Если в европейских странах цены на горючее регулируют в зависимости от национальных потребностей, то и в Украине повышение акцизов должно учитывать и возможности населения и потребности бюджета. Об этом пишет в статье для ZN.UA директор ОАО «Консалтинговая группа А-95» Сергей Куюн. «Какой будет цена на горючее, если акциз вырастет вдвое?».
«В нашем случае прежде всего необходимо стремиться к справедливости в налогообложении, когда не будет пропасти между потребителями разных моторных топлив. Сегодня больше всего акциза почему-то платят покупатели бензина — в четыре раза больше потребителей автогаза и в полтора раза больше, чем потребители дизеля», - отмечает автор.
Новые ставки должны стать результатом поиска баланса между справедливостью, потребностями государства в деньгах и влиянием на экономику. В качестве отправной точки для расчетов возьмем 1,5 млрд грн — именно такая ежемесячная сумма дополнительных поступлений акциза будет попадать в бюджет в случае введения со второго полугодия 2024 предложенных Минфином акцизов: бензин — 242,6 евро, ГП — 177,6, автогаз — 55,6 евро/1000 л.
- Дизель : с точки зрения калорийности, он близок к бензину, но ГП преимущественно потребляет коммерческий и промышленный сектор, поэтому повышение цен на него будет больше давить на потребительские цены. Заметим, что акцизы на дизель в странах ЕС в среднем на 30% ниже «бензиновых». В своих расчетах мы остановились на ставке 165 евро.
- Бензин : горючее с наибольшей налоговой нагрузкой, а значит, имеет наименьший потенциал для увеличения, но для движения вперед рассмотрим вариант поднятия с 213,5 до 225 евро.
- Сжиженный газ : как и бензин, потребляется на 90% коммерческим или частным автотранспортом. Более 15 лет LPG имела налоговую акцизную льготу, которая сыграла свою роль и вывела Украину в мировые лидеры потребления автогаза на транспорте. На этом «социальном» горючем не ездят разве что «гелики». Это привело к превращению нас в импортера этого продукта, что дополнительно укрепилось после 24 февраля 2022 года. Есть все основания полагать, что процент российского горючего в импортных объемах LPG на сегодняшний день самый большой, благодаря преимущественно нашим польским «партнерам», которые являются крупнейшими импортерами российского автогаза в мире. Соответственно, усиленно стимулировать это и дальше совершенно нецелесообразно и вредно. Время для налоговых каникул прошло. Но и прятать этот сегмент нельзя.
Напомним, после завершения отопительного сезона украинцы, которые не могут самостоятельно оплачивать коммунальные услуги, должны получить жилищную субсидию.