СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ТАКАЯ ВСЯ ГУМАННАЯ, ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ВСЯ...

31 мая, 1996, 00:00 Распечатать

Неписаный, но чтимый на постсоветской территории закон «Ты - мне, я - тебе» распространяется и на взаимоотношения отцов и детей...

Неписаный, но чтимый на постсоветской территории закон «Ты - мне, я - тебе» распространяется и на взаимоотношения отцов и детей. Святая обязанность отпрысков содержать и заботиться о стариках.

Государство взяло на себя подобные обязательства по отношению к престарелым и нетрудоспособным гражданам. Однако трудовые подвиги старшего поколения на производственном фронте на благо могущества и процветания любимой Родины были забыты. Идеологический пафос трудового энтузиазма сменился пессимистическими реалиями дня сегодняшнего: пенсия жителя Украины составляет всего 68% от черты малообеспеченности - черты, ниже которой выжить невыносимо трудно. И все же, по оценкам экспертов-правоведов, наш пенсионный закон - самый гуманный в мире!

Гуманный «нудист» милостыню

не подаст...

В Министерстве социальной защиты населения Украины меня долго убеждали в «лучшести» отечественного пенсионного закона. По моему сомнению били вескими и аргументированными теоретическими доказательствами. И пенсия у нас предусмотрена на уровне 75% от средней заработной платы, и пенсионный возраст самый низкий, и длинный перечень льготных профессий, согласно которому 3 миллиона тружеников страны досрочно ушли на оплачиваемый заслуженный отдых и т.д. и т.п. Все хорошо, да вот только без финансового подкрепления этот гуманный закон носит ярко выраженный утопический характер. Уж очень напоминает он нудиста с доброй душой, но с голыми ляжками.

Впрочем, даже при наличии средств вышеназванный закон давал бы сбои. Дело в том, что идеальная структура пенсионного обеспечения - а именно на ней строили свой «карточный домик» правоведы - нынче несколько перекосилась от времени. Изменилась демографическая ситуация в стране: смертность превышает рождаемость, наблюдается резкое старение нации. В некоторых регионах, например в Черниговской области, на одного работающего приходится по два нетрудоспособных гражданина, а в сельской местности - и по три. Если же принять во внимание растущую безработицу, сокращение рабочих мест в народнохозяйственном комплексе, ведущее к резкому уменьшению поступлений в Пенсионный фонд, то в скором будущем возникнет реальная проблема: трудоспособное население окажется не в состоянии содержать все прибывающую армию пенсионеров.

По данным статистики, сегодня в Украине около 22 миллионов тружеников и 14 миллионов социальных иждивенцев. Это официальные данные. Из поля зрения статистики выпадает теневой сектор, где тоже работают и зарабатывают наши сограждане, при этом не платя налогов государству, а следовательно, и своего одного процента с зарплаты в Пенсионный фонд.

В большинстве стран пенсионный возраст - 65 лет. Считаясь с современными демографическими особенностями, законодатели склонны к постепенному его увеличению. Этот опыт Запада переняли государства Балтии. Украине эксперты Международной организации труда также советовали отчасти решить проблему пенсионного обеспечения подобным образом. Однако уровень нашей жизни не позволяет воспользоваться советами МОТ. Тем более, что долголетием украинский народ, увы, не страдает. По данным Минздрава Украины, мужчина, уйдя на пенсию в возрасте 60 лет, живет еще около 14 лет, женщина - 18 лет.

Приказано выжить!

Официальный размер минимальной пенсии в сумме 1,5 миллиона карбованцев был утвержден постановлением Верховного Совета Украины от 20 февраля 1996 года «О порядке введения в действие 10, 33, 34 статей закона «Об оплате труда» и установления размера минимальной пенсии по возрасту». Эта сумма «выписывается» гражданину при наличии определенного трудового стажа: для женщин - 20 лет, для мужчин - 25. От данного цифрового норматива зависит вся система расчета пенсионного обеспечения, тарифов и надбавок. Так, максимальная пенсия приравнивается к трем минимальным, а для шахтеров - к четырем. В странах СНГ пенсия составляет 40 - 50% от средней зарплаты. В украинском законодательстве предусмотрено 75%. Из президентского доклада на Верховном Совете в апреле явствует, что в 1996 году пенсия в Украине составляет 35% от зарплаты.

Государственный Пенсионный фонд обслуживает около 14 млн. клиентов. При этом пенсионная «кормушка» должна распределить свое содержимое так, чтобы никто, невзирая на прежние заслуги перед родиной, сегодня не умер от голода.

Конечно, в идеале стоило бы приравнять минимальную пенсию к черте малообеспеченности. Кстати, такой механизм расчета заложен в законодательных актах, но, так сказать, на перспективу. Если бы этот механизм работал сегодня, то средняя пенсия исчислялась бы примерно 12 млн. крб., что превышает среднюю заработную плату по стране.

Дабы как-то урегулировать ситуацию, Кабинет министров принял постановление, согласно которому пенсионерам при полном рабочем стаже доплачивается ежемесячная материальная помощь до 3300 тысяч карбованцев. Пенсия при полном рабочем стаже не может быть меньше означенной суммы. Социальная же пенсия составляет 2100 тысяч карбованцев. Выдаваемая на руки общая сумма составляет 68% от черты малообеспеченности.

По словам начальника управления разработки основ по вопросам пенсионной политики и организации пенсионного обеспечения Министерства соцзащиты Елены Горячей, отечественная система социального обеспечения со временем откажется от тотальной уравниловки при распределении пенсий. Но такие революционные меры возможны будут лишь при условии стабилизации экономики, реформы оплаты труда, действенной системы налогообложения. А пока принцип «От каждого по способностям...» приводит к социальной несправедливости.

«Мне - 55 лет. Документально подтверждено, что я имею 15 лет трудового стажа. Нет ни детей, ни внуков. Во время войны ходила собирать с мамой колоски в поле. Так «заработала» справку о том, что работала вместе со взрослыми, и теперь я - ветеран войны. Не жалею, что жила не так, как другие, которые исправно ходили на работу в течение 35 - 40 лет, учились, воспитывали детей, жили по правилам. А что они имеют с этого? Я и сейчас неплохо живу, занимаюсь «туристической» коммерцией, имею неплохие деньги. А государство заботится об одиноких бездетных людях - таких, как я. Кто же выиграл?» - из письма Марии О. из Кременчуга.

Социальная арифметика

Минимальная сумма пенсий с учетом материальной помощи, которая входит в размер данной социальной выплаты, на 1 мая 1996 года составляет:

для получателей трудовой пенсии по возрасту - 3300 тыс.крб.;

для участников боевых действий - 3750 тыс.крб.;

для семей погибших воинов - 4500 тыс.крб.;

для инвалидов войны:

I группа - 15000 тыс.крб.;

II группа - 10500 тыс.крб.;

III группа - 6000 тыс.крб.;

для получателей социальной пенсии по возрасту - 2100 тыс.крб.

Если пенсионер одинокий, наименьшая сумма выплаты для него составляет 4800 тыс.крб.

Малообеспеченным нетрудоспособным пенсионерам при дифференцированном подходе решением специально созданных при местных органах исполнительной власти комиссий из местных бюджетов и внебюджетных фондов может предоставляться помощь до 1500 тысяч карбованцев.

Максимальный размер пенсий по возрасту составляет:

на уровне трех минимальных пенсий по возрасту - 4500 тыс. крб.;

на уровне четырех минимальных пенсий по Списку 1 (для шахтеров и т.д.) - 6000 тыс.крб.

Для пенсионеров - ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от чернобыльской катастрофы:

Пенсионерам по возрасту - 4400 тыс.крб.

II категории - 5043 тыс.крб.

III категории - 3800 тыс.крб.

IV категории - 4500 тысч.крб.

Пенсионеры по инвалидности:

I группа - 30050 тыс.крб.

II группа - 28900 тыс.крб.

III группа - 18600 тыс.крб.

II категория - 6700 тыс.крб.

III категория - 4610 тыс.крб.

IV категория - 5158 тыс.крб.

Пенсионный фонд - «свинья»

в копилке

В последнее время много разговоров ведется вокруг вопроса автономии государственного Пенсионного фонда. Однако, по мнению министра социальной защиты населения Украины Аркадия Ершова, в обозримом будущем он не сможет по ряду объективных причин завоевать независимость. «Свиньей», которую подложили в пенсионную «копилку» налогоплательщики, является кризис неплатежей. К концу зимы 1996 года сумма долга составила 71 трлн. в национальной валюте. Следствие этого - несвоевременная выплата пенсии. По месяцу и более ждут ее в Луганской, Винницкой, Житомирской, Тернопольской областях. А ведь для многих пожилых людей - это единственный вид доходов.

По результатам исследований Национального банка Украины, обнародованных в докладе Президента в парламенте, 57% общей суммы страховых поступлений в ПФ являются нецелевыми расходами и используются как средства долгосрочного кредитования. Многие предприятия уклоняются от «алиментов» в Пенсионный фонд, а сэкономленные средства пускают на собственное развитие. Дабы остановить эту порочную практику и гарантировать вливания в фонд, Верховный Совет внес коррективы в свое постановление «О порядке введения в действие закона Украины «О внесении изменений и дополнений в закон Украины «О пенсионном обеспечении». Отныне прежде чем прийти в банк за зарплатой, бухгалтерии предприятий необходимо с каждого миллиона, начисленного на нее, вычесть 336 крб.(33,6%) в виде взносов в ПФ. К тому же процент отчислений для «индивидуалистов»-предпринимателей увеличен с 9 до 33,6. Законодательные поправки обязывают руководителей предприятий регистрироваться в соответствующих инстанциях в качестве плательщиков взносов. В случае игнорирования отделы ПФ «захлопнут» текущие банковские счета ослушников.

Елена Горячая убеждена, что все поступления и отчисления Пенсионного фонда должны быть обнародованы. Налогоплательщик имеет право знать, на что тратятся его взносы.

И хотя в законе «О государственном бюджете Украины на 1996 год» одной из самых крупных статей доходов являются поступления в Пенсионный фонд Украины (730090 млрд.крб.), пенсионеры вместо манны небесной могут рассчитывать лишь на манную кашу. «Революционная ситуация» с пенсионным обеспечением, когда пенсионеры не хотят получать, а ПФ не может платить по-старому, требует реформаторского разрешения.

«Старый мир» разрушим

до основанья?

«Пенсионеры не побираются лишь потому, что работают до тех пор, пока есть силы. Новая система оплаты труда и социальных услуг грозит ограничениями на одновременное получение пенсии и зарплаты. Но не будут ли при этом нарушены права человека? Имею в виду право на труд и пенсионное обеспечение. Подобная система уместна в богатом государстве. А наше не может обеспечить пенсионера даже на уровне физиологического выживания», - еще одно мнение в полемике о нововведениях пенсионной системы, на сей раз - руководителя центра социальной защиты Государственной медицинской академии (Днепропетровск) Светланы Кудриной.

Реформирование пенсионного обеспечения предполагает несколько вариантов. Западный опыт увеличения пенсионного возраста нам не подходит. Впрочем, кое-что из наработок соседей отечественные пенсионщики все же собираются перенять. В частности, перераспределить ответственность между предприятием и работником за вклады в Пенсионный фонд. Сегодня они таковы: 1% от зарплаты отчисляет работник, 36,6% - предприятие. Планируется ввести вариант «фифти-фифти», уравняв налоги физического и юридического лица.

По мнению специалистов управления разработки основ социальных вопросов пенсионной политики и организации пенсионного обеспечения Минсоцзащиты Украины, каждый пенсионер должен получать пенсию в зависимости от собственных отчислений в ПФ. Нельзя, по их убеждению, поднимать престиж профессии за счет пенсионных льгот - возрастных или размера дополнительных выплат. В перспективе будет пересмотрена несправедливая практика начисления пенсий по последним двум годам рабочего стажа.

Впрочем, кое-какие «ноу-хау» в системе отечественного пенсионного обеспечения внедряются уже сегодня. Речь идет не об изобретении велосипеда. А скорее об адаптации на украинской социальной почве апробированных технологий.

От общего

к частному

В сфере услуг социальной защиты населения, которая адаптируется к новой рыночной жизни, начали пробиваться ростки капитализма. Еще недавно Пенсионный фонд монолитом возвышался в системе пенсионного обеспечения населения. Однако в середине 1992 года в независимой Украине появились первые негосударственные пенсионные фонды (НПФ) как одна из форм добровольного пенсионного обеспечения. К середине 1995 года в стране насчитывалось более 20 таких фондов. По данным юридической фирмы «JBM», проводившей тщательный мониторинг новообразовавшихся структур, количество и состав НПФ за год практически не изменились. Основной причиной остановки роста негосударственных пенсионных фондов является отсутствие нормальной правовой базы, а также запрет на принятие вкладов от населения.

Сейчас в стадии разработки находится проект закона Украины «О негосударственных пенсионных фондах». Проблема более чем актуальна, ведь до сих пор нет законодательного определения частных пенсионных фондов. Не предусмотрено и каких-либо конкретных требований, предъявляемых при их создании. Прямое упоминание о негосударственных пенсионных фондах содержится лишь в инструкции Национального банка Украины «Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины» от 20 июня 1995 года в контексте разрешения пенсионным фондам производить расчеты с населением за счет собственных наличных поступлений. Пока только один Нацбанк обратил внимание на НПФ и попытался хоть частично урегулировать вопросы их деятельности, относящиеся к его ведению.

Негосударственные пенсионные фонды являются хозяйственными обществами со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. На практике они чаще всего выступают в форме закрытых акционерных обществ. Потому деятельность частных фондов регулируется до принятия специального закона такими нормативными актами общего характера, как законы «О предприятиях в Украине» и «О хозяйственных обществах».

Итак, если частные пенсионные структуры возникают, значит, это кому-то нужно. Кому? В законопроекте цель определена следующим образом - «реализация права граждан на наиболее высокий достижимый уровень пенсионного обеспечения в случаях утраты трудоспособности либо источников материального обеспечения путем сберегания и расширенного воспроизводства (увеличения) средств членов фонда и последующей выплаты им за счет этих накоплений негосударственного пенсионного обеспечения».

Однако по поводу потенциальных клиентов НПФ и «нужности» такой формы пенсионного обеспечения существуют разные точки зрения. Например, в пенсионном управлении Минсоцзащиты Украины считают, что негосударственные пенсионные образования рассчитаны не на бабушку, а на тех граждан, которые могут излишки своего месячного дохода вложить в фонд. Необходимы государственные гарантии, страхование вкладов на случай краха данной частной структуры. Памятуя о веренице лопнувших трастов, население испытывает некую фобию в отношении к НПФ. Должно быть, поэтому-то их количество «заморозилось» на одной точке - предложение не подкрепляется спросом.

Западный опыт показывает, что сегодня дополнительное пенсионное обеспечение миновало свой пик и постепенно увядает. Нынче машиностроительный завод, скажем, где-нибудь в западных землях Германии, уже не может позволить себе пенсионное страхование своих рабочих, ибо все эти социальные блага сказываются на стоимости продукции, а следовательно, и на рентабельности производства.

Данному официальному мнению оппонирует один из разработчиков проекта «О негосударственных пенсионных фондах» юрист Игорь Завилинский. По его мнению, частные пенсионные фонды по карману именно среднему классу. А богатые найдут много способов обеспечить свою старость - вкладывая средства в недвижимость, открывая счета в зарубежных банках и т.д.

И все же, основными пользователями НПФ являются не частные, а юридические лица. Это крупные промышленные предприятия и финансовые организации, преимущественно выступающие в качестве учредителей негосударственных фондов, которые заключают договоры пенсионного обеспечения в интересах своих работников (Пенсионный фонд банка «Украина», негосударственный пенсионный фонд «Укоопспілка», НПФ «Печерский» (для работников «Укрместпрома») и т.д.

По данным Ассоциации содействия развитию негосударственных систем социального обеспечения, еще год назад количество вкладчиков негосударственных пенсионных фондов оценивалось в 500 - 700 тысяч человек, а среднемесячный оборот средств всех действующих НПФ в Украине не превышал 1 - 1,5 млн. долларов.

Так что, как ни крути, основная доля ответственности за обеспеченную старость граждан формально остается за государством. Однако даже те бабушки и дедушки, для которых принимался гуманный и прогрессивный пенсионный закон, предпочитают сами «не плошать». Если раньше старушка собирала на черный день кровные рублики, то сегодня она кладет в чулок «зеленые», не доверяя национальной валюте. Такая вот оригинальная форма личного пенсионного обеспечения!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно