Подомовые тарифы: мировой опыт с украинскими традициями?

11 ноября, 2011, 14:28 Распечатать

Украинское новшество — внедрение отдельных для каждой многоэтажки тарифов на содержание дома и придомовой территории — стартовало из Ивано-Франковска.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Украинское новшество — внедрение отдельных для каждой многоэтажки тарифов на содержание дома и придомовой территории — стартовало из Ивано-Франковска. Тарифы, разработанные в зависимости от характеристик дома и количества жителей — от 0,13 грн. за м2 общей площади квартиры до 1,87 грн., начнут действовать в январе следующего года.

Замысел внедрения подомовых тарифов возник в 2004 г., когда был принят закон «О жилищно-коммунальных услугах». Как преду­смотрено документом, «размер платы за содержание домов и сооружений и придомовых территорий устанавливается в зависи­мости от капитальности, уровня обустройства и благоустройства» (ст. 32, п. 3). Однако приобщиться к европейским традициям обслуживания жилья украинцев заставило именно нынешнее правительство. Поста­новление Кабмина от 1 июня с.г. №869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» не содержит исключений и обязывает органы местного самоуправления всех населенных пунктов рассчитывать «тариф на услуги отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей услуг, которые фактически должны предоставляться...». Документ вступил в силу 18 августа нынешнего года и никем не отменен.

Однако в Ивано-Франковске подомовые тарифы кажутся неоднозначным экспериментом. Решиться на такой шаг власть этого областного центра заставила, собственно, практика городского хозяйствования. Коммуналь­ные жилищно-эксплуатационные организации накопили огромные долги, прежде всего по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд, на общую сумму свыше 30 млн. грн. Безусловно, банкротство ЖЭО привело бы к отчуждению больших кусков коммунального жилого имущества. И потому в феврале на сессии Ивано-Франковского городского совета была принята программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства в городе на период до 2015 года. Депутаты горсовета решили вдохнуть жизнь в коммунальное предприятие «Единый расчетный центр», которое формально существовало еще с 2007 года. «Единый и неповторимый» стал управляющей компанией и принял на свой баланс весь жилищный фонд города (1823 дома!), за исключением тех, в которых было создано ОСМД или которые обслуживают частные жэки. И уже собирает квартплату с жителей.

Директор этого коммунального предприятия Вадим Войтик уверяет ZN.UA: «Идео­логия создания управляющей компании — разделить функции заказчика и исполнителя услуг, которым до сих пор были ЖЭО в одном лице. Наша задача — сделать услуги более доступными для потребителей, например, установить единое окно для получения справок во все рабочие дни с восьми до 17 часов, а также оптимизировать их затраты. Для этого мы уже сократили количество работников бухгалтерии с 56 до пяти и пересмотрим штат технического персонала. В дальнейшем будем на конкурсных условиях выбирать исполнителей всех услуг по содержанию дома и придомовой территории, заключать с ними договоры с предусмотренными штрафными санкциями за предоставление некачественных услуг или не в полном объеме».

Не усматривает угрозы монополизма в создании одной управляющей компании в городе городской голова Ивано-Франковска Виктор Анушкевичус, хотя он и предлагал депутатам взять на вооружение опыт европейских стран и создать на базе девяти городских ЖЭО четыре таких компании, по территориальному принципу. Однако полпреды настояли на одной. «Посмотрите, — говорит градоначальник, — до сих пор коммунальные ЖЭО тоже были монополистами по предоставлению услуг на конкретной территории, у всех один основатель — городской совет. Я не верю, что Анти­мо­нопольный комитет, высказавший замечания по отбору исполнителей услуг единым заказчиком, отважится остановить реформу ЖКХ в Ивано-Франковске».

«Единый расчетный центр» установил семь-восемь обязательных услуг, от которых невозможно отказаться. Это — уборка территории, обслуживание и ремонт лифтов, ремонт внутри домовых сетей, текущий ремонт дома, прочистка дымовых и вентиляционных каналов, освещение мест общего пользования и вывоз мусора. Остальные — необязательные, как, например, уборка лестничных клеток, подвалов, дератизация, содержание детских площадок... Потому что это жители могут делать сами.

Обещано, что оплата целого ряда услуг — обслуживание и ремонт внутри домовых сетей, ремонт конструкций дома, прочистка вентиляционных и дымовых каналов — будет проводиться только после их фактического предоставления. А обслуживание и электроснабжение лифтов и освещение мест общего пользования — по показателям счетчика.

«Мы поставили перед собой цель создать конкурентную среду на рынках обслуживания жилья, — расставляет акценты директор КП «Единый расчетный центр» Вадим Войтик. — Сейчас в городе работают по три фирмы по обслуживанию и ремонту лифтов, вывозу мусора, здесь определенная конкуренция уже существует. Надеемся, вскоре появятся предложения и на других рынках, в частности, самых важных — текущий ремонт домов, уборка придомовой территории».

Однако уже на одном из первых общественных слушаний жители города восприняли коммунальную реформу в части внедрения подомовых тарифов подозрительно, если не сказать — враждебно. Они убеждены: нововведение ударит по их карману, и общая сумма квартплаты существенно увеличится. Руководство же «Единого расчетного центра» уверяет, что управляющая компания будет недорогой для жителей.

«Только наш дом ежегодно будет платить на содержание ЕРЦ около 10 тыс. грн. За эти деньги мы сами можем ремонтировать подъез­ды, содержать слесаря, сантехника», — убеждена жительница микрорайона Позитрон Ольга Бачинская.

Еще один важный штрих. Согласно новому механизму начисления тарифа, плата за уборку придомовой территории тесно привязана к ее площади. Нет территории (застроена) — нет платы за эту услугу. Управляющая компания подготовила схемы придомовых территорий, которые сейчас уточняются. Но жители уже возмущены расчетами площадей. Например, пенсионерка Лилия Варварук говорит, что до реформирования ежемесячно платила 42 грн., а после реформирования из-за обмерянной придомовой территории — четыре тысячи квадратных метров на четыре подъезда — будет должна платить уже 92,7 грн. То есть для нее квартплата увеличится более чем в два раза.

Хорошо, оплата всех услуг будет проводиться после фактического их предоставления. Но все понимают: частные компании, которые придут на рынок коммунальных услуг, не захотят работать в убыток и открыто будут закладывать рентабельность хотя бы на уровне 15—20%. Кроме того, неизвестно, по каким фактическим ценам они будут закупать, например, материалы для ремонта лифтов или конструкций дома и сколько это будет стоить для жителей.

Подомовые тарифы для многоквартирных домов давно стали нормой в развитых странах, где существует острая конкуренция среди исполнителей почти всех видов услуг. Подавляющее большинство компаний там дорожат своей репутацией и не желают из-за необоснованного завышения объемов работ и платы скандально уйти с этого рынка. В Украине привыкли обманывать потребителей и при продаже товаров, и при выполнении работ и услуг...

Коварный жук — правительственное постановление — не предусматривает возможности отказаться от введения отдельных тарифов на содержание дома и придомовой территории. Вперед: приобретаем мировой опыт, но отказываемся от украинских традиций «качественного и недорогого» предоставления коммунальных услуг.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно