Портфельный инвестор пришел. Что предложить инвестору?

18 февраля, 2005, 00:00 Распечатать

«Третий тур» президентских выборов и избрание на пост Президента Украины Виктора Андреевича Ющенко стали причиной особого внимания к Украине в мире, в том числе и крупных портфельных инвесторов...

«Третий тур» президентских выборов и избрание на пост Президента Украины Виктора Андреевича Ющенко стали причиной особого внимания к Украине в мире, в том числе и крупных портфельных инвесторов. Подтверждением тому стала и 1-я международная конференция инвесторов «Украина: перемены к лучшему, перемены навсегда», которая проходила 15—16 февраля 2005 года в Киеве и Днепропетровске. На первом заседании в Киеве зал Межбанковской валютной биржи был переполнен. Его аудитория состояла из очень серьезных финансистов. Такого количества и уровня управляющих инвестиционных фондов, банкиров и финансовых аналитиков из-за рубежа Украина никогда еще не видела. Итак, интерес проявлен — портфельный инвестор поверил в нас. Сможем ли мы в полной мере реализовать свой потенциал?..

На волне политических изменений в нашей стране за рубежом формируются крупные фонды портфельных инвестиций под Украину. Это необычайно важно. Подобные фонды готовы платить за небольшие пакеты акций крупных украинских эмитентов справедливо высокую цену. Они же в течение двух-трех лет способны создать прозрачный и ликвидный рынок украинских акций со своей историей и реальной стоимостью компаний. Через несколько лет формирующиеся сейчас украинские негосударственные пенсионные фонды и государственный накопительный пенсионный фонд смогут работать в совершенно иной, куда более благоприятной рыночной среде. Повысится уровень корпоративной культуры, возникнут предпосылки для прозрачного и принципиально иного качества управления предприятиями. Станут лучше условия для получения займов, размещения корпоративных долговых бумаг и дополнительных выпусков акций украинскими компаниями как внутри страны, так и на мировых финансовых рынках.

Интерес инвесторов к украинскому фондовому рынку уже имеет свое реальное выражение. Тенденция ускорения роста цен на украинские акции проявилась еще в декабре прошлого года и продолжается по сегодняшний день. Резко вырос спрос. Предложение же пока остается на прежнем уровне. Если сейчас правительство ничего не предпримет, то через какое-то время интерес может угаснуть и портфельные инвесторы вынуждены будут существенно изменить свои серьезные планы по покупке украинских ценных бумаг.

Избежать такого негативного поворота событий можно только путем значительного увеличения предложения акций. Это может сделать, причем достаточно быстро, правительство совместно с Фондом госимущества. Необходимо кардинально изменить идеологию приватизации, которая имела место последние три-четыре года. Когда имущество распродавалось стратегическим инвесторам, как правило, непрозрачно и по ценам, значительно ниже справедливых. Иной, альтернативный подход, который видится целесообразным в нынешней ситуации, — реализовать пакеты акций (от 10—15% до 49%), привлекательные для портфельных инвесторов, путем продажи на открытом рынке, сохранив при этом контрольный пакет за государством (там, где он еще есть).

В течение одного-двух месяцев можно увеличить предложение акций за счет предприятий, часть акций которых уже продана стратегическим инвесторам, но значительная их доля еще находится в собственности государства (например, компании электроэнергетического сектора). То же касается компаний, приватизация которых началась, но пакеты стратегическим инвесторам не предлагались («Укртелеком»).

Целесообразно было бы продать портфельным инвесторам, скажем, от 10% до 40% акций предприятий, которые и при государственной форме собственности работают достаточно эффективно (как, например, Одесский припортовый завод). Это не только будет способствовать развитию фондового рынка, но и создаст дополнительный контроль со стороны профессиональных портфельных инвесторов за предприятиями с преобладающей долей государственной собственности. Возможна также продажа объектов из состава государственных холдингов, которые ранее не выставлялись на продажу, или государственных холдинговых компаний целиком (например, НАК «Нефтегаз Украины»).

Рынок пополнится и за счет ограниченного числа предприятий, результаты приватизации которых правительство намерено пересматривать. В этом случае следует переоценить долю сегодняшних собственников, оставить за государством контрольный пакет (51% акций предприятия), остаток продать портфельным инвесторам. Впрочем, если количество подобных предприятий перевалит за сотню и более — это будет определенно негативным сигналом для инвесторов.

Правительству не обойтись без работы с финансово-промышленными группами Украины. До сих пор у последних не было потребности в привлечении средств. Их основным инвестиционным источником была «минимизация» налогообложения. Но если заставить ФПГ работать в общепринятых рамках, то необходимость дальнейшего развития поставит перед ними вопрос ресурсов. И они начнут активно выходить и на рынок заимствований, и на фондовый рынок. У ФПГ существуют альтернативы — они могут получить средства путем привлечения кредитов, выпуска облигаций (размещаемых как на мировом, так и на внутреннем рынках) и путем дополнительной эмиссии акций. Выпуск ценных бумаг (акций и облигаций) создаст дополнительное предложение для отечественных и зарубежных инвесторов.

Смена приоритетов приватизации со стратегических покупателей на портфельных (с реализацией им до 49% акций предприятий) сопряжена с необходимостью решения государством вопроса управления предприятиями. Это важный вопрос, но отнюдь не проблема. Чтобы это понять, достаточно обратиться к мировому опыту управления корпорациями. Существует институт управляющих компаний. Управляющие компании — это специализированные организации, состоящие из профессиональных высококвалифицированных менеджеров, специализирующихся на управлении промышленными предприятиями или предприятиями сферы услуг. Можно провести открытые прозрачные тендеры среди украинских и западных управляющих компаний и отдать в управление лучшим из таких компаний украинские предприятия, часть акций которых продана портфельным инвесторам, а контрольный пакет принадлежит государству. При этом одним из главных критериев оценки успешности работы управляющей компании стала бы капитализация предприятий, полученных в управление. Если она растет, то предприятие работает успешно. Своеобразным дополнительным контролером управляющих компаний станут те же профессиональные портфельные инвесторы. Подобная цивилизованная система управления не только увеличит стоимость госсобственности, но и позволит на некоторое время оставить за государством контрольные пакеты.

Продавая по рыночным справедливым ценам до 49% акций портфельным инвесторам, государство на нескольку лет решает вопрос наполнения бюджета. Кроме того, появляется возможность концептуально изменить схему управления госсобственностью. Уже через 3—4 года можно будет делать дальнейшие шаги: то ли продавать дальше, то ли проводить дополнительную эмиссию акций. Но это уже вопросы последующих итераций действий правительства.

Наполнив рынок акциями, Украина получит возможность за короткий промежуток времени получить настоящий зрелый фондовый рынок. Преимущество такового мы в полной мере ощутим в процессе становления негосударственной и государственной накопительной пенсионной системы. Для того чтобы десятки миллиардов долларов пенсионных денег реально в будущем заработали на развитие страны, необходимо сегодня и немедленно решать задачи формирования фондового рынка, путем утилизации колоссальной энергии помаранчевой революции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно