Объявленное в конце прошлого года начало реформирования государственной статистики Украины, по сути, сводится к четырем разновекторным и разнокалиберным аспектам, два из которых в стратегическом плане серьезно затруднят завершение перехода отечественной статистики на евростатовские стандарты на нашем пути в Евросоюз и направлены на ее разрушение.
Об этом говорится в статье для ZN.UA статистика, заведующего отделом статистики Института экономики и прогнозирования НАН Украины Андрея Ревенко.
По его словам, среди нововведений - сокращение на 20% штатов Госстата, отмена по "залихватской" рекомендации околоправительственных общественных активистов 15 форм статотчетности, а также передача около 80 форм из Госстата в другие министерства и ведомства. И, наконец, внесение ряда изменений в законодательство о статистике.
"Начальные импульсы реформирования отечественной статистики Министерством экономразвития относятся к августу прошлого года, когда малоизвестная неправительственная (но, судя по всему, небесприбыльная) организация EasyBusiness in UA, тесно сотрудничающая с этим министерством, опубликовала перечень ста с лишним статистических форм, подлежащих отмене, сокращению и переадресовке из Госстата в другие министерства и ведомства. И ее категоричные и безапелляционные рекомендации вызвали негативную реакцию украинских экспертов-статистиков, включая тех, кто ранее работал в международных организациях системы ООН и Госкомстате/Госстате", - говорится в статье.
По его словам, 76 форм статоотчетности, согласно предложениям EasyBusiness in UA, подлежащих передаче из Госстата на администрирование в девять других министерств и ведомств, в частности, в Минэнергоугольпром - 9, в Минобразования и науки - 12, в Мининфраструктуры - 14.
"Больше всего "посчастливилось" МинАПК, куда должно быть передано 28 форм, характеризующих деятельность сельхозпредприятий, на которые в Украине приходится примерно половина производства сельхозпродукции (еще половина - на хозяйства населения, продукция которых рассчитывается в Госстате выборочным методом). Понятно, что при реализации такого подхода многократно усложнится определение сводных показателей по отрасли, особенно по регионам страны. Да и вся сельхозстатистика окажется искусственно расчлененной. Причем во всех вышеназванных министерствах, включая МинАПК, в отличие от Госстата, нет территориальных органов, которые могли бы собирать и обрабатывать статистическую информацию", - пишет Ревенко.
По его мнению, по сущности, Украину подталкивают к переходу на американскую модель статистики.
"США - единственная страна, где отсутствует центральный статистический орган. И в этом легко убедиться, открыв на сайте Госстата в разделе "Полезная информация" подраздел "Национальные статистические органы", базирующийся на сведениях Статистического департамента ООН. В США государственная статистика рассредоточена, как видно из этой информации, по семи министерствам и другим государственным органам", - говорится в статье.
"Но США, в отличие от Украины, не ставит своей целью вступление в Евросоюз. А там статистикой занимается находящийся в Люксембурге Евростат, имеющий прямые контакты с центральными национальными статорганами, в которых сосредоточена вся статистическая информация, а не с десятками других нестатистических правительственных структур. И в случае имплементации заключений EasyBusiness in UA нам со временем неизбежно придется возвращаться к нынешней системе, к ее болезненному восстановлению", - пишет Ревенко.
Подробнее о реформе Госстата читайте в статье Андрея Ревенко "Реформирование статистики: когда меньше не лучше" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".