Ярким примером сохраняющихся "мутных" схем в "Укрзалізниці" являются закупки масел и смазочных материалов. Здесь весь классический набор: и искусственное ограничение конкуренции, и народные депутаты, и завышенные цены. Результат - около 150 млн грн переплаты в год. Такая сумма могла бы увеличить прибыль УЗ в 2018 г. более чем в полтора раза. Чтобы стать поставщиком для УЗ, необходимо пройти специальную аккредитацию. Несложно догадаться, что чистилище удается преодолеть далеко не всем, а точнее, только двум производителям: бердянскому "Агринолу" и столичному КСМ. Они делят между собой 99% поставок смазочных материалов в течение последних трех лет.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95". По его словам, в среднем по тем позициям, которые удалось отследить, ожидаемые "Укрзалізницею" цены были на 56% выше рыночных.
"Если экстраполировать данный коэффициент на ожидаемую сумму несостоявшегося апрельского тендера (534 млн грн), получим расчетную переплату в размере около 150 млн грн, - отмечает эксперт. - На самом деле сумма еще больше, ведь указанные рыночные цены в большинстве своем являются розничными (фасовка в бочки и ведра) или максимальными. На максимальных в стране объемах УЗ имеет все основания требовать дисконт, но, как видим, вместо этого соглашается на 56-процентные премии".
"Больше "Ариан" на тендеры УЗ не пойдет, не хочу участвовать в этих играх. Коррупция в УЗ никуда не делась", - говорит директор завода Рудик.
Автор пишет, что это своего рода вердикт всем реформам "Укрзалізниці" в сфере закупок: "Справедливая закупка масел и смазок могла бы увеличить чистую прибыль УЗ в 2018-м на 74% (по факту 203,9 млн грн), а в 2017-м - на 150% (100 млн грн). И это далеко не самая затратная позиция в бездонном бюджете "Укрзалізниці". Сколько еще таких хорошо "смазанных" схем?"
Подробнее о "мутных" схемах в "Укрзалізниці" читайте в статье Сергея Куюна "Как по маслу" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".