«РУССКИЙ ПОВАР» ГОСБЮДЖЕТА

9 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №1, 9 января-16 января

Ведущие правительственные чиновники и примкнувшее к ним депутатство не устают с гордостью твердить о своей заслуге в скоростном принятии закона о госбюджете...

Ведущие правительственные чиновники и примкнувшее к ним депутатство не устают с гордостью твердить о своей заслуге в скоростном принятии закона о госбюджете. Однако извечная народная мудрость «Поспешишь — людей насмешишь» не позволяет хозяйственной практике признать эту «заслугу».

И речь сейчас не о концептуальных положениях типа фактического облигационного дефолта по невозмещенному НДС. Речь о качестве упомянутого законодательного продукта. Сказать, что нормы Закона невыверены и несистематизированы, — это не сказать ничего. Текст закона выглядит как солянка, в которую на ходу бросали что под руку попадало. В законотворчестве подобные рецепты русской кухни могут привести лишь к печальным результатам — к хозяйственной непроходимости.

Неаппетитное и крайне вредное блюдо под названием «госбюджет-04» свидетельствует о неряшливости и непрофессионализме как правительственных поваров, так и парламентских официантов.

Дабы избежать обвинений в голословности, приведем несколько примеров.

Лекарства

Ситуация с фармацевтической льготой по НДС является, пожалуй, наиболее яркой.

Статья 80 закона о госбюджете приостановила, среди прочего, действие в 2004 году нормы п.п. 5.1.7. закона об НДС, которая льготирует продажу зарегистрированных в Украине лекарств и изделий медназначения.

Правда, госбюджетное приостановление не распространяется на продажу «лекарственных средств и изделий медицинского назначения, допущенных к применению в Украине согласно перечню, определяемому Кабинетом министров Украины».

Интересно, что высокопоставленные комментаторы закона мотивируют снятие льготы тем, что сейчас, мол, под фармацевтическую льготу под видом лекарств попадают всякие джакузи и косметика. Это оправдание с точки зрения практиков не выдерживает никакой критики.

Ведь для того чтобы лишить льготы джакузи и косметику, достаточно было просто денонсировать их лекарственную госрегистрацию (если таковая действительно была). Кабмин же решил поступить наоборот: сначала законом о госбюджете лишить льготы все гамузом, затем слепить льготный список заново.

Постановлением от 17 декабря прошлого года правительство фактически подтверждает ранее действующий перечень лекарственных средств и вводит отдельный льготный перечень изделий медназначения. Чиновники оправдываются: дескать, сфера лекарственно-медицинского льготирования сужена крайне незначительно.

Стоило ли ради этого провоцировать ажиотажный спрос на медикаменты и выворачивать из карманов нищих пенсионеров последние гроши, сэкономленные к празднованию Нового года?

Постоянное обнародование чиновничьих заверений в том, что цены не возрастут, убеждает население в обратном. Неужели квалификации кабминовских экономистов, инициировавших бюджетные нововведения, не хватает даже для того, чтобы понять такие простые вещи?

И если это не беспросветная глупость, то что?

Кому выгодно?

Ответ очевиден: владельцам розничных аптечных сетей. Их товарооборот сейчас бьет все рекорды.

Неужто все это затеяно ради них?

Слишком цинично даже для нынешней власти.

Книги

Закон о госбюджете-04 приостановил действие Закона «О государственной поддержке книгоиздательской деятельности в Украине».

А чтобы книги издавать и вовсе неповадно было, тем же госбюджетным актом была приостановлена норма Закона «О налогообложении прибыли предприятий», льготирующая прибыль, полученную от издательского дела.

Но авторы госбюджетных новаций не смекнули, что пока они сочиняли свои фискальные «приостановки», на подписании у Президента находился ранее принятый Верховной Радой Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно поддержки книгоиздательской деятельности в Украине» N 1300-IV (далее — Закон №1300-IV) .

Закон №1300-IV Президент подписывает сразу после принятия и подписания закона о бюджете.

Курьез же заключается в том, что закон №1300-IV излагает в новой редакции приостановленные издательские льготы по НДС, налогу на прибыль и даже вводит одну новую — для тех, кто одновременно занимается и производством бумаги, и издательской деятельностью.

Теперь юристы начнут судачить о правовом статусе норм, которые сначала были приостановлены, а затем сразу же изложены в новой, «льготной», редакции.

Особенно в этом плане интересна судьба ключевого «льготного» п.п.11.38 закона об НДС. Этот пункт появился в законе о налоге на добавленную стоимость в 2003 году в результате принятия Закона «О государственной поддержке книгоиздательской деятельности в Украине». Теперь законом о госбюджете закон о господдержке целиком приостановлен. Следует ли из этого автоматическое приостановление положения п.п.11.38 закона об НДС?

И означает ли принятие законом №1300-IV новой редакции «приостановленной» нормы, что ее действие снова возобновлено? Ведь закон №1300-IV имеет приоритет перед законом о госбюджете как более поздний законодательный акт. Тогда получается, что «приостановление», не успев подействовать, было перечеркнуто росписью Президента на законе №1300-IV .

Впрочем, существуют и иные, не столь радужные, варианты правовых толкований описанной коллизии.

Юридические ребусы — это, конечно, замечательно. Особенно как повод для написания юридических диссертаций. Однако представьте себе, каково книгоиздателям! Как можно работать, вообще не понимая, нужно ли в принципе платить в казну основные налоги?

Периодика

С распространяемыми по подписке масс-медиа госбюджетный закон обошелся не менее варварски.

К исходу подписной кампании у прессы внезапно отобрали льготу по НДС, приостановив на 2004 год действие п.п.5.1.2 закона об НДС.

Не ожидая такой «подставы», отечественные печатные СМИ, разумеется, не закладывали повышенных НДС-обязательств в стоимость своей подписки. А поскольку многие редакции получат средства от годовой подписки уже в январе 2004-го, государство просто отрежет от таких поступлений в свою пользу купон размером в 1/6 часть.

И что же таким изданиям прикажете делать? Не станешь же уговаривать подписчиков доплатить 20% от стоимости.

Выход, собственно говоря, один: экономить за счет качества и количества подписной периодики.

А это означает, что первоначальные ожидания подписчиков будут обмануты. Ведь заключая с редакцией подписной договор, подписчик рассчитывает на определенный уровень печатного продукта.

С точки зрения бизнес-этики, лишение украинской периодики льготы фактически по окончании подписки выглядит по меньшей мере вызывающе. А с точки зрения профессионализма — просто удручающе, ибо свидетельствует о том, что правительственное чиновничество не в силах освоить даже предоплатную специфику работы периодических изданий.

Если же это решение принято сознательно, возникает вопрос: кому выгодно обвальное обнищание отечественной прессы?

Жилье

Госбюджетный закон не остался в стороне и от еще одной социальной проблемы. Его жертвой оказалось новое жилье: льгота, освобождающая от НДС операции по продаже вновь построенного жилья, приостановлена.

Примечательны комментарии минфиновского происхождения. Разоблачая домыслы злопыхателей о грядущем росте цен на жилье, управление взаимодействия с общественностью и СМИ Минфина заявило, что покупатели жилья платить НДС не должны. Поэтому простым гражданам нечего, мол, беспокоиться. Они ведь не являются плательщиками НДС априори.

Прискорбно, что подобная псевдоэкономическая софистика проистекает из главного финансового органа державы.

Разумеется, непосредственно уплачивать в бюджет НДС будут не покупатели, а строители. Но за чей счет? Кто в конечном итоге оплатит строителям обрушившийся на них НДС? Конечно же, граждане, финансирующие строительство жилья: сметная стоимость нового жилья будет просто увеличена на 20%.

Безусловно, это касается напрямую только первичного рынка. Но неужели кто-то всерьез считает, что тотальное увеличение цен на нем не затронет цены вторичного рынка?

Видимо, чтобы так полагать нужно работать в Минфине.

P.S. Весьма характерно, что закон о госбюджете уделил особое внимание так называемой прогнозной мобилизации средств.

Практика установления планов по сбору налогов, которые спускаются по вертикали налоговой службы, давно стала притчей во языцех и объектом тихой ненависти простых налоговых инспекторов

Принимая новый закон о налоге на доходы физических лиц, который вступит в силу с 2004 года, парламент пытался хотя бы на год уберечь низовые налоговые звенья от «планового» деспотизма столичных начальников. Для этого в п.п.22.11 заключительных положений Закона «О налоге на доходы физических лиц» специально предусмотрели следующее положение:

«Звільнити до 1 січня 2005 року податкові органи від виконання прогнозних показників або інших директив (включаючи показники з мобілізації) щодо збору доходів бюджету з цього податку».

Кабминовские промоутеры госбюджета не пожалели даже это невинное послабление. Пунктом 54 статьи 80 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» предписано приостановить на 2004 год вышеуказанную норму.

Очевидно, что такое «приостановление» «освобождения», данного лишь на один год, фактически умерщвляет само это «освобождение».

Таким образом, директивного самоуправства не избежать ни рядовым налоговикам, ни гражданам — плательщикам налога на доходы физических лиц.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно