В Украину индийское дизтопливо попадает двумя основными путями из терминалов Турции и Румынии. Следует заметить: в марте и апреле только 5% объемов импорта индийского дизтоплива было подтверждено сертификатами происхождения товара, остальные партии считались индийскими только декларативно, так как это разрешало законодательство. Принимая во внимание объемы поставок российского дизпелива в Индию, которые выросли с апреля 2022 года в 14 раз, есть все основания полагать, что Украина продолжает покупать российский дизель под видом индийского. Об этом для ZN.UA пишут Артем Куюн, эксперт "Консалтинговой группы А-95", и Иван Марченков, аналитик "Консалтинговой группы А-95", в статье " Рынок дизтоплива: индийское кино с российскими субтитрами".
Чтобы защититься от попадания российского топлива, Украина должна прибегать к решительным мерам. Первые шаги уже есть: в мае Кабинет министров Украины дополнил свое постановление №1147, и теперь происхождение каждой партии импортных нефтепродуктов должно быть подтверждено соответствующими документами международного образца. Реформа уже отразилась на поставках откровенно российского сжиженного газа через Восточную Европу, ведь оформить «левый» сертификат происхождения в Литве и Латвии, как минимум, очень сложно, а, как максимум, - невозможно.
В международной практике контроль происхождения осуществляется именно соответствующими сертификатами таможенных органов, торгово-промышленных палат и аналогичных органов. И эта специфика порождает обоснованный скепсис по подлинности сертификатов, выданных в южных странах, в том числе и в Турции. Цифры четко показывают, что под видом индийского топлива из турецких терминалов в Украину нередко поступало российское ДП, а знакомые с работой турок трейдеры знают, что в Турции можно купить любой документ. Борьба с этим явлением должна стать для Украины принципиальной.
С другими материалами Артема Куюна можно ознакомиться по ссылкой.