Крышесносящие тарифы транспортного сбора - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Крышесносящие тарифы транспортного сбора

23 января, 2009, 15:12 Распечатать

За компанию с «распальцованными» иномарками под раздачу попали собственники «Волг» и УАЗов.

«Наши нардепы лишились разума!»; «Во всем мире бензин дешевеет, у нас — наоборот, а транспортный сбор — как у олигархов…»; «Явный перебор!»; «Это абсурд!» Вот такая реакция автомобилистов на новые ставки налога с собственников транспортных средств (транспортный сбор), которые введены законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения».

Похоже, в правительстве уже поняли, что с такими тарифами далеко не уедут, и обещают умерить аппетиты. Но только по отношению к старым авто советского производства…

— У меня «Волга» 1969 года выпуска. Использую ее только для поездок на дачу. Без дачи — смерть. Весной подарю машину правительству в фонд преодоления финансового кризиса. Такие налоги мне все равно не поднять, — говорит собственник ГАЗ-21.

Трудно не согласиться, что не справедливо ставить допотопные ГАЗы и УАЗы в один ряд с круты­ми иномарками лишь за их объемы двигателя. А ведь именно по этой причине технический осмотр, регистрация, тем более первичная регистрация таких авто обойдется их собственникам в копеечку. И утверждение о том, что в данном случае транспортный сбор превышает стоимость самого авто, не является преувеличением.

Берем калькулятор. Итак, владе­лец автомобиля ГАЗ-24 с объемом двигателя 2,4 л проходит техосмотр согласно новым тарифам. За каждые 100 куб. см с него возьмут
75 грн. Т.е. 24х75=1800 грн. Так как при прохождении техосмотра платить приходится за два года сразу, то сумма удваивается — 3600 грн.

Справедливости ради заметим, что законодатель уважил водителей стареньких советских авто. Для «москвичей», «жигулей» и, кстати, «Волг» предусмотрена льгота, которая уменьшает ставку в два раза в том случае, если эти авто взяты на учет в Украине до 1990 года включительно. Это положение существовало до последнего изменения ставок транс­портного сбора, действует оно и сейчас. Та­ким образом, среднестатистический водитель ГАЗ-24 заплатит не 3600 грн., а 1800 грн. транспортного сбора при прохождении техосмотра. Для сравнения: с учетом вышесказанного, по старой ставке (10 грн. за 100 куб. см) он бы заплатил за два года только 240 грн. (24х10=240), т.е. в 7,5 раз меньше.

Хуже обстоят дела, если машина была впервые зарегистрирована после 1990 года: в этом случае ее владелец лишается 50-процент­ной льготы. Настоящий «космос» начинается, если подобная машина почтенного возраста регистрируется в Украине впервые: она подпа­дает под ставку, близкую к максимальной, предусмотренной для лег­ковых авто — 750 грн. за 100 куб. см. По­лучается, годовой платеж составит 18000 грн. Платить такие деньги есть смысл за раритет, но не за рухлядь. Кстати, как раз эта ставочка, которой некоторые СМИ пугают и без того впечатленных автомобилистов, выросла незначительно — в 1,5 раза. В прошлом году она равнялась 500 грн.

После анализа нововведений, можно сказать однозначно, наиболее значительно выросли ставки транспортного сбора на автомобили с большими объемами двигателей. Такая тенденция в принципе не является секретом. А импорт бэушных автомобилей такого класса законодатели вообще лишают всякого экономического смысла. Для авто с 3,5-литровым двигателем старше восьми лет ставка достигает максимума — 1000 грн. за 100 кубов. Кстати, точ­но такой же она была и в 2008 году. А разница в данном случае в том, что теперь под эту максимальную ставку подпа­дают авто, начиная с 3001 куб. см.

Но то, что легко потянет собственник «объемистой» иномарки, — перебор для легковушек советского автопрома. Вопрос, конечно, придется решать, и, судя по заявлениям первого вице-премьера, правительство будет это делать уже в ближайшее время (так что с прохождением техосмотра торопиться не стоит). Но каким именно образом это будет делаться?

Ведь можно просто выделить авто советской эпохи в отдельный сегмент и невольно превратить дифференцированный транспортный сбор в стимул для активного использования легковушек, параметры двигателей которых далеки до экологических норм современности. Но ведь это же абсурд — транспортный сбор, наоборот, должен стоять на страже экологии. Именно поэтому его ставки непомерно растут при ввозе старых автомобилей. В Европе тоже подобным налогом борются за экологию, стимулируя покупки новых авто.

Кроме того, затронутая проблема цепляет и вопросы конкуренции. И с этим тоже нельзя не считаться. Ведь, перегружая налогами автомобили верхнего ценового диа­пазона, государство по сути подталкивает к покупкам дешевых (в том числе и из-за низких налогов) легко­вушек. Получа­ется кривая экономика. Не зря аналитики обвиняют народных депутатов в лоббировании интересов предприятий украинского автопрома, выпускающих малолитражки.

В этой связи автомобилисты предлагают присмотреть­ся к американской практике. В США транс­портный сбор как таковой отсутствует. Но он экономически учтен в стоимости топлива. Таким образом, за эксплуатацию автомобилей с большим объемом двигателя и потребления горючего платят в казну больше. Точно так же больше будут платить и таксисты, которые хотя и любят погра­чевать на скромном «Дэу Ланос», но за день умудряются накрутить такой километраж, что с точки зрения ущерба окружающей среде могут поспорить с громадными иномарками.

Кстати, при американском под­ходе к данному вопросу уже не будет отягощаться карман пенсионера. Если последний действительно выезжает из гаража на ГАЗ-24 три-четыре раза в месяц для поездки на дачу, а остальное время ездит бесплатно на электричке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно