В феврале на заседании Кабинета министров был представлен проект Программы инвестиционно-инновационной деятельности в Украине. Впервые за годы независимости правительство подошло к решению вопросов модернизации промышленности достаточно серьезно, основательно и с впечатляющей масштабностью. Достаточно сказать, что сначала в результате первичного отбора из тысяч проектов было отобрано 250 инновационных проектов общей стоимостью 430 млрд. грн., а впоследствии, согласно приведенным в проекте программы критериям, было отобрано 170 на 368 млрд. грн. Но главное - это то, что программа четко и однозначно направляет экономику Украины по единственно возможному в сложившихся условиях пути - пути инновационного развития. При этом также однозначно определяется и регламентируется в данном процессе активная роль государства. Неужели бездумная трата бюджетных денег уйдет в историю?..
Мировой опыт выживания национальных экономик
Декларация о переводе украинской экономики на инновационный путь развития на протяжении последнего десятилетия присутствовала в программах практически всех правительств. Но на практике дальше громких лозунгов и обещаний по созданию в стране привлекательного инвестклимата дело так и не дошло. Пока наша власть упражнялась в лозунгах, большинство стран мира, как высокоразвитых, так и развивающихся, но не желающих мириться с ролью сырьевых придатков мировой экономики, выбрали модель инвестиционно-инновационной экономики, и многие уже успели добиться впечатляющих результатов.
Рецепт успешности в современном мире, на первый взгляд, достаточно прост. Инновационной экономике, прежде всего, нужна высокого уровня наука, обеспечивающая создание новых технологий, система рыночной апробации и отбора наиболее экономически эффективных разработок, а также механизмы организации на их основе новых производств. Создание такой системы вознаграждается, как правило, прибыльностью предприятий, покрывающей все расходы на разработку и внедрение инноваций.
Современная мировая экономика характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и возрастающей интеллектуализацией производства, которые и определяют конкурентоспособность национальных экономик. В развитых странах на долю новых знаний, воплощаемых в передовых технологиях, приходится от 70 до 85% прироста ВВП. Ускоренно растет вклад в прирост ВВП развитых стран и инновационной составляющей. Они концентрируют свыше 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого сегодня оценивается в 2,5-3 трлн. долл., а уже к 2015 г., согласно прогнозам, достигнет 4 трлн. долл. Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой технологической продукции, значительна. Так, ежегодно от экспорта этой продукции США получают около 700 млрд. долл., Германия - 530 млрд., Япония - 400 млрд. долл.
Наибольшим наукоемким потенциалом располагают страны «большой семерки», однако им уже дышат в затылок несколько десятков государств.
Ряд индустриальных стран Восточной и Южной Азии, таких как «азиатские тигры»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, а также Китай и др. успешно провели экспортно-ориентированную индустриализацию. В настоящее время их доля в мировом экспорте наукоемкой продукции составляет более 15%.
Именно формирование долговременной инновационной и технической политики на базе стратегического подхода служит мощным механизмом целенаправленного регулирования экономики со стороны государства. При этом эффективная инновационная деятельность возможна лишь при взаимовыгодном партнерстве государства и бизнеса. Именно при партнерстве, а не противостоянии или взаимопоглощении, как это систематически происходит в Украине.
Прозрачность цели и жесткость критериев
Отсутствие в Украине реального партнерства между властью и бизнесом, катастрофическое состояние науки и образования, отсутствие устоявшихся традиций и отлаженных механизмов взаимодействия работников науки с предпринимателями, а также высокая степень коррупции чиновников заставляют констатировать, что программа правительства стартует далеко не в самых благоприятных условиях. По большому счету, она опоздала лет на двадцать.
«Недооценка роли инноваций и научно-технического обеспечения социально-экономического развития привела к тому, что даже крупные корпорации, которые имели ресурсы для реинвестиций, не успели завершить модернизацию производственных мощностей экспортоориентированных отраслей согласно с новейшими технологиями, - отмечает первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев, чье министерство Минэкономразвития явилось разработчиком данной программы. - Это обусловило значительное разрушение не только промышленного, но и научного потенциала и, соответственно, обострение социальных проблем. Украина должна преодолеть технологическое отставание и разрыв в уровне развития с другими странами, а также создавать предпосылки для приближения приоритетных отраслей к «экономике знаний».
Авторы программы предлагают осуществить реформы сферы науки и инноваций в два этапа. На первом - до 2012 года - главной задачей станет создание институциональных и экономических основ для активизации в дальнейшем инновационной деятельности. В ходе второго этапа - до 2015 года - планируют использовать созданные механизмы для внедрения отечественных разработок, увеличив долю промышленных предприятий с инновационной составляющей на 12-25% от общего количества. Если все проекты, отобранные правительством в рамках подготовки программы, будут реализованы, это приведет к созданию 700 тыс. новых рабочих мест.
Программа инвестиционно-инновационного развития предполагает концентрацию инвестиционных и научно-технических ресурсов в Украине на основных целях:
- общей модернизации экономики;
- структурных изменениях - росте доли высокотехнологических производств;
- повышении доли рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда.
Цель программы - постепенно приблизить структуру промышленности Украины к структуре развитых стран мира, значительно повысить ее конкурентоспособность. При этом господдержка, по замыслу разработчиков, будет лишь катализатором для привлечения частных инвестиций. Кроме того, важнейшей чертой, отличающей подходы новой программы от подходов предыдущих правительств, является наличие конкретных критериев, по которым проекты смогут попасть в список претендующих на поддержку:
- высокая технологичность;
- создание новых рабочих мест и развитие именно отечественного производства;
- высокая степень готовности объектов инвестирования;
- достаточная часть частного капитала;
- импортозамещение;
- уменьшение загрязнения окружающей среды.
Не секрет, что ранее программы господдержки использовались в подавляющем большинстве случаев для поддержки «своих» бизнесменов. Теперь же само наличие четко определенных критериев отбора, а также обязательной экспертизы проектов должно способствовать большей прозрачности и эффективности программы, уверены ее авторы. И самое важное - к конкурсам допускаются только самоокупаемые проекты. Это практически гарантирует их успешную реализацию.
Приоритетный список
Даже беглое знакомство со списком отобранных проектов производит отрадное впечатление и вселяет некоторый оптимизм. Во-первых, список содержит действительно важные для страны проекты. Во-вторых, все проекты рассчитаны на несколько лет, при этом ряд из них уже давно реализовывается, хотя некоторые годами не сдвигались с мертвой точки. Лишь небольшая часть проектов предусматривают бюджетное финансирование, часть их субсидируются странами-партнерами (ЕС, Китаем, Россией…), международными организациями. Но абсолютное большинство проектов будут осуществляться за счет ресурсов частных компаний.
К приоритетным сферам программа относит энергетику (в том числе и энергосбережение), АПК, машиностроение, развитие инфраструктуры и жилищное строительство, медицину и информацию.
Но главный приоритет - повышение энергоэффективности экономики страны. Более половины общей стоимости проектов приходится на развитие ТЭК, в частности, электроэнергетики - модернизации двух с половиной десятков блоков ТЭС, достройки двух атомных блоков, развитие электросетей, снижение энергопотерь, а также реконструкцию нефте- и газотранспортной систем.
Это и модернизация двух с половиной десятков блоков ТЭС с последующим увеличением их общей мощности на 1,78 ГВт, и проекты по повышению устойчивости электроснабжения всей энергосистемы, и повышение эффективности использования Хмельницкой, Ривненской, Запорожской АЭС. При этом проекты предусматривают повышение уровня безопасности всех атомных станций в Украине и значительную экономию средств.
Например, строительство завода по производству ядерного топлива, хранилища для отработанного топлива (ЦХОЯТ), завода по переработке твердых радиоактивных отходов даст возможность экономить до 2 млрд. грн. ежегодно. Среди проектов также достройка первой очереди Днестровской ГАЭС с увеличением мощности на 972 МВт, увеличение на 1 ГВт мощности Каневской ГАЭС. Важным направлением является увеличение собственной добычи энергоресурсов и переоснащение производственной базы НАК «Надра Украины».
Немалое место уделено и альтернативным источникам энергии, использование которых приобретает новую актуальность на фоне заявлений о стремительном сокращении запасов энергоресурсов на планете. Здесь и проект по переработке мусора в электроэнергию в Николаевской области, и реконструкция малой гидроэлектростанции на Волыни, и строительство ветровых парков (ДТЭК), расширение производства солнечных панелей и создание солнечных электростанций для обеспечения жизнедеятельности зоны отчуждения ЧАЭС («Квазар»).
Существенное внимание уделено проектам развития инфраструктуры - строительству и реконструкции автодорог общегосударственного значения, морских портов, международных аэропортов и вокзалов, созданию инфраструктурных объектов к Евро-2012 и т.д. А также модернизации объектов ЖКХ, жилищному строительству, улучшению состояния водных объектов и систем водоснабжения.
Жилищное строительство и коммунальное хозяйство представлены национальными проектами «Доступное жилье» и «Чистый город» на 17,1 млрд. грн.
В АПК предусмотрено создание новых и модернизация действующих мощностей по производству, переработке и хранению сельхозпродукции, обновлению парка техники, строительству животноводческих комплексов и т.д. Но эта часть незаслуженно мала в общей стоимости всех проектов как для аграрного потенциала страны.
***
В общем, шанс есть, что экономика Украины перестанет сползать в пропасть и начнет движение по восходящей траектории. Очень уж не хочется потерять технологическую независимость и жить на задворках цивилизации с пришедшей в упадок национальной экономикой.
Реализация программы станет тестом для власти на серьезность намерений двигаться по пути реформ: станет ли программа жертвой лозунгов либо серьезным инструментом модернизации экономики страны и выхода на новый уровень развития. Пока что при изучении списка приоритетных проектов можно заметить, что попадают они туда вне зависимости от принадлежности их собственников к власти, а по их важности или наличию передовых технологий. Удастся ли сохранить этот подход, а также хватит ли исполнителям программы сил и упорства в ее реализации, покажет время.