ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА: ЕСТЬ ЛИ ТАКОВАЯ ВООБЩЕ?

17 марта, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 17 марта-24 марта

На будущей неделе Верховная Рада будет обсуждать программу деятельности правительства. Документ оценивают по-разному: резко, сдержанно, прохладно, никак...

На будущей неделе Верховная Рада будет обсуждать программу деятельности правительства. Документ оценивают по-разному: резко, сдержанно, прохладно, никак. Восторженных оценок пока не было. Ни в Украине, ни на Западе…

В прошлом месяце УЦЭПИ провел социологическое исследование во всех регионах Украины. Был задан вопрос: «Способна ли действующая власть выработать программу действий и претворить ее в жизнь?» Треть (32,8%) опрошенных граждан считает, что не способна. Еще 25% полагают, что «власть в этом не заинтересована». Имеют ли под собой почву столь жесткие оценки? Давайте посмотрим на документ, подготовленный правительством.

Программа деятельности Кабмина состоит из двух частей — это собственно программа плюс перечень мероприятий к ней (всего более 100 страниц). Наш общий вывод таков: то, что сегодня подготовлено в КМ и передано парламенту, — это не программа. Это даже не концепция, поскольку уже она предполагает привязку целей к имеющимся ресурсам, этапам и конкретным показателям. Этого в документе нет.

Что же все-таки есть? Есть неплохо структурированный материал, отражающий отдельные (далеко не все, даже главные) сферы деятельности правительства. Документ, по сути, содержит практически все: общефилософские взгляды, библейские заповеди, принципы морального кодекса строителя коммунизма, фразеологию времен раннего Горбачева (в каждом абзаце — ускорить, углубить, усилить, расширить). Есть свежие макроэкономические новации, азы теории гражданского общества, важные принципы и просто интересные идеи.

Авторы программы рассуждают, как построить теплые и доверительные отношения правительства с народом. Причем не только и не столько в Украине. Все это подходит для Молдовы, Казахстана, Албании, очень многое — для Германии, США и Южной Кореи… Правильные идеи изложены на 27 страницах, при этом 22 из них(!) не содержат ни единого(!) численного показателя. Зато каждый найдет для себя приятные (на вербальном уровне) вещи — здесь и поддержка музеев, и развитие информационной сферы, и социальные гарантии, и привлечение инвестиций, и украинский язык, и борьба с коррупцией, и государственный контроль, и доверительный разговор с народом в поисках поддержки. Возможно, это некая система ценностей (кодекс поведения) правительства В.Ющенко, но уж никак не программа деятельности.

Можно согласиться с первым вице-премьером: нам действительно пора отвыкать от многотомных программ. Их некогда ни писать, ни читать. Но хотелось бы знать, чего нам ожидать от правительства в обозримом будущем. Не в смысле идеологии, а в смысле практических результатов — ВВП наш стремительно растет, но жизнь-то не улучшается.

К программе-кодексу все-таки приложили внушительный (по количеству страниц) перечень мероприятий. Но как-то он не греет душу. В перечне «мероприятий» мы видим десятки… новых программ (общегосударственных, комплексных государственных, просто государственных, просто комплексных, целевых, ведомственных, отраслевых и прочих), а еще несколько сотен законов, указов, концепций, стратегий, меморандумов, пактов, постановлений и прочих документов, которые правительство будет готовить. А дальше что? Смысл новаций, т.е. отличие будущих (видимо, хороших) от нынешних (видимо, не очень хороших) программ в документе Кабмина не раскрывается. Значит, их содержание будет зависеть от фантазии (интереса, приоритетов) уже не команды В.Ющенко, а чиновника среднего звена. Это мы уже проходили. В правительстве и сегодня лежит более 200 невыполненных национальных (государственных… далее по перечню) программ, без всяких надежд на финансирование.

Спросить с членов правительства за выполнение (невыполнение) предложенной программы нельзя — так «конкретно» она сформирована. Кто может оценить степень достижения таких результатов, как «широкая приватизация», «ускоренная приватизация», «умножение богатства нации», «обеспечение действенной социальной защиты» и им подобных?

Наверное, при условии достоверности статистики можно оценить проценты роста ВВП, темпы инфляции, объемы производства и дефицит бюджета. Эти показатели в программу заложены, видимо, не в последнюю очередь потому, что за ними пристально следит МВФ, а значит — они всегда под рукой.

Помня, что ни одно из восьми правительств Украины так и не реализовало свою программу и, вообще говоря, нечасто о ней вспоминало, можно бы и успокоиться. Жизнь как бы пойдет в правильном направлении, и команде В.Ющенко удастся переломить ситуацию к лучшему, безотносительно к тем общим декларациям, которыми в спешке напичкали программу. Но вот что беспокоит. Разработчики программы вообще упустили из виду три важные сферы деятельности правительства — это внешняя политика, правоохранительные органы и военная сфера. Значит ли это, что правительство вообще не интересует деградация армии, обнищание милиционеров, лишение Украины права голоса в Генеральной Ассамблее ООН, политический диалог в рамках ОБСЕ или отношения Украины с НАТО? Разве это дело лишь отдельных министров?

Красной нитью через документ проходят доверие, демократические принципы, гражданское общество, забота о человеке. Это очень правильно. Но это слова, мы их слышали и раньше. Чтобы рассчитывать на доверие людей, нужно, по крайней мере, говорить с ними на одном языке. Я бы вообще не рекомендовал членам правительства использовать в публичных выступлениях макроэкономические показатели. Их лучше оставить для заседаний Кабмина и переговоров с МВФ. Граждан не интересуют объемы ВВП. Ну, выдал Госкомстат в феврале на-гора увеличение ВВП на 8,8%, ну и «что с того»? В том же феврале жизнь 90% граждан стала хуже: возросла квартплата, стоимость тепла и электроэнергии, подорожали многие товары. Инфляция, которая рассчитывается по неведомой народу корзине, все уменьшается (как бы хорошо), но реальные доходы уменьшаются все больше (как бы совсем нехорошо).

Чем объяснить исключение из текста программы хотя бы тех немногих конкретных показателей и ориентиров, которые содержались в промежуточных вариантах проекта? Или вот загадка: графа «предполагаемый экономический эффект» от выполнения мероприятий программы и вовсе пропала, хотя тоже была в первых проектах. То ли эффекта не ожидается (что плохо), то ли не все в команде В.Ющенко готовы отвечать за свои действия (что еще хуже). А отдельной графы — «стоимость предлагаемых мероприятий для бюджета» — как не было, так и нет. Какая же это программа, если она не имеет даже грубой оценки ресурсных потребностей? Потому-то и мероприятий в ней сотни, потому-то они такие амбициозные и зачастую никакие в смысле ожидаемого результата. Приведем лишь два примера.

В программе прописано «погашение в полном объеме задолженности по зарплате, пенсиям и другим социальным выплатам». Очень хорошо, но только на первый взгляд. По сути — это тоже декларация. Когда конкретно будет погашена задолженность: сразу и всем, поэтапно или в каком-то порядке? Ответа нет. Из каких источников предполагается черпать почти 10 млрд. гривен? Ответа нет, в бюджете денег тоже нет. Кабмин будет рассчитываться с долгами только перед бюджетниками (в центре, в регионах, на местах?), или В.Ющенко намеревается покрыть долги по зарплате работникам и частных компаний? Ответа нет, но он понятен. Зачем тогда подобные декларации? Сформулируйте несколько приоритетных и достижимых задач, укажите конкретные сроки и добейтесь выполнения. Так, как сделал Б.Клинтон, ликвидировавший дефицит правительственных расходов, исчислявшийся в 1992 году цифрой с девятью нулями. Или хотя бы, как Е.Примаков, сумевший выполнить свои обещания перед бюджетниками и военными. Тогда поддержка правительству реформаторов со стороны населения обеспечена.

Программа Кабмина предполагает «создание 1 млн. новых рабочих мест». Прекрасная идея, но вопросы все те же. Когда они будут созданы? За счет каких средств — ведь это миллиарды долларов? Бюджет-2000 таких расходов не предполагает. В каких областях, в каких отраслях будут создаваться новые места? Ответа нет, значит, проверить нельзя. Как увязать эти планы с сокращением 300 тыс. рабочих мест бюджетников? Похожих деклараций, не подкрепленных сроками и ресурсами, в программе много.

Я верю, что Виктор Андреевич искренне желает улучшить ситуацию и вывести страну Украину из кризиса. Я очень симпатизирую этому мужественному человеку и некоторым членам его команды. Но прошло уже три месяца. И если кроме этой программы нет другой, настоящей, тогда картина очень печальная. Все ли члены команды В.Ющенко понимают ту ответственность, которую они на себя взвалили? Президенту становится все труднее скрывать накопившееся раздражение, оно накапливается и на Западе. Если с реформами не справится В.Ющенко, то будет надолго подорвана вера людей в возможность Украины выйти из кризиса нормальным демократичным путем. Новый премьер, эдакий силовик-хозяйственник (фамилии уже называются) наведет некий «порядок» в стране. Но будет ли эта страна с человеческим лицом?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно