользования радиочастотным ресурсом, в частности запрет на выдачу разрешений на ввоз радиоэлектронных средств из-за границы, признан незаконным, на что председателю Комиссии указано.

Поясним: согласно статье 20 Закона Украины «О телекоммуникациях» назначение председателя и членов НКРС осуществляется Президентом по представлению премьер-министра. Законодательством определен и порядок оформления такого представления: оно должно быть рассмотрено правительственным комитетом, Кабинетом министров и соответствующим образом зарегистрировано. Так вот, все эти процедурные моменты были нарушены! Да и где было рассматривать — на дворе в те дни проходила оранжевая революция, и работа Кабмина была заблокирована…

О том, что некоторые члены комиссии не имеют, как того требует упомянутая статья 20 закона, необходимого стажа работы в отрасли, а также, вопреки законодательству, владеют корпоративными правами в некоторых операторах связи, «ЗН» уже писало. Кроме того, статья 13 Закона Украины «О государственной службе» гласит, что лицо, претендующее на должность государственного служащего первой и второй категории, должно предоставить подробные сведения о себе и о членах своей семьи. Главное управление Госслужбы должно было рассмотреть вопрос о соответствии требованиям законодательства каждого из кандидатов на должности председателя и членов НКРС. Этого сделано не было.

…А если бы такое рассмотрение состоялось, вскрылась бы интересная информация. По некоторым данным, один из членов НКРС Николай Лестев 5 января с.г. отбыл с семьей на ПМЖ за границу. Неизвестно, предоставляла ли ему НКРС отпуск или командировку, знает ли о его отъезде председатель Комиссии, да и вернется ли он вообще…

Уже после указов Президента о назначении состава Комиссии было издано постановление Кабмина, которым Сергей Глотов был выведен из состава комиссии по приватизации «Укртелекома». Из Госкомсвязи он уволился лишь 22 декабря 2004 года, то есть через две недели после назначения членом НКРС. Известно, что после его увольнения были обнаружены более 40 незарегистрированных заявок на получение лицензий на радиочастоты, пролежавших без рассмотрения более года. Данный факт отражен в протоколе заседания лицензионной комиссии от 31 декабря 2004 года №110. Напрасно ждали лицензий такие операторы, как DCC, UMC, Golden Telecom, «Глобал Юкрейн» и многие другие. После предыдущих публикаций в «ЗН» деятельностью Глотова заинтересовались народные депутаты. В Генеральную прокуратуру направлен депутатский запрос нардепа Юрия Артеменко о расследовании злоупотреблений бывшего высокопоставленного чиновника Госкомсвязи.

А вот уволен ли из «Укртелекома» другой член Комиссии, Александр Рыков, доподлинно не известно. На момент подготовки публикации на сайте компании оставалась информация о его пребывании в должности директора департамента «Укртелекома» по взаимодействию с операторами. К тому же сам факт нахождения Рыкова в наблюдательном совете «Укртелекома» свидетельствует о том, что он — акционер компании. А потому необходимо обнародование информации и о продаже им своих акций.

Сергей Цепенников, назначенный на должность председателя НКРС 30 августа 2004 года, только 12 января 2005-го уволен с должности заместителя председателя правления ОАО «Укртелеком» по финансовым вопросам. Иными словами, госслужащий первого ранга в течение четырех с половиной месяцев одновременно работал на подведомственном предприятии!

В результате всех этих нарушений в такой важной для экономики Украины отрасли, как телекоммуникации, возникла довольно сложная ситуация. Законы «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе Украины» не действуют. Не приняты многочисленные нормативные акты, которые должны были увидеть свет в течение полугода после вступления в силу этих законов и были призваны установить прозрачные, справедливые и понятные правила игры на рынке телекоммуникаций. НКРС, к которой с 1 января, согласно этим законам, должны были перейти от Минтранссвязи регуляторные функции, также не работает. И не только потому, что деятельность Комиссии заблокирована решением Печерского суда. У НКРС нет помещения, других условий для работы, не сформирован штат. Назначение членов Комиссии — это далеко не ее создание!

Очевидно, что, исходя из этих соображений, 12 января с.г. нардеп Юрий Артеменко зарегистрировал проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях» (относительно переноса сроков начала полномочий органов государственной власти)». Законопроектом предлагается перенести начало деятельности Комиссии на 1 января 2006 года. С одной стороны, жаль, что НКРС, с которой операторы рынка связывали столько надежд на независимое, рыночное регулирование своей деятельности, пока не приступит к работе. А с другой — быть может, при новой власти назначение ее членов не превратится в очередной фарс. И за этот год будут тщательно подготовлены условия для успешного начала ее деятельности.

Тогда работа Комиссии начнется не со скандала, а с конкретных действий, которых от нее ожидают операторы связи. А Украина сможет по праву гордиться эффективным развитием высоких информационных технологий и телекоммуникаций.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно