Совет Национальной Безопасности и Обороны Украины готовится ввести временное руководство на «Укрзалізниці» до избрания председателя правления и формирования полноценных органов управления компании. К такому шагу СНБО толкает критическое состояние предприятия, которое представляет угрозу нацбезопасности. Об этом сообщает «Экономическая правда» со ссылкой на документ к заседанию Совета нацбезопасности и обороны 30 июля, который есть в распоряжении редакции.
Согласно полученной от СБУ информации, обстоятельства «свидетельствует о ряде угроз государственной безопасности, связанных с критической ситуацией в акционерном обществе «Украинская железная дорога», что может привести к дестабилизации работы объектов критической инфраструктуры железнодорожной отрасли и создать реальную угрозу жизненно важным интересам Украины», говорится в документе.
Документ «разбирает» деятельность общества на блоки: аварийное состояние инфраструктуры и подвижного состава, инвестиционные вопросы, трудовые, проблемы тарифного регулирования и критическое состояние компании.
К примеру, правлением сознательно недоначислена и искусственно не отнесены на себестоимость перевозок за 5 последних лет 43,5 млрд грн фонда оплаты труда.
При этом, государственное тарифное регулирование, проводимое с 2016 по 2020 годы с нарушениями законодательства, отобрало у «Укрзалізниці» практически 100 млрд грн принадлежащих ей доходов за проделанную перевозную работу и привело к ее критическому состоянию. Если предприятие и дальше будет работать в рамках экономически необоснованных тарифов, то это неизбежно приведет к банкротству «Укрзалізниці».
В Раде обращают внимание на долги УЗ. На сегодня ключевой проблемой «Укрзалізниці», которая грозит техническим дефолтом компании и блокирует ее дальнейшее развитие, является наличие кредитного портфеля, который составляет около 35,8 млрд грн и 19,1 млрд грн кредитов ГП «Донецкая железная дорога», по взысканиям которых установлен мораторий.
Кроме того, не выполняются показатели по капинвестициям, недоначисленной заработной платы, проводятся неэффективные закупки. Низкие темпы электрификации приводят к тому, что УЗ закупает дизтопливо у страны-агрессора вместо того, чтобы скорее перейти на украинскую электроэнергию.
Такие действия органов управления «Укрзалізниці» (Наблюдательного совета, председателя и членов правления) привели к возникновению критической ситуации в компании, что может привести к дестабилизации ее работы и создать реальный риск для экономики и безопасности страны, говорится в документе.
Поэтому с целью устранения угроз нацбезопасности, недопущения дальнейшего падения экономических показателей и предотвращения реализации коррупционных рисков на УЗ в СНБО считают целесообразным инициировать перед Кабмином вопрос о немедленном применении действий по стабилизации работы компании.
Также, инициируют введение временного руководства «Укрзалізниці» на период избрания председателя правления и формирования полноценных органов управления общества с соблюдением всех требований действующего законодательства Украины и стандартов ОЭСР.
О том как долги по евробондам втягивают «Укрзалізницю» в дефолтное состояние и почему «Укрзалізниця» находится всего в одном шаге от дефолта читайте в статьях Владимира Даценко «Долги «Укрзалізниці». Сколько еще протянет этот локомотив?» и Юлии Самаевой «Преддефолтное состояние УЗ».