«Сладкий» праздник c горьким привкусом… Кондитерская отрасль попала в полосу потрясений

3 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 3 марта-10 марта

Восьмое марта, которое, как всегда, завершает череду праздников начала года, традиционно считается «сладким» днем — в это время в торговой сети продается рекордное количество тортов и конфет...

Восьмое марта, которое, как всегда, завершает череду праздников начала года, традиционно считается «сладким» днем — в это время в торговой сети продается рекордное количество тортов и конфет. Относительно невысокая стоимость сладкого подарка и склонность слабого пола к подобным изделиям как нельзя лучше способствуют росту прибылей крупных и мелких игроков кондитерского рынка.

Однако в этом году Женский день может оказаться не таким удачным для кондитеров страны, как обычно: отрасль, похоже, вошла в полосу потрясений…

Сахарный кризис июля, а затем декабря 2005-го — января 2006-го потряс производителей сладкой продукции. Кондитеры страны давно ждали подобного развития событий, но повышение цен на сахар практически в полтора раза оказалось для многих, особенно мелких, производителей тяжким испытанием. Уровень рентабельности тех из них, кто не имеет доступа к собственным дешевым источникам сырья, сейчас балансирует на грани, за которой производство становится убыточным. Об этой тенденции говорят и данные Госкомстата. Производство кондитерских изделий из сахара в Украине, включая белый шоколад, за январь—декабрь 2005 года снизилось на 6,4% — до 288 тыс. тонн. А именно: в декабре 2005 года было произведено 21,4 тыс. тонн кондитерских изделий, что на 21,2% меньше по сравнению с декабрем 2004 года и на 13,7% меньше, чем в ноябре 2005-го…

Конкуренция в кремовом сегменте

«Сахарное» потрясение — не единственная «воздушная яма», в которую провалился лайнер кондитерской отрасли. Вхождение торговых сетей в сегмент «кремовой» продукции (большинство сетевых магазинов открыли свои кондитерские цеха) больно ударило по традиционным производителям.

Например, в столице 90% тортов традиционно производили Кондитерская фабрика им. К. Маркса (корпорация Roshen), Киевский булочно-кондитерский комбинат, хлебокомбинаты №12 и 2 (входят в ОАО «Киевхлеб»), Кондитерская фабрика №1 и комбинат «Нивки».

Сегодня конкуренция в этой сфере резко обострилась: появление новых компаний и кондитерских цехов при сетевых магазинах вынуждает старожилов сладкой продукции наращивать мощности, расширять ассортимент и бойко рекламировать свои изделия.

Обычно в праздничные дни большинство предприятий отрасли увеличивают объемы продаж в несколько раз. Привычным в этот период стало увеличение производства тортов за счет сокращения выпуска остальных изделий (печенья и развесных конфет), введение дополнительной рабочей смены и сокращение ассортимента тортов до нескольких, самых популярных наименований. Не секрет, что в праздничные дни киевские производители тортов не отпускают свою продукцию на периферию, поскольку ажиотажный спрос в столице покрывает объемы продаж.

Однако сейчас картина в столице несколько изменилась: в продаже появляется все больше товара региональных поставщиков, например компании «Алиса», а также продукции торговых сетей собственного производства. Так, ассортимент тортов магазинов «Сільпо» примерно на 80% состоит из собственных изделий, «Великої Кишені» — на 90%, сети «Эко маркет» — на 50%.

Подобная ситуация сложилась и на периферии — в соседней Белой Церкви «законодателем мод» в сегменте кремовых изделий до недавнего времени был местный хлебокомбинат. Ветеран отрасли, начавший свой путь в далеком 1938 году, вошел в 2003-м в ОАО «Киевхлеб», что, впрочем, не спасло его от общих проблем — конкуренция в небольших городах не меньше, чем в столице.

Говорит заместитель директора по маркетингу Белоцерковского хлебокомбината Виктор Бойко:

— В Белую Церковь ввозится большое количество кремовой и другой кондитерской продукции из Киева, а с недавнего времени открыли свое кондитерское производство местные производители «Полис» и «Маршалок», которые до этого выпускали колбасные изделия. Планируется запуск кондитерского цеха фирмы по производству полуфабрикатов «Дрыгало». Собственной продукцией торгует местная торговая сеть магазинов «Юрьевский», сетевой магазин «Фуршет» и другие.

Раздел страны на локальные рынки

«Но главной проблемой для нас и других производителей региона стало предписание главного санитарного врача Киевской области от 10.01.2006 года об ограничении транспортировки кремовой продукции (т.е. скоропортящейся) радиусом до 30 километров, — рассказывает Виктор Бойко. — Это предписание продиктовано санитарными правилами и нормами, но больно ударило по производителям. Мы потеряли свой рынок не только в Киеве, который автоматически не попадает в эту зону, но и в Черкасской, Житомирской, Винницкой областях и на юге Киевской области, куда традиционно поставляли свою продукцию. Фактически на сегодня у нас осталось только Рокитное, даже Тараща уже не входит в «легальную» зону доставки. Взамен мы как бы получили большую долю на местном рынке, где до недавнего времени наша продукция составляла около 60%. Но местная конкуренция и несоблюдение нового предписания некоторыми торговыми точками и производителями не дают повода для оптимизма…»

Я решила провести эксперимент и посетила ряд магазинов Белой Церкви, где наряду с местной кремовой продукцией обнаружила торты киевского производства, в том числе корпорации Roshen, столичной фабрики «Мириам» и некоторых других иногородних производителей.

Очевидно, ограничения, связанные с транспортировкой, сильнее всего ударят по небольшим региональным предприятиям, поскольку трудно представить, что торговая сеть «сдаст» без боя крупных операторов отечественной кондитерской промышленности, приносящих ей огромные прибыли.

Защищая наше здоровье, санитарная служба в конечном итоге может лишить сограждан возможности приобретать полюбившуюся продукцию, а небольших производителей — элементарной возможности выживания. Хотя трудно не заметить, что торты, которые находятся в дороге от Киева до той же Белой Церкви всего около часа, практически не могут испортиться в холодное время года, если они приготовлены из качественных продуктов и не лежали на складе. В жаркое время года такая продукция могла бы транспортироваться в специальных холодильных установках.

Блеск и нищета

Сегодня небольшие украинские кондитерские предприятия по своему характеру разительно отличаются от гигантов промышленности. Они мобильны, сконцентрированы на определенные группы клиентов, экспериментируют и быстро перестраивают свое производство. Однако и проблем у них гораздо больше.

— Мы используем только натуральные продукты, в том числе сливочное масло, но не повышаем цены на свою продукцию, поскольку на периферии покупатели с низкими доходами, — поведала нам заместитель директора Белоцерковского хлебокомбината по вопросам качества Тамара Кравчук. — Такое отношение к покупателям держит нас на плаву. Сегодня торты нашего производства стоят 19—22 грн., а пирожные — до 1,60 грн. Изделия корпорации Roshen из натурального сырья стоят в нашем городе 24—35 грн., а вот торты производства комбината «Нивки» и фабрики «Мириам» несколько дешевле, поскольку они используют для кремов растительные масла, а не сливочное. Попадают на прилавок и сомнительные кондитерские изделия. В данном случае покупателей должны настораживать неэстетическое оформление и упаковка, отсутствие элементарной маркировки, даты изготовления и срока годности, все это чревато пищевым отравлением…

Ограниченные финансовые возможности делают трудной жизнь небольших региональных производителей. Мука, которая составляет 70—80% рецептуры кремовых кондитерских изделий, подорожала. Поднялась цена на масло и сахар. Небольшим производителям не по карману использовать всевозможные современные наполнители, например фундук или кешью стоимостью 80—120 грн. за килограмм. Поэтому большинство рецептур использует арахис (8 грн. за килограмм), либо грецкие орехи (17—20 грн.).

«Облегченные» торты с желейным покрытием и фруктами менее калорийны, они не приторны и пользуются популярностью у населения, особенно в столице. А вот в регионах их производят меньше из-за высокой себестоимости продуктов. Здесь покупателям приходится довольствоваться кремовыми завитушками и цветочками, которые создают проблемы для фигуры…

Одновременный выпуск широкого ассортимента кондизделий (один только Белоцерковский хлебокомбинат выпускает около 50 наименований тортов) делает работу кондитеров небольших предприятий трудоемкой. Ручное производство, которое еще широко применяется в регионах, в наше время кажется «каменным веком в сравнении с технологиями столичных гигантов отрасли. Вручную можно выпустить за смену 100 килограммов, автоматизированно — 8 тысяч тонн…

У столичных лидеров кондитерского дела установлено высококачественное оборудование, а в переоснащение фабрик постоянно вкладываются огромные средства. Сокращение рабочих мест вследствие автоматизации производства дает возможность экономить.

Кондитерские промышленные гиганты работают по европейскому образцу — выпускают узкий ассортимент наименований, где каждое изделие отработано до мелочей. Каждый работник выполняет определенную функцию, а контроль обеспечивает гарантированное качество. Обычно дизайн таких изделий сдержанный, а некоторые фабрики, например «Чарівниця», выпускают торты европейского рисунка — гладко глазурованные с одной-двумя шоколадными завитушками.

И все-таки небольшие производители, которые работают по старинке, находят свою нишу. В Белой Церкви это — работа с фирмами «под заказ». Местные кондитеры изготовляют торты-открытки с поздравлениями, надписями, сладкими логотипами фирм, которые предприятия города охотно заказывают на праздники.

Региональные кондитеры надеются, что запуск автоматизированной линии по производству вафель и производство развесных шоколадных конфет, которых так не хватает на периферии, обеспечат предприятиям новое дыхание…

На развес ищем днем с огнем

Многие украинские покупатели по-прежнему ищут продукцию «Світоча», «Карла Маркса», «Украины» и других хорошо зарекомендовавших себя старых производителей, не понимая или не желая принимать во внимание, что на самом деле это Nestle, Roshen или Kraft Foods…

Занимая тот или иной сегмент украинского кондитерского рынка, иностранные инвесторы обычно выпускают качественную, но достаточно дорогостоящую продукцию. Сейчас на прилавках отечественных магазинов появляется все больше товаров премиум-класса, чаще всего конфет в коробках.

Развесных шоколадных конфет высокого качества, которыми всегда славились украинские фабрики, становится все меньше, особенно в регионах. В кондитерских магазинах — засилье низкопробной развесной продукции.

Например, коробка конфет «Барокко» кондитерской корпорации Roshen весом 258 г продается в белоцерковских магазинах по 13—14 грн. (более 50 грн./кг), а такие же конфеты на развес стоят 36 грн./кг. А нужен ли в повседневной жизни дорогостоящий подарочный дизайн? При этом большинство конфет премиум-класса в развесной торговле и вовсе не встретишь…

В то же время специалисты отмечают, что участие украинских производителей в сегменте развесных шоколадных конфет на российском рынке становится все более ощутимым. По оценкам аналитиков, в 2004 году доля украинских конфет в данном российском сегменте составила примерно 8%.

Специалисты ожидают, что наиболее высокими темпами в России будут расти продажи развесных шоколадных конфет. Это связано с увеличением их потребления в группах населения с относительно низкими доходами, главным образом в регионах. Именно для этого сегмента в наибольшей степени характерно присутствие большого количества региональных производителей, продажи которых, как правило, ограничиваются рамками своих регионов.

Несмотря на то что на кондитерский рынок России тоже пришло много крупных иностранных инвесторов, российские кондитеры сумели объединиться. В холдинг «Объединенные кондитеры» входят 15 российских кондитерских фабрик. Наиболее крупными из них являются хорошо известные украинцам АО «Красный Октябрь», концерн «Бабаевский», АО «Рот Фронт». В прошлом году оборот холдинга составил 650 млн. долл.

Что касается пока что разобщенных украинских кондитеров, то они сегодня явно не успевают насыщать рынок качественной и достаточно недорогой развесной продукцией.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно