НАД «ЦИФРОВОЙ ПРОПАСТЬЮ»

17 января, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №2, 17 января-24 января

Понятие «цифрового разрыва» (digital divide), или, как его еще переводят, «цифровой пропасти», «цифрового неравенства», впервые серьезно прозвучало в 1997 году, в принятой ООН Программе развития...

Александр Баранов
Александр Баранов

Понятие «цифрового разрыва» (digital divide), или, как его еще переводят, «цифровой пропасти», «цифрового неравенства», впервые серьезно прозвучало в 1997 году, в принятой ООН Программе развития. Этот исторический документ охватил практически все известные на то время глобальные общечеловеческие проблемы и наметил векторы развития землян. Проблема «цифрового неравенства» получила неожиданно большой резонанс в мире. Высказывались полярные точки зрения: от признания этой проблемы как одной из глобальных угроз для государств и обществ в информационную эпоху до обозначения ее как надуманной, способствующей дальнейшему обогащению компьютерных и телекоммуникационных корпораций. Со временем дискуссии перешли в плоскость разработки практических рекомендаций по преодолению «цифрового неравенства» как в международном масштабе, так и масштабах отдельных государств.

Бог создал людей неравными?

Прежде чем исследовать проблему «цифрового неравенства», следует заметить, что неравенство как таковое является атрибутивным свойством человеческого общества. Неравенство имеет место во всех сферах социальной жизни с момента возникновения общества. Это неравенство в доступе к жизненно важным ресурсам (продовольственным, сырьевым, энергетическим и т.п.), к рабочим местам, образованию, медицинским услугам, культурному наследию. В основе неравенства лежат различия людей в социальном статусе, количестве имеющихся денежных средств, образовании, возрасте, месте проживания и т.д. Неравенство является причиной конфликтов и социальных катаклизмов различных масштабов. Поэтому мировое сообщество, в первую очередь развитые страны, прилагает усилия для нейтрализации угроз глобальной и локальной стабильности, вызываемых различного рода неравенством.

Следует заметить, что в случае обеспечения равного доступа к социальным, экономическим, культурным, образовательным, технологическим возможностям для всех людей, всех государств им предоставляется потенциальная возможность достичь равного социального положения. И уже от их воли, от их усилий зависит, будет ли продолжаться фактическое неравенство или оно будет устранено.

Неравенство — это плохо или хорошо? Вопрос не риторический. С одной стороны, безусловно, социальное неравенство людей — явление отрицательное. Но с другой стороны, осознание неравенства — мощный стимул для социальных преобразований, для развития отдельных людей, социальных групп и в целом государств.

Сегодня наиболее распространено следующее определение «цифрового неравенства»: это разделение общества, стран на основе неравного доступа к современным информационным технологиям. Это достаточно узкое, технократическое определение, что не дает возможности учесть социальную значимость использования информационных технологий.

Интересна диалектика взаимоотношения «цифрового неравенства» и других исторически ранних неравенств. Имеем как бы замкнутый круг — «цифровое неравенство» является следствием других неравенств и в то же время оно углубляет другие, исторически более ранние неравенства. Из-за этого государства, не уделяющие внимания стимулированию интеграции информационных технологий во все сферы жизни общества, окажутся неконкурентоспособными в мировой экономике. Такая же безрадостная перспектива ожидает и каждого конкретного человека, не уделяющего внимания высоким технологиям.

Таким образом, приходим к более широкому определению: «цифровое неравенство» — углубляющееся неравенство в доступе к социальным, экономическим, образовательным, культурным и другим возможностям вследствие неравного доступа к информационным компьютерным технологиям.

Впервые в истории человечества провозглашен лозунг равенства технологического — «цифрового равенства». Надо отдавать себе отчет в том, что это вовсе не альтруистический порыв. Богатые страны заботятся о сохранении мировой стабильности, о рынках сбыта своей продукции, и не только компьютеров, о рынках рабочей силы, которую можно привлекать в свою экономику. И, несмотря на это, решение проблемы цифрового неравенства — прежде всего в интересах национальных государств.

При обсуждении проблемы «цифрового неравенства» зачастую говорят о том, что для всех слаборазвитых стран и ряда стран с переходной экономикой она не является самой актуальной. Для них важнее решить насущные проблемы: строительство жилья, дорог, производственной инфраструктуры, реформирование экономики и социальных отношений, а проблемы информационных технологий лишь уводят от решения первоочередных задач. Но мировой опыт самых различных стран говорит о том, что такое противопоставление неверно. Широкое использование информационных компьютерных технологий позволяет эффективнее и быстрее обеспечить общество доступом ко многим социальным возможностям и благам.

Как мы уже выяснили, «цифровое неравенство» — следствие всех составляющих социальных неравенств. Практически на возможность доступа к информационным компьютерным технологиям влияют и экономическое положение, и образовательный уровень, и возраст, и место проживания граждан. Эти факторы носят общий характер и лежат в основе многих видов неравенств. Однако существует особая группа факторов, которая влияет на уменьшение именно «цифрового неравенства». Это наличие в государстве развитой современной телекоммуникационной сети, соответствующей полнофункциональной инфраструктуры информационных технологий, системы образования, ориентированной на компьютерные технологии, наличие соответствующей атмосферы, способствующей востребованности информационных технологий в обществе и т.д. Именно эти факторы реально влияют на степень «цифрового неравенства» в обществе.

Актуальна ли проблема «цифрового неравенства»
для Украины?

Значимость и актуальность любой проблемы может быть оценена только в контексте основных системных приоритетов всего общества.

Если для Украины не важны ее место и роль в международной политике и экономике, если ее, европейское по сути государство, не интересует реальное равноправное участие в европейских международных структурах, в том числе и экономических, если Украинское государство не заинтересовано в повышении уровня жизни своих граждан, конкурентоспособности на международном рынке товаров ее предприятий и труда ее граждан, то проблема «цифрового неравенства» не актуальна и может быть забыта.

Если государству и обществу безразличны судьбы миллионов украинцев, которые сегодня тяжелым трудом, в условиях непрерывного реформирования тащат нашу страну к стабильности и зажиточности, если безразличны судьбы юных украинцев, идущих сегодня в детские садики, школы, институты, готовясь к выполнению своей исторической миссии — обеспечению расцвета Украины, то проблема цифрового неравенства надумана и неинтересна.

Если мы не понимаем, что глобализация экономических, финансовых, производственных, торговых отношений заставляет наших фермеров, производителей товаров народного потребления, ученых и конструкторов реально конкурировать на внутреннем украинском рынке с коллегами из других государств и что такая конкуренция, с учетом подготовленности работы в рыночных условиях, — это не столько механизм, стимулирующий развитие слабых или неумелых, сколько механизм их уничтожения, то проблема «цифрового неравенства» актуальна только для стран—лидеров мировой экономики и нас не касается.

Несомненно, мы все это понимаем и нам все это важно и небезразлично. Поэтому так же, как и для всех стран во всем мире, проблема «цифрового неравенства» актуальна и для Украины.

Как же преодолеть «цифровое неравенство»?

Мировое сообщество наработало рецепты преодоления «цифрового неравенства», которые нашли отражение в ряде документов: начиная от Окинавской хартии глобального информационного общества, Министерской декларации «Развитие и международное сотрудничество в XXI веке: роль информационных технологий в контексте глобальной экономики, основанной на знаниях» и заканчивая документами многочисленных экспертных групп. Анализ этих документов позволяет сделать вывод о том, что решение проблемы «цифрового неравенства» требует сбалансированного общегосударственного системного подхода, который необходимо сосредоточить на следующих основных направлениях: политика, доступ, услуги, контент, знания и навыки, мотивация. Эксперты выделяют следующие шаги по его преодолению.

Первое — формирование национальной стратегии, международной и внутренней политики, благоприятной законодательной, общественной, экономической атмосферы в области информатизации, в области использования информационных компьютерных технологий.

Второе — обеспечение потенциальной возможности повсеместного технологического доступа населения к информационным компьютерным технологиям за счет объединения усилий государственного и частного секторов экономики по развитию информационной инфраструктуры.

Третье — содействие увеличению разнообразия и количества услуг населению и бизнесу, предоставляемых при помощи информационных компьютерных технологий.

Четвертое — концентрация усилий государства и общества для создания общедоступных электронных информационных ресурсов (контента) на основе всемерного учета национальных, мировоззренческих, политических, экономических, культурных, религиозных и иных аспектов развития Украины.

Пятое — обеспечение возможности приобретения знаний, умений и навыков использования информационных компьютерных технологий в процессе получения базового, специального и высшего образования, а также создание условий для получения начальных знаний и навыков в этой области для всех слоев населения.

Шестое — создание системы мотиваций внедрения и использования информационных компьютерных технологий для формирования широкого спроса на использование таких технологий во всех сферах жизни общества.

Опыт многих стран показывает, что в процессе формирования национальной стратегии, проявляя политическую волю, проблему широкого использования информационных компьютерных технологий необходимо поставить в один ряд с другими важнейшими для нашей страны проблемами — преодоления бедности, улучшения образования, повышения качества медицинского обслуживания и т.п. Справедливости ради необходимо отметить, что такая политическая воля в Украине была проявлена, стратегия в основном сформирована. Свидетельством этому являются несколько законодательных актов нашего парламента о Национальной программе информатизации, указы Президента Украины, в том числе о развитии украинского сегмента Интернета, постановления правительства, посвященные выполнению отдельных положений этих законов и указов. Тем не менее можно констатировать, что именно сегодня государству необходима целостная и, самое главное последовательная, результативная политика в области информатизации.

Планы информатизации в Украине

Во многих странах имеется документ самого высокого уровня, которым определяется национальная политика построения информационного общества. При этом построение информационного общества однозначно понимается как повышение конкурентоспособности всей страны, улучшение качества жизни населения, возможность увеличения темпов развития и перехода на передовые экономические, торговые, технологические позиции. Фактически национальные планы построения информационного общества — это основа для устранения «цифрового неравенства».

В Украине сейчас широко пропагандируется идея создания общегосударственной программы «Электронная Украина», формирование которой поручено Госкомсвязи. Название стереотипное, подобное уже известным: «электронная Европа», «электронная Россия» и т.п.

Напомним, что в 1998 году были приняты законы Украины «О концепции Национальной программы информатизации», «О Национальной программе информатизации». В последнем определена правовая регламентация формирования, выполнения и контроля проектов информатизации, выполняемых в рамках НПИ.

Особенностью этого закона, с учетом стратегической важности для Украины широкомасштабного внедрения информационных технологий, является обеспечение прозрачности и привлечения общественности на всех стадиях выполнения НПИ. Это — экспертиза проектов и результатов их выполнения на научно-техническом совете НПИ, в который входили известные ученые, высококвалифицированные специалисты ведомств, предприятий, фирм и организаций; обязательное проведение конкурсов (тендеров) для определения исполнителей проектов; ежегодный доклад ВР Украины о состоянии информатизации в Украине и многое другое. Подзаконная нормативно-правовая база (указы Президента Украины, постановления КМУ) была направлена на дальнейшее развитие основополагающих подходов, определенных в этих законах. Подобные механизмы разработаны и для региональной информатизации, и для отраслевой. Правда, для принятия таких прозрачных и гласных механизмов информатизации отраслей понадобилось более двух лет!

Наверное, именно беспрецедентная открытость и сыграла злую шутку с НПИ. При формировании государственного бюджета на НПИ выделялось в десятки раз меньше средств, чем на другие проекты информатизации, которые в нарушение законодательства финансировались и выполнялись вне НПИ, а значит без прозрачных механизмов их формирования и контроля. Все это происходило и происходит в условиях, когда прилагались большие усилия по исправлению ситуации. Были неоднократные обращения комитета ВР Украины по науке и образованию, ряда депутатов к правительству, к руководству ВР. Недопустимость подобной ситуации отмечалась в указах Президента Украины, в решениях СНБОУ, отчетах Счетной палаты. Тем не менее, и в государственном бюджете-2003 на финансирование НПИ предусмотрено около 5 млн. грн., а только на прямое финансирование проектов информатизации около 20 ведомств вне НПИ заложено более полутора сотен миллионов гривен.

Сравнительный анализ Национальной программы информатизации и содержательной части программ «электронная Европа», «электронная Россия» и других подобных программ свидетельствует о высокой степени их корреляции. Это и неудивительно, так как в Украине в процессе формирования НПИ принимали участие ученые, высококвалифицированные специалисты министерств и ведомств, предприятий, фирм и организаций. При этом учитывались современные подходы в информатизации в развитых странах и новые достижения в области информационных технологий. Так зачем же нужно создание новой программы «Электронная Украина»?

Несомненно, и концепция НПИ, и сама НПИ нуждаются в определенной коррекции. Но закон «О национальной программе информатизации» предусматривает такую возможность, корректировка может производиться ежегодно, что фактически и делалось. Говорить о неэффективности НПИ, не дав финансовой возможности для ее реализации, просто несерьезно. Принимая любую другую программу с другим названием, мы автоматически выходим из-под законодательного зонтика Закона Украины «О национальной программе информатизации», юридически регламентирующего процесс информатизации в стране. А дальше по принципу домино разрушается региональная и отраслевая информатизация, на осмысление и организацию которых уже ушло много времени.

Если не убедителен наш украинский опыт, обратимся к ближайшему соседу — России. У них и в процессе формирования, выполнения программы «Электронная Россия», и в процессе формирования системы управления этой программой наблюдаются проблемы (http://www.opec.ru/news_doc.asp? d_no=30652), разрешение которых мы уже нашли. Или авторитет старшего брата превыше всего? Мы не должны культивировать в себе синдром второсортности! Та питательная среда, которая есть в нашем обществе — высокий уровень образованности, трудолюбие, здоровая амбициозность, — все еще потенциально позволяет нам конкурировать на равных с ведущими странами по ряду направлений — информатизация одно из них.

Компьютерные технологии — в массы

Обеспечение потенциальной возможности повсеместного технологического доступа населения к информационным компьютерным технологиям, прежде всего, означает наличие соответствующего уровня развития телекоммуникационного сектора. На украинском телекоммуникационном рынке в настоящее время работают более тысячи операторов. При этом львиную долю услуг оказывает «Укртелеком», в основном, в секторе обычной телефонии и передачи данных. Например, только в Киеве около 90% номерной телефонной емкости принадлежит «Укртелекому». Однако нынешнее состояние телекоммуникаций далеко не удовлетворяет сегодняшние потребности как населения и бизнеса, так и государственных структур, не говоря уже о потребностях завтрашнего дня. Ведь плотность телефонизации — немногим более 20 телефонов на 100 жителей Украины — далеко не дотягивает до европейских норм. Для резкого расширения географии предоставления современных телекоммуникационных услуг, в том числе доступа к Интернету, необходимо привлечение серьезных инвестиций. А это требует, прежде всего, соответствующего законодательства, которое дало бы широкую дорогу частной инициативе, действительно либерализовало бы телекоммуникационный рынок.

Учитывая реальный уровень благосостояния жителей Украины, было бы утопией надеяться на то, что в ближайшее время в каждой семье появится компьютер. Поэтому необходимо изыскивать пути предоставления возможности населению пользоваться компьютерами, информационными технологиями, особенно в сельской местности. Решения известны. В богатой Америке пункты коллективного доступа в Интернет развернуты в библиотеках, общественных организация, фондах. Источники финансирования самые различные, прежде всего это федеральный бюджет и бюджеты штатов, но известны также многочисленные примеры финансовых вложений частных лиц и корпораций. В других странах пункты коллективного доступа открываются в школах, при органах местного самоуправления.

В Украине можно использовать этот опыт. Кроме того, при известных условиях взаимодействия с ОАО «Укртелеком», «Укрпочтой», компьютерными клубами можно было бы организовать на их базе пункты коллективного доступа. С учетом реализации государственной программы по компьютеризации сельских школ желательно было изыскать возможности организации пунктов коллективного доступа на базе школ. Известны инициативы провайдеров по предоставлению школам доступа к Интернету на льготных условиях. Местным властям такие инициативы необходимо поддерживать и стимулировать их всеми возможными способами. На государственном уровне необходимо иметь программу создания пунктов коллективного доступа к компьютерам, к компьютерным технологиям, к Интернету, которая предусматривала бы использование всего арсенала методов и средств стимулирования — от административных до налоговых.

Больше компьютерных услуг: хороших и разных

Известно, что спрос рождает предложение. Но не менее верно и то, что предложение формирует спрос. Можно долго призывать к расширению внедрения информационных компьютерных технологий, но без создания атмосферы, способствующей появлению широкого спектра услуг, основанных на этих технологиях, процесс будет развиваться очень медленно. Начинать необходимо со сфер, наиболее актуальных для широких слоев населения.

Это, прежде всего, получение разнообразной справочной информации и услуг государственных органов, особенно местного уровня. То, что в мире называется электронным правительством, должно иметь место и в Украине. Необходимо только понимать, что внедрением компьютерных технологий должно двигать не стремление соответствовать модным веяниям, а желание реально повысить эффективность обслуживания населения чиновниками всех уровней, облегчить их взаимодействие. Аналогично можно организовать электронное взаимодействие населения с коммунальными службами. Получение справочной информации, информации об актуальных событиях микрорайона, района, города или поселка, подача заявок на обслуживание и ремонт электрического, газового, водопроводного, канализационного хозяйства в доме через соответствующие веб-сайты привнесет более высокий уровень комфортности в жизнь наших граждан.

Людям постоянно нужна информация о профилактических мероприятиях для предупреждения заболеваний, о наличии лекарств в аптеках, о специалистах по различным заболеваниям и их режиме работы, постоянное повышение специального образовательного уровня медицинского персонала и многое другое. Такое информирование достаточно просто реализуется при помощи интернет-технологий. Кроме того, внедрение телемедицины дает возможность оказывать услуги по удаленной диагностике и лечению. Государству необходимо разработать правила и гарантировать, что такие услуги будут оказывать квалифицированные специалисты, а также обеспечить финансовую доступность таких услуг по ряду заболеваний для определенных категорий населения.

Сегодня вполне возможной становится организация всеукраинской сети продажи товаров в Интернете. Пункты доступа к «электронной витрине» разнообразных товаров вполне можно организовать в тех же отделениях связи. Пользовались бы большим спросом электронные справочные информационные ресурсы коллективного пользования, в которых размещалась бы всеукраинская информация о товарах и услугах, ценах, их производителях, условиях приобретения в кредит и т.д. Размещение всей этой информации, предоставление услуг в Интернете привлечет к информационным технологиям широкие слои населения. Государству только необходимо обеспечить обязательное использование систем безопасности электронных покупок, возможность использования электронного банкинга, реализацию эффективной системы защиты прав потребителей.

Основным локомотивом, наиболее мощно продвигающим услуги с использованием компьютерных технологий, является бизнес. Государство должно максимально благоприятствовать созданию и функционированию предприятий, деятельность которых основана на использовании компьютерных технологий. По всему спектру вопросов: регистрация, аренда помещений, использование местной инфраструктуры, ресурсов и многое другое.

Вначале было слово…

Почти все, что делается в мире, начинается с изучения обстановки, то есть со сбора информации. Что же сегодня является информационным источником для нашего населения? Средства массовой информации, коллеги по работе и учебе, приятели и соседи, может быть библиотеки. Но сегодня, в условиях постоянного обновления информации, этого явно недостаточно.

Все ухудшающееся положение публичных библиотек, особенно в малых городах и сельских районах, делает поиск художественной и исторической литературы, методических пособий по сельскому хозяйству, малому бизнесу, учебной и справочной литературы по самым разным областям знаний настоящим бедствием. Известно, что при помощи Интернета можно получить доступ к огромному количеству информационных ресурсов на любую тему. Казалось бы, какие проблемы — пользуйся. Но проблемы есть. Первая из них — языковая: подавляющее количество информационных ресурсов в сети англоязычные. Информации на украинском языке катастрофически мало. И здесь нельзя ограничиться призывом изучать иностранный язык. Интернет, интернациональный по форме, еще долго будет национальным по содержанию. Поэтому, вне всяких сомнений, необходимо создавать, и как можно быстрее, национальный электронный информационный ресурс.

Многое из того, что накоплено обществом за предыдущую историю и хранится в библиотеках и архивах, а также все информационные продукты, создаваемые сегодня, необходимо переводить в электронный вид. Одно из возможных решений этой проблемы — в законодательном порядке обязать всех издателей документов, литературы, имеющих общественный интерес, передавать электронную копию в специальный электронный депозитарий, тем более что сегодня любое издание изначально готовится в электронном виде. Государство должно предпринимать четкие, выверенные шаги по организации процесса создания электронной информации, особенно той, которая имеет важную социальную значимость. Тем более что проекты по созданию электронных информационных ресурсов могут быть самоокупаемыми. Информация — достаточно ликвидный товар. Надо только умело сочетать частную инициативу и государственный интерес.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Многие из нас имеют психологический барьер: мол, компьютер — это очень сложно! Но не так страшен черт, как его малюют. В свое время, когда «Укрпочта» начала внедрение некоторых технологий, основанных на использовании компьютеров, были сомнения — а как их освоят работники? Еще как освоили! Надо было видеть глаза женщин из отделений связи на Буковине, Одесщине, Черниговщине, когда они рассказывали, как работают с системой электронных переводов.

В стране необходимо организовывать компьютерный всеобуч. Но это для людей старшего поколения. А молодежь в мир информационных технологий необходимо вовлекать со школьной скамьи. И не сводить это только к урокам информатики. Проходящий сегодня процесс компьютеризации школ несомненно прогрессивное явление. Но увлечение оснащения школ «железом» — компьютерами, без соответствующей методической поддержки, без переподготовки учителей-предметников — математиков, географов, химиков, литераторов, без интеграции компьютерных технологий в живую ткань диалога с учеником сведет на нет великую идею. Преподавание всех школьных предметов должно базироваться на максимальном использовании технологий мультимедиа и Интернета. При этом условии качество усвоения знаний, степень индивидуализации обучения возрастает многократно. Школьники должны понять, что в жизни без компьютера они как без рук. А мы, взрослые, должны понять другое: нельзя упустить подрастающее поколение, мы обязаны дать нашим детям то, что получают их сверстники в развитых странах — качественное компьютерное образование, соответствующее ХХI веку.

Зачем это нам

Для использования информационных технологий должна быть определенная мотивация. Ее суть — удовлетворение насущных потребностей, кстати, не только информационных.

Реальная возможность получать образование для многих специалистов, желающих либо иметь знания в другой смежной сфере деятельности, либо усовершенствоваться по имеющейся специальности — дистанционное обучение. Поиск работы по базам данных в Интернете дает возможность за считанные часы просмотреть десятки и сотни возможных предложений и вступить в контакт с несколькими работодателями одновременно. Юристы в любых уголках нашей страны могут быть в курсе актуальных изменений законодательства, получив доступ к базе законов и подзаконных актов, которые размещены на веб-сайтах. Да в конце концов, письмо по электронной почте приходит к адресату через несколько минут. Об этих очевидных удобствах информационных технологий должны знать все!

Мне посчастливилось участвовать в процессе подготовки Национальной программы информатизации, написания законов о ней. В ходе отбора заданий и проектов для НПИ, изучения состояния информатизации в отраслях и регионах, на предприятиях и в школах, знакомства с возможностями фирм, производящих компьютерную технику и программное обеспечение, посещений учебных заведений, готовящих специалистов в области информационных технологий, я пришел к очень важному выводу. Украина имеет большой потенциал в информационных технологиях. Высокий образовательный и культурный уровень населения, желание специалистов быть на уровне новых достижений, достаточно инициативный бизнес, по-хорошему дерзкая и талантливая молодежь дают для такого вывода все основания. Дело за малым — государство, все мы должны дать возможность этому потенциалу раскрыться. И тогда о проблемах «цифрового неравенства» мы будем вспоминать с улыбкой.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно