Украинской власти следует изменить подход к налогообложении моторных топлив. Вместо повышения налога на добавленную стоимость (НДС) можно увеличить акцизы, поскольку это позволит предупредить рост цен и обеспечить полное поступление налогов в государственный бюджет. Об этом заявили эксперты Консалтинговой группы "А-95", сообщает Enkorr.
Они считают, что в стране нужно оставить ставку НДС на уровне 7%, поскольку ее увеличение до 20% может возродить масштабные схемы использования «налоговых» ям, неучтенных наличных на АЗС, фиктивных сделок купли-продажи нефтепродуктов.
«НДС – наиболее криминализированный налог, именно его неуплата всегда приводила к наибольшим потерям казны. Уменьшение НДС на горючее 2022 года привело к исчезновению схем по уклонению от его уплаты на рынке нефтепродуктов, поскольку это потеряло смысл. Этот положительный опыт следует использовать и дальше», – сказал директор группы Сергей Куюн.
При этом требуемый объем поступлений в бюджет предлагается обеспечить путем увеличения и сбалансирования акцизного сбора. По мнению экспертов, такое налогообложение легче контролировать, потому что его платят на таможне и местах производства, количество которых ограничено.
В «А-95» подсчитали, что поступления от увеличения НДС с 7% до 20% могут обеспечить акциз на бензин и дизельное топливо в размере 190 евро за 1000 л (ставки до начала полномасштабного вторжения России – 213 и 139,5 евро соответственно) и 150 евро на сжиженный газ (ранее 52 евро за 1000 л).
«Акцизные ставки, действовавшие до 2022 года, не соответствуют текущим реалиям топливного рынка Украины, а также элементарно социально несправедливы. Потребители разных видов топлива несут неравномерную налоговую нагрузку», – добавил Куюн.
Как отмечается, предлагаемый подход также позволит предупредить рост цен. Увеличение налоговой составляющей может пройти незаметно для потребителей за счет уменьшения наценки в розничных сетях или даже сохранить потенциал для дальнейшего снижения стоимости топлива при благоприятной конъюнктуре внешнего рынка. Эксперты убеждены, что это также не позволит сжиженному газу потерять свое конкурентное преимущество по сравнению с бензином.
В то же время, возврат к уровню ставок акциза и НДС, которые существовали до полномасштабной войны, по оценке группы, повлечет за собой рост налоговой составляющей на 11 гривен за литр для бензина и 8 грн – для дизельного топлива.
Также в «А-95» заявили, что увеличение акцизов станет шагом на пути к синхронизации ставок с европейскими, чего ожидают международные финансовые партнеры.
«Новый подход к налогообложению моторных топлив гарантированно наполнит бюджет, защитит потребителей от ценовых колебаний и будет отвечать международным обязательствам нашей страны. В случае возврата к старым ставкам НДС и акцизов государство окажет мощный стимул для возврата теневой экономики и роста цен», – подытожили в Консалтинговой группе.
Ранее аналитики рассказали, какие цены на топливо ожидаются в мае в Украине и нужно ли делать запас топлива.