Успех компаний на тендерах собеседники журналистов связали именно с влиянием народных избранников.
Первая компания - ООО "Агринол", выпускающая масла на базе Бердянского завода "Азмол". До 2016 года предприятие принадлежало "НАК "Нафтогаз Украины".
"Завод контролируют родственники бывшего "регионала", а ныне депутата от "Воли народа"Александра Пономарева. Он и сам открыто выполнял роль адвоката семейного бизнеса в трудные моменты", - говорится в материале.
Поставкой ее продукции занимаются официальные дилеры компании, среди которых часто встречается фирма "Мироил". В ее активе - огромное количество выигранных в последние годы государственных заказов на миллионы гривень.
Вторая компания - киевский завод КSM, продукцию которого продают фирмы из группы скандальной известной "Трейд коммодити", фигурировавшей в скандале с закупками топлива для МОУ по завышенным ценам.
В 2016 году "Трейд коммодити" стала активным участником государственных тендеров. В 2018 году на нее приходилось 35% поставок горючего Минобороны, а в 2017 году этот показатель составлял 60%. Аналогичный успех компания демонстрирует и в тендерах "УЗ": в 2018 году на нее пришлось 40% поставок, в 2017 году - 50%.
"Трейд коммодити" связывают с депутатом Грановским, в компании от влияния бизнес-партнера пятого президента Украины Петра Порошенко открещивались.
В 2017 году бизнесмен Андрей Адамовский, известный сотрудничеством с Грановским, заявил о том, что является "одним из инвесторов" этой компании. Вторым инвестором был назван Владимир Трофименко. Ее официальным учредителем и бессменным директором числится Вадим Майко.
После волны скандалов и судебных исков "Трейд коммодити" перешла в стадию банкротства, но ее дело продолжают "родные" "Август пром", "ФИДЕ" и "Торум". Эти компании в последние годы получили монопольное положение в тендерах на поставку масел и смазок для "УЗ" и МОУ благодаря внедрению специальных процедур допуска.
Отметим, справедливая закупка масел и смазок могла бы увеличить чистую прибыль "УЗ" в 2018-м на 74% (по факту 203,9 млн грн), а в 2017-м - на 150% (100 млн грн). И это далеко не самая затратная позиция в бюджете "Укрзалізниці". Подробнее о "мутных" схемах в "Укрзалізниці" читайте в статье Сергея Куюна "Как по маслу" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".