Международные стандарты финансовой отчетности: особенности национальной имплементации

1 июля, 2011, 14:16 Распечатать Выпуск №24, 1 июля-8 июля

Президент подписал закон, вносящий поправки в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

© Getty Images/Fotobank

Президент подписал закон, вносящий поправки в Закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». В соответствии с новыми нормами закона, со следующего года публичные акционерные общества и компании финансового сектора будут обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) еще в прошлом году приняла решения, обязывающие публичные акционерные общества, чьи ценные бумаги находятся в биржевом листинге, представлять отчеты по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Таким образом, эпопея внедрения МСФО, начавшаяся еще в 1998 году, когда правительство утвердило Программу реформирования системы бухучета с применением международных стандартов бухучета (постановление КМУ от 29 октября 1998 года №1706), близится к завершению.

Проблема внедрения МСФО всегда вызывала горячие дискуссии как в профессиональной среде (см., например, «Зеркало недели» №24 и 25 за 2010 г.), так и в директорском корпусе.

«Красные директора», получившие в результате приватизации конт­роль над индустриальными гигантами, всегда оставались самыми ярыми противниками МСФО. Ведь полноценное внедрение международных стандартов вынудит их обнародовать ту деликатную информацию, о которой они даже не говорят вслух.

С точки зрения общества МСФО являются, очевидно, благом. Они повышают прозрачность бизнеса и в конечном итоге могут способствовать росту потенциала нашего фондового рынка.

Кроме того, на фоне ползучей деградации национальной системы бух­учета для профессионалов-практиков МСФО становятся все более привлекательными.

В то время как МСФО в процессе конвергенции с американской системой US-GAAP становятся максимально ориентированными на интересы глобального инвестора, отечественные стандарты все глубже погружаются в местечковый налоговый омут. Тревожную тенденцию «подгонки» украинских стандартов под Налоговый кодекс негативно оценивают большинство специалистов, что, впрочем, не мешает Минфину продолжать фискальную зачистку украинской бухгалтерии.

Так или иначе, но реальная перспектива интеграции отчетности наших компаний в систему МСФО ставит на повестку дня как минимум три вопроса.

1. Вопрос идентификации МСФО.

Принятый закон указывает, что МСФО в украинском понимании — это те стандарты, которые не противоречат украинскому закону и текст которых обнародован на сайте Минфина.

Проблема, однако, в том, что наш закон в некоторых моментах уже противоречит современной концептуальной основе МСФО. Минфин не успевает за стремительными изменениями международных стандартов, и на его сайте зачастую представлены допотопные версии МСФО.

Фактически указанная норма закона приведет к тому, что украинские предприятия, которые уже составляют отчеты по полноценным «свежим» МСФО, будут вынуждены для внутриукраинских целей составлять еще и отчеты по устаревшим международным стандартам.

2. Вопрос сосуществования двух систем.

Не ясно, должны ли будут украинские предприятия, на которых возложена обязанность составлять отчеты по МСФО, предоставлять параллельно еще и отчеты по национальным стандартам. В решении ГКЦБФР от 22 июня 2010 года №981 речь идет о том, что публичные АО должны раскрывать МСФО-отчетность «дополнительно» к украинской отчетности.

Если на практике будет реализован такой подход, то нагрузка на финансовые службы резко возрастет. И это не принесет никому никакой пользы.

3. Вопрос контроля.

Если государственные органы не озаботятся контролем за соблюдением новых требований законодательства, то МСФО-имплементация превратится в пропагандистский пшик.

ГКЦБФР является органом, который призван защищать интересы акционеров, а значит, именно на него следует возложить обязанности по проверке количества и качества информации, приведенной в финансовых отчетах.

Инициаторам внедрения МСФО в украинскую бизнес-среду нужно быть готовыми к тому, чтобы проявить должную решительность и достаточную строгость в этом вопросе.

В противном случае самопальная псевдо-МСФО-отчетность окажется профанацией, которая дискредитирует международные стандарты финансовой отчетности в глазах почтенной публики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно