Нация в секонд-хэнде. Почему швейников много, а одеть нечего?

20 ноября, 2009, 16:51 Распечатать

На Львовщине традиционно было развито швейное производство. Потребителям хорошо известны торговые марки «Весна», «Промінь», «Маяк» и другие...

На Львовщине традиционно было развито швейное производство. Потребителям хорошо известны торговые марки «Весна», «Промінь», «Маяк» и другие. Еще десять лет назад во Львов приезжали любители одеться из Киева, Днепропетровска, Запорожья. Одежда здесь была дешевле, а выбор — шире.

Сейчас картина существенно изменилась. Несмотря на то что 18% экспорта области в 2008 году приходилось на текстиль и текстильные изделия, что составляло 168,2 млн. долл. США, зажиточные львовяне предпочитают одеваться в столице. Говорят, одежда там лучше пошита, к тому же стоит дешевле.

Малые тоже шьют

Сейчас во Львове преобладают малые швейные предприятия, большинство из которых никому не известны. За исключением разве что соседей и родственников. Но, в отличие от коллег, которые трудятся на крупных предприятиях, швеи здесь неплохо зарабатывают.

Привлекательность швейного производства для малых фирм и фирмочек (три-пять человек) обеспечивают два обстоятельства. Во-первых, легкость вхождения в рынок. Достаточно приобрести швейную машинку, ткани и овладеть незначительными навыками работы. Во-вторых, если предприниматель хочет легализовать свой бизнес, он ежемесячно выплачивает 150—300 грн. единого налога в местный бюджет и преспокойно работает. При наличии наемной рабочей силы официально платит работнику минимальную заработную плату, остальные 150—200 долл. тот получает в конверте.

Благодаря упрощенной системе налогообложения и «конвертированной» заработной плате небольшие фирмочки постоянно «обворовывают» в кадрах крупные предприятия. Крупные же предприятия не могут предложить своим коллективам аналогичные заработки, потому что и так едва сводят концы с концами.

Но не блестящие перспективы развития и у упрощенцев. Подавляющее большинство их изделий — просто заменитель дешевого турецкого и китайского ширпотреба. Истории известны только единичные факты, когда небольшим мастерским удавалось стать крупными. Как правило, у них крайне ограниченные возможности в налаживании выпуска высококачественной продукции и в выходе с ней на заграничный или отечественный рынок.

Вопрос инноваций не стоит

По утверждению научных сотрудников, швейная промышленность Украины занимает главное место среди отраслей промышленности, обеспечивающих производство товаров народного потребления. Швейные предприятия работают непосредственно на потребительский рынок, у них значительный экспортный потенциал, они обеспечивают быстрый оборот капитала и немалые поступления в бюджет, а также способствуют повышению занятости населения. Это предопределяет создание новых рабочих мест и в других отраслях легкой промышленности и сельского хозяйства. Но эффективному ведению хозяйства в этой сфере мешает целый ряд проблем как рыночного, так и сугубо субъективного характера.

Причины возникновения таких тенденций можно найти в сфере международной торговли. Украинское текстильное производство чаще всего сориентировано на внешние рынки, но не является там полноценным конкурентом, поскольку для защиты внутренних производителей большинство стран-импортеров применяют ряд ограничений. Самое распространенное из них — квотирование импорта готовой продукции. Поэтому во избежание негативных последствий таких ограничительных мер иностранные компании используют схемы работы с давальческим сырьем. Как следствие, на украинских фабриках возникает нехватка собственного оборотного капитала, с помощью которого можно было бы развивать продукцию, сориентированную на внутренний рынок.

На Львовщине на пальцах двух рук можно посчитать предприятия, способные конкурировать с зарубежными компаниями на равных. Намного лучше ситуация на востоке Украины, где таких предприятий значительно больше. В отличие от львовских, у них есть возможность вкладывать деньги в новые технологии, современную технику. Единственная возможность достойно конкурировать — развивать инновации. Но и с этим весьма непросто.

— Главная проблема в том, что у нас две системы налогообложения: одна с НДС, вторая — без, — говорит генеральный директор ОАО «Тротолла» Ярослав Рущишин. — Как налогоплательщик не могу соревноваться с теми, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Но грех сетовать на закон, потому что налоги у нас не более высокие, чем в Европе. Несовершенна система администрирования этих налогов. У нас заведено, что сначала надо заплатить налоги, а потом — начинать работать.

Например, мы хотим приобрести современное оборудование для пошива пиджаков. Понятно, что должны за него заплатить, поскольку в кредит нам никто его не даст. Первое, о чем нас спросят на границе, есть ли у нас на него сертификат. И хотя сертификат западных производителей признают во всем мире, в Украине требуют его подтверждения. Это означает, что на покупателя оборудования лягут дополнительные расходы. Но даже не пошлина является препятствием, а НДС. Все вроде бы и справедливо, потому что его платит конечный потребитель, но именно возмещение отнимает много времени.

Выходом из ситуации, считает Ярослав Рущишин, могла бы стать организация технопарков, куда бизнес мог бы прийти со своими инновационными идеями и очень быстро наладить производство при минимальных расходах. За рубежом для технопарков существуют специальные условия налогообложения. Создание инфраструктуры, условий для бизнеса — первая и главнейшая обязанность власти.

— Еще одна проблема предприятий, работающих на внутреннем рынке и экспортирующих свою продукцию, — проблема секонд-хэнда, — отмечает начальник управления промышленности Львовской ОГА Олег Нимчинов. — Не может быть стоимость пошлины на секонд-хэнд ниже, чем экспортные сборы на готовую продукцию. Сейчас за тонну ввезенной одежды, бывшей в употреблении, импортер платит 3,8 грн. пошлины, а себестоимость 1 кг готовой продукции, например нос-ков, — около 7 грн. Парадокс.

Таким же парадоксом является низкая стоимость китайских товаров. Это не означает, что китайцы дешево шьют, это означает, что импортер снизил ввозную цену, чтобы избежать уплаты налогов. Мы внесли свои предложения таможенным органам о дооценке импортированной продукции, попросили ввести представителей легкой промышленности в состав экспертной группы, которая будет определять минимальную стоимость товара.

Это непонятное слово «кластеры»

На Львовщине, как и в других регионах, есть все условия для производства конкурентоспособной продукции — квалифицированные рабочие, талантливые дизайнеры, способные организаторы. Но легкая промышленность области вынуждена довольствоваться выполнением дешевых заказов
из-за границы. Основные партнеры в операциях с давальческим сырьем — страны Евросоюза: Дания, Польша, Соединенное Королевство, Бельгия. А это означает, что в сфере занятости преобладают швеи, а не дизайнеры, конструкторы одежды, маркетологи. В результате регион на этом много теряет. Ведь, как известно, выпуск продукции с высокой дополнительной стоимостью способны обеспечить только высококвалифицированные специалисты.

Кроме современных технологий, в Украине существует проблема с созданием узкоспециализированных сетей. В последнее время, как считает Олег Нимчинов, отечественное образование подготовило очень много менеджеров по продаже, а вот «технарей» и организаторов производства очень не хватает.

Предприятия, работающие на давальческом сырье, пока чувствуют себя неплохо, потому что имеют дешевую квалифицированную рабочую силу. А что будет завтра, когда в Украине вырастет заработная плата? Выход один — переориентирование на внутренний рынок. Он достаточно крупный и мощный. Этим путем шли другие страны, которые, воспользовавшись зарубежным опытом, развивали собственное производство, создавали собственные бренды и продвигали их на внутренний рынок.

Следует изменить сам подход к функционированию легкой промышленности. В качестве примера надо взять «западную машину» изготовления одежды. Там четко регламентированы все процессы. На каждом участке, по словам Ярослава Рущишина, есть свои узкоспециализированные производства. При этом риск неуспеха равномерно распределен по всей производственной линейке.

— То есть производитель продукции, — говорит Ярослав Рущишин, — заботится только о двух вещах: о качестве и дате поставки. Остальное, в том числе вопрос, продаются или не продаются изделия, — не его проблема. Когда же наш производитель начинает что-то делать, то берет на себя все риски. Ему надо найти производителя тканей, сдать их в лабораторию для проверки качества сертификатов. Следующий шаг — разработка модели изделия, пошива. Конечный этап — организация продажи готовой продукции. Продается — хорошо, предприятие с прибылью. А если спроса на модель нет, предприятие в проигрыше.

На Западе производство организовано по кластерному методу. Кластеры — это географическое объединение однотипных предприятий, работающих над продвижением готового изделия.

Кроме швейников, в отраслевой кластер могли бы войти дизайнерские фирмы, поставщики фурнитуры, транспортные компании и т.п. Общая рентабельность производства была бы выше, чем у каждого участника кластера. Со временем это приведет к более активному продвижению украинских товаров на зарубежный рынок. Поэтому следует приветствовать любые объединения, ассоциации, поощрять обсуждение проблем, потому что это ведет к их решению.

Комментарии

Юрий Капустяник,
генеральный директор ОАО «Дюна-Веста»

— Действующая система взимания налога на добавленную стоимость привела к крайне негативным явлениям в экономике: вымыванию средств у субъектов предпринимательства, потерям государственного бюджета, искусственному созданию проблем относительно этого налога. Срок возмещения НДС часто затягивается из-за ряда проверок, в то же время достаточно просто проверить поставщиков.

Галина Приймак,
председатель правления Бродовского ОАО «Галант»

— В связи с чрезмерной налоговой нагрузкой, недобросовестной конкуренцией, проблемой заработной платы «в конвертах», налогообложением при покупке оборудования у предприятия совсем не остается средств для инвестиций в развитие и техническое переоснащение.

Предприятие платит все начисления на фонд заработной платы. И у него нет возможности конкурировать с малыми предприятиями, которые показывают в лучшем случае минимальные зарплаты, а остальные доплачивают наличными. Таким образом, рабочие номинально получают большие зарплаты, но при этом теряют социальную защиту и достойные пенсии в будущем.

Владимир Дзвонар,
председатель правления ЗАО «Власта»

— Для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции крайне необходимо переоснащение производства. Но система, действующая при пересечении границы импортируемого оборудования, которое еще нуждается в монтаже и покупается за кредиты, — не что иное, как налог на кредиты. В таких условиях целесообразнее помочь предприятиям как можно быстрее установить оборудование и начать выпуск продукции, и только потом — осуществлять расчеты с НДС.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно