Лицом к малому бизнесу

16 марта, 2012, 15:36 Распечатать

Государственная налоговая служба делает шаги навстречу малому бизнесу и призывает совместно формировать отечественную налоговую культуру.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Государственная налоговая служба делает шаги навстречу малому бизнесу и призывает совместно формировать отечественную налоговую культуру. Между тем сегодня уровень тенизации малого бизнеса в Украине, по оценкам как налоговиков, так и независимых экспертов, достигает 30%, а его вклад в экономику страны по-прежнему мизерный по европейским меркам — около 14%. И ответственность за нынешнее состояние предпринимателей лежит, в том числе, и на украинских налоговых органах. Точнее, на истории их непростых взаимоотношений. От того, сумеют ли налоговики и бизнес переломить данную ситуацию, зависит, по большому счету, будущее всей Украины.

Проблемы

Малый и средний бизнес в Украине трудно назвать драйвером экономики. К этой категории можно причислить более 90% предприятий и компаний. Однако их реальный вклад в ВВП — лишь около 14%. В Европе этот показатель выше в несколько раз. В Дании, например, субъекты малого бизнеса ежегодно создают 80% национального продукта, в Италии — 60%, а средний вклад таких предприятий в экономику За­пад­ной Европы — 63—67%. Не­смотря на рост доходов ук­раинс­кого малого бизнеса, начиная с 2000 года, его доля в ВВП не только не растет, а неуклонно снижается.

Однако главное скрывается не в цифрах. Отечественные реформаторы отчего-то никак не могут понять, что Европа избрала малый бизнес двигателем экономики, прежде всего из-за его природы. Крупные корпорации работают на усредненного, унифицированного покупателя, малый же бизнес заполняет пробелы, продавая продукцию и услуги, производство которых невыгодно большим игрокам. Наиболее жесткий и бескомпромиссный конкурентный отбор идет как раз на уровне малого бизнеса. Около 80% малых предприятий существуют год—два. Вы­жи­вают в конкурентной борьбе наиболее сильные и полезные обществу.

Поэтому, с одной стороны, лишь малый бизнес может обеспечить стране именно ту экономику, в которой она нуждается, а с другой — именно малый бизнес является наиболее легкоранимым и нуждается в защите со стороны державы. В странах, где это понимают, и с экономикой все в порядке.

Шаг навстречу

Взаимоотношения бизнеса и налоговой службы уже по определению не могут быть безоблачными. Однако в условиях отсутствия четких устоявшихся правил и бедности страны они приобретают особую жесткость, заставляя предпринимателей периодически выходить на митинги даже не для улучшения условий работы и уменьшения налогового давления, а просто ради спасения своего родного бизнеса. Ожесточенные баталии прошлого года вокруг нового Налогового кодекса — весьма характерный пример. Сегодня страсти уже откипели, а конф­ликт завершился традиционным компромиссом. И чиновники, и бизнес вроде бы остались удовлетворены. Из первоначальных вариантов НК исключены наиболее одиозные нормы, блокировавшие работу более трети малых предпринимателей, и прописаны новые правила, даже упрощающие жизнь малому бизнесу.

Впрочем, главным критерием успешности достигнутого согласия между властью и бизнесом в отечественных реалиях может служить только практика. Ведь можно сколько угодно снижать ставки налогов, совершенствовать их администрирование и внедрять современные методы, но если у налоговиков есть план по сбору штрафов при проверке, спокойной жизни предпринимателям не видать. Какая разница между добросовестным налогоплательщиком и уклонистом, если все равно придет инспектор с заданием доначислить по результатам проверки определенную сумму? Что делать с проверяющими, которые заявляют: «будем проверять, пока не «напроверяем» на 50 тыс. штрафа? И ведь найдут к чему придраться: или сертификаты не того цвета, или в чеке адрес фирмы с маленькой буквы, или книга не так подшита, но так или иначе штраф будет. Вопрос о проверках во взаимоотношениях налоговых чиновников и малого бизнеса в отечественных условиях вообще один из самых болезненных. Сегодня налоговики имеют полномочия проверять не только налоговый и бухгалтерский учет на предприятии, но фактически даже соблюдение трудового законодательства.

И в этой связи шаги навстречу бизнесу по уменьшению проверок и призывы к формированию налоговой культуры, предпринятые центральным аппаратом ГНС, являются безоговорочным позитивом.

При этом председатель ГНС Александр Клименко подчерк­нул, что действующий мораторий безусловно выполняется: «Ни один инспектор или налоговый милиционер не посетил ни рынка, ни другое место, где работают предприниматели. Малый бизнес принял участие в создании новой упрощенной системы налогообложения, а впоследствии получил адаптационный период для внедрения в своей работе новых требований закона».

Бесконтактный мониторинг

По словам главного налоговика, продолжается сокращение количества проверок и других субъектов хозяйствования. План на первый квартал предполагает, что проверят только  2 тыс. предприятий. Убеди­тель­но прозвучали и цифры, отражающие динамику данного процесса. Если в позапрошлом году в Украине провели 23 тыс. проверок, то в прошлом — только 12 тыс. В 2012 г., по предварительным расчетам, их будет около 8 тыс.

«То есть за год фискальный контроль уменьшился почти втрое, и при этом стал более качественным. Внедрена система поиска субъектов теневой экономики, которая позволяет находить нарушителей дистанционно, исключительно аналитическими методами. Не беспокоя при этом добросовестных плательщиков. И в дальнейшем мы будем развивать, в первую очередь, бесконтактные способы мониторинга», — отметил Алек­сандр Клименко.

Последнее заявление особенно порадовало, поскольку речь, оказывается, идет не только о моратории на налоговые проверки малого и среднего бизнеса, а о постепенном снижении общего количества налоговых проверок. «Внедрение аналитических методов поиска субъектов теневой экономики», конечно, достаточно загадочная фраза, особенно в устах гос­чиновника, однако если эти методы позволяют находить нарушителей закона без лишних затрат времени и нервов добросовестных налогоплательщиков, они заслуживают всяческого одобрения. Ведь успех детенизации экономики зависит не столько от качества работы силовых структур, сколько от снижения регуляторной нагрузки на частный сектор, а также от минимизации бюрократических процедур, касающихся предпринимательской деятельности.

Новые подходы налоговой службы, похоже, уже начали приносить свои плоды. По крайней мере, позволили практически без потерь пережить переходный период внедрения нового НК. В прошлом году поступления в сводный бюджет выросли на 60 млрд. грн. План по сбору платежей перевыполнен на 4,8 млрд. грн. При этом никакого давления на бизнес не применялось, утверждают налоговики, — 96% поступлений уплачены добровольно.

Кроме того, налоговая служба в январе нынешнего года впервые после длительного перерыва возместила малому и среднему бизнесу 126 млн. грн. налога на добавленную стоимость. Ранее именно для малого и среднего бизнеса получение возмещения НДС было огромной проблемой. Многие предприниматели сразу записывали эти долги в безнадежные, не ожидая компенсации от государства. А по итогам февраля только столичным налогоплательщикам был возмещен НДС на сумму 129 млн. грн., из которых на долю малых и средних предприятий пришлось 111 млн. грн. Т.е. в Киеве 86% возмещения НДС получил малый и средний бизнес.

Без потерь прошла и перерегистрация предпринимателей на упрощенную модель налогообложения. Данную модель избрали 1,089 млн. человек, то есть количество физических лиц—предпринимателей осталось стабильным, и даже несколько возросло. В 2011 году в Украине насчитывалось около 1 млн. представителей малого бизнеса.

Абсолютный мировой рекорд

Согласно рейтингу Всемир­но­го банка и компании Price­water­houseCoopers, по итогам 2011 года Украина заняла первое место в мире по количеству уплачиваемых налогов. Не по сумме налогов, а именно по их количеству. Всемирный банк подсчитал, что украинский бизнес в той или иной форме выплачивает 135 различных налогов. Это абсолютный мировой рекорд. Второе место в этом рейтинге заняла Румыния с количеством налогов 113, а на третьем месте находится Ямайка с результатом всего 72 налога. При этом в европейских странах количество налогов не превышает 10.

Правда, отечественные налоговые эксперты, изучившие методологию расчета рейтинга Всемирного банка, нашли массу устаревших данных и неточностей в расчетах. «В список налогов внесли такие платежи, как взносы в Пенсионный фонд, фонды соцстрахования и так далее. Эти платежи не администрируются налоговыми органами, к налогам их относить некорректно», — заявил начотдела налоговой политики и методологии налогообложения НИЦ по проблемному налогообложению ГНС Дмитрий Серебрянский. По данным оте­чественной налоговой службы, количество налогов в прошлом году снизилось почти вполовину по сравнению с 2010-м. Общегосударственных стало меньше на треть, вместо 29 — всего 19, а местных осталось всего четыре вместо 14. Более того, всего за год вдвое сократилось и количество отчислений, которые платит среднестатистическое украинское предприятие. Раньше их было более 120, сейчас же вместе с социальными выплатами — всего 71 в год.

Можно, конечно, долго спорить о корректности оценивания зарубежными аналитиками нашей изрядно запутанной налоговой системы. Однако даже со всеми уточнениями оте­чественных специалистов, вопрос лишь в том — Румыния или Украина достойна последнего места по налоговой привлекательности ведения бизнеса. Согласитесь, не очень приятный спор.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно