В США продажи новых авто вернулись практически на докризисный уровень. В Японии зафиксирован 28-процентный рост по сравнению с 2009 годом. Правда, несколько притормозил Китай — в мае реализовано 886 тыс. авто, что на 24% меньше, чем в апреле. Но в целом вести с мировых рынков достаточно оптимистичны. А что же Украина, не так давно буквально поглощающая по 600 тыс. новых легковушек в год и входящая в десятку крупнейших европейских стран автопотребителей?
Пятьдесят на пятьдесят?
Если в прошлом году в Украине было реализовано 119,6 тыс. легковых иномарок, то за четыре месяца 2010 года — 32,5 тыс. При такой статистике не удивительно, что прогнозы экспертов разделились.
«Мы не ожидаем подъема. Автомобильный рынок в этом году по-прежнему будет находиться в тяжелом положении. Продажи, по сравнению с прошлым годом, еще больше упадут. Наш прогноз — 150 тыс. автопродаж (иномарки плюс авто отечественного производства), что на 12% ниже прошлогоднего показателя. Рынок стабилизируется. Компании будут вести свою кредитных программ и снижение по ним процентов. Традиционным стимулом для рынка станет обновление модельного ряда. Для Mitsubishi 2010-й стал переломным — за первые пять месяцев объем продаж в Украине в сравнении с 2009 годом вырос более чем на 8%. Все это свидетельствует о том, что дальнейшего сокращения рынка не будет», — считает руководитель департамента продаж ООО «НИКО-Украина» Светлана Колесникова.
Цена ограничена складом
При этом оба эксперта указывают на интересную особенность текущего ценообразования, в значительной степени зависящего от запасов у дилеров автомоделей 2008—2009 годов выпуска. Оказывается, продажи каждого конкретного дилера в значительной степени зависят от запасов автомобилей прошлых лет, имеющихся у него на складах. Помните 2009 год, когда дилеры любым способом пытались сбыть авто, затоварившие склады? Результатом этого стали массовые акции и снижения цен, приводившие к ценовым войнам между продавцами. Сейчас эти запасы практически иссякли. В настоящее время лишь немногие автодилеры могут похвастать солидными прошлогодними запасами, поэтому цены на иномарки упрямо ползут вверх и в скором времени достигнут докризисного уровня (в долларовом эквиваленте. — Ред.).
«Цены на авто выросли — это связано с прекращением распродаж старых складов и появлением авто нового года выпуска по более высокой цене», — утверждает Юлия Птицына.
«Самые низкие цены фиксировались в 2009 году, поэтому инвестиции в склад позволяли удерживать стоимость автомобилей на протяжении длительного периода. По мере снижения складских запасов импортеры вынуждены поднимать стоимость авто, так как фактически ее поднимает производитель. В разгар кризиса благодаря договоренности с производителем цены на модельный ряд Mitsubishi в долларовом эквиваленте снизились на 20—25% по сравнению с 2008 годом. Ныне наблюдается переломный момент: остатки складов будут распроданы в ближайшее время, и мы увидим возвращение цен на докризисный уровень. Взвешенная логистическая стратегия позволяет нам до сих пор удерживать низкие цены на весь модельный ряд 2009 года. Но возможности таких продаж ограничены складом», — говорит Светлана Колесникова.
Реверансы потребителю
Завершение ценовых войн заставляет включать другие инструменты борьбы за клиентуру. Потенциальному покупателю, теперь не очень-то спешащему нести деньги в автосалон, в первую очередь предлагают соблазнительные программы кредитования и лояльности.
Наверное, трудно отказаться от кредита на пять лет с минимальным взносом, если при этом тебе еще и предоставляют 12 месяцев каникул от оплаты процентов. За это время разрешается выплатить львиную долю тела кредита, не уплатив за нее ни копейки процентов. И никаких тебе штрафных санкций. Все, что осталось, можно растянуть на четыре года.
Программа лояльности, как правило, предполагает дисконт для постоянных клиентов. Чтобы стать ее участником, достаточно осуществить приобретение в салоне или воспользоваться услугами сервиса. Естественно последующая скидка будет во многом зависеть от той суммы, которую вы оставили в салоне.
Не последнее место для будущих и настоящих клиентов автодилеров занимает автосервис. Не секрет, что с приходом кризиса у дилеров произошел отток клиентов в гаражи. Высокая стоимость официального автосервиса заставила автолюбителей отказаться от гарантии и проводить техническое обслуживание в неофициальных СТО.
А ведь именно за счет автосервиса многие автодилеры намеревались пережить тяжелые времена. Но вовремя не учли конкуренцию гаражных мастерских. Конечно, компьютерную диагностику они не проводят, зато элементарная замена масла и фильтров им вполне по плечу. Чем не вариант, чтобы пережить тяжелые времена? Если, конечно, к тому времени движок не «застучит».
В общем ценовую политику официальных (дилерских) СТО пришлось срочно менять. В настоящее время эксперты отмечают изменение регламента технического обслуживания таких станций. В частности, последние увеличивают межсервисный интервал и выстраивают свою работу с гарантийными автомобилями так, чтобы избежать пиковых платежей за техобслуживание. При этом часть работ выводятся в рекомендуемые, и значительно (до 30%) снижаются цены на запасные части и расценки на выполнение работ.
А еще возвращаются времена увеличенных сроков гарантии на новые автомобили. В общем, кризис — это время потребителя. Точнее, платежеспособного потребителя, который сейчас в дефиците. От него и будут зависеть перспективы автопродаж.