В Украину индийское дизтопливо попадает двумя основными путями - из терминалов Турции и Румынии. Следует отметить: в марте и апреле лишь 5% объемов импорта индийского дизтоплива было подтверждено сертификатами происхождения товара - остальные вполне могут иметь российское происхождение, ведь с апреля 2022 по конец марта 2023 года Россия увеличила объемы поставки нефти в Индию в 14 раз. Об этом для ZN.UA пишут Артем Куюн, эксперт "Консалтинговой группы А-95", и Иван Марченков, аналитик "Консалтинговой группы А-95", в статье " Рынок дизтоплива: индийское кино с российскими субтитрами".
За пять месяцев в Румынию поступило девять танкеров с индийским дизтопливом в 348 тыс. тонн. Две трети поставок происходили не напрямую с индийских заводов, а из-за рейдовых перегрузок (ship-to-ship) у берегов греческой Каламаты или Мальты (см. рис. 2–3), где курсирует много российских танкеров, переливающих топливо на другие суда. Например, за пять месяцев у берегов Каламаты было перелито 1,87 млн. тонн ДТ, из которых 1,5 млн. тонн поступило из российских портов.
Основные объемы дизтоплива из Турции, отгружаемые в Украину напрямую, исходят из терминала OPET Petrolcülük A.Ş в Мармарисе. По словам украинских трейдеров, OPET позиционирует большинство продуктов как индийский. Цифры отгрузки индийского дизеля из Турции – подозрительные. По данным сервиса Kpler, с декабря 2022 по апрель 2023 года в Турцию прибыло около 370 тыс. тонн индийского топлива, из которых 196 тыс. тонн было импортировано на внутренний рынок, а 174 тыс. отправлено транзитом в другие страны. За это же время украинские трейдеры задекларировали импорт 272 тыс. дизтоплива индийского происхождения из турецких терминалов, то есть на 100 тыс. тонн больше, чем было в Турции (см. рис. 5).
Опрошенные болгарские и румынские трейдеры предпочитают не работать с OPET, потому что опасаются, что могут получить российский продукт под видом индийского и попасть под санкции. Но, похоже, украинские компании это не пугает.
С другими материалами Артема Куюна можно ознакомиться по ссылкой.