КРИТИЧЕСКАЯ МАССА НЕМНОГО ИЗЮМА ИЗ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА К ВР

25 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №8, 25 февраля-3 марта

Нет сил, нет слов… Надгробная надпись Дежа вю с сомнениями Критическая масса рыночных реформ – вот в чем уже десять лет нуждается родная страна...

Нет сил, нет слов…

Надгробная надпись

Дежа вю с сомнениями

Критическая масса рыночных реформ – вот в чем уже десять лет нуждается родная страна. Не знаю, как у кого, а у меня в связи с понятием «критическая масса» ассоциации нехорошие: как «критическая масса», так сразу и взрыв. Ядерный. Бог весть, что на самом деле имели в виду авторы президентского Послания к ВР, предрекая, что по достижении и «утверждении» (?) искомой критической массы начнется «экономическое развитие на самодостаточной рыночной основе».

Программа, с которой Президент пришел в парламент, толкует о чем-то весьма стратегическом и приоритетном, а главное – давно и хорошо известном. О том, что в стране необходимо произвести такое количество рыночных преобразований, чтобы достичь «критической массы рыночных отношений». Таким образом, под бурные аплодисменты тех же депутатов, которые в 1996-м лихо «прокатили» пакет «Экономический рост», была объявлена очередная политика очередного обострения все того же хронического роста. Справедливости ради отметим, что в стране появились новые ценности – видимо, взамен ценных ОВГЗ. «Высшей ценностью современного цивилизационного прогресса является человек, его права и свободы», — говорит нам Президент и немедленно перечисляет решительно все права, а также, ясное дело, свободы, причитающиеся украинскому человеку по Конституции. И это прекрасно, что в канун 100 дней после выборов Президент с душевной теплотой вспомнил о родной Конституции.

Собственно Послание Президента называется «Стратегия экономического и социального развития на 2000—2004 годы», содержит великое множество требований «обеспечить», «закрепить», «углубить» и «запретить», а также прорву полезных инициатив. В силу вышесказанного Послание в целом анализу не поддается. Любого, кто возьмется оценить все запланированное Президентом, сбивает с толку один пренеприятный вопрос: какие-такие обстоятельства мешали осуществить все это три-четыре года назад, когда еще можно было себе представить, что ежегодный прирост ВВП на 6,5% нас не только спасет, но и позволит Украине закрепиться в числе цивилизованных стран. Когда еще можно было говорить о поддержке реформ значительной частью населения и когда еще можно было (если не слишком воровать из бюджета) обеспечить мало-мальски социальную направленность этих самых реформ. Абсолютное большинство спасательных мероприятий, предложенных в 2000 году, было хорошо известно и в году 1995-м. И закрадывается подозрение: не слишком ли поздно созрела пресловутая политическая воля к реформированию?

В недалеком прошлом росту и процветанию помешали серьезные люди и обстоятельства. Кто скажет, куда, собственно, эти обстоятельства девались нынче? Да и люди, а точнее, их интересы и функции – все по местам стоят. Тогда на чем основана робкая надежда, что те же обстоятельства не помешают сегодня? Приемлемого для напечатания ответа на этот вопрос автор придумать не может, посему идет по излюбленному пути: выбирает из текста Послания то, что ей больше нравится, и подвергает выбранное сомнению.

Стратегия стремительного роста

Что тут можно поделать, если, во-первых, это не стратегия, а витрина ВДНХ, где в назидание потомкам выставлено все самое лучшее – от идей до намерений, но – в одном (причем неработающем) экземпляре. Во-вторых, объявленные Президентом в качестве стратегической цели 6,5% ВВП — это не рост. В смысле — не тот рост, который позволил бы сегодня надеяться на благополучное выполнение всемирно-исторического проекта «Независимая Украина». Хотя бы просто потому, что такой рост предполагается устроить в лучшем (бездефолтном) случае только через два года, а все наши соседи, хотя бы та же Россия, прирастают с 1999-го минимум на 2%, невзирая на всяческие выборы. И есть все основания предполагать, что когда в 2002 году ВВП Украины внезапно заколосится и пойдет прирастать каждый следующий год на пресловутые 6,5 %, этого будет уже недостаточно.

По мысли авторов Послания, нелишне включить в реформаторский набор «Сделай сам» такие предпосылки успеха, как социальная направленность и поддержка реформ населением в сочетании с сильной, единодушной, единогласной властью. Таковая власть обеспечит нам все права и свободы — раз, будет последовательно проводить рыночный курс — два. Правда, до сих пор руки у власти не доходили ни до свобод, ни до реформ. Руки были заняты совсем другим… Поскольку максимальная концентрация ресурсов и возможностей наблюдается вокруг Президента, то де-факто речь идет о введении единомыслия в Украине: нам настойчиво предлагают ради полноценных реформ слегка пожертвовать полноценными же демократическими институтами. Так ведь вот в чем вопрос: следует ли поступаться частью личных прав и свобод, если взамен тебе обещают (подчеркиваю — только обещают), что произойдет экономический рост и прочие полезные вещи? Загвоздка в том, что в клептократической стране единственная гарантия реализации реформ — их прозрачность. От прозрачности действий властей как раз и происходит благоприятный инвестиционный климат, а уж в этом климате и растет ВВП. Но обеспечить таковую прозрачность способны только работающие на всю катушку демократические институты – от свободы СМИ до независимости судов. Вот вам и весь выбор.

А еще Президент настаивает на последовательном исполнении реформаторских замыслов, что безусловно полезно и необходимо. Причем правительство уже демонстрирует последовательность реформ в действии. Оно то отменяет льготы СП, то решает в срочном порядке (как выразился министр АПК – бегом) вернуть те же льготы, но уже не то чтобы всем, а только торговцам дизтопливом и прочим горюче-смазочным добром. Или, к примеру, весьма последовательно разрешает и столь же последовательно запрещает взаимозачеты задолженностей предприятий и всяческих организаций. И не то чтобы у нас правительство плохое — просто страна такая попалась, что на каждое разумное решение всегда найдется немало резонов решение это отменить – до лучших времен. Неясно только, по какому случаю эти лучшие времена настанут, поскольку системного реформирования в Украине не наблюдается, а точечные меры предпринимаются либо в дыму очередного экономического пожара, либо в угаре конкретных интересов наших окрепших политических теневиков.

Платежный кризис бюджетного жанра

Нашлось в Послании место и для милых сердцу автора проблем платежного кризиса и построения бюджета. Тут без цитат не обойтись, поскольку цифры уж больно нехорошие. «В 1999 году, — сказано в Послании, — объем кредиторской задолженности превысил номинальный объем ВВП в 1,8 раза и составил 229 млрд. грн.». При этом дебиторская задолженность составила 170 млрд. Взглянешь на такую цифирь и немедленно начинаешь завидовать тем товарищам, которые на создании этой массы долгов приобрели неплохой капиталец, а на псевдомерах по улучшению платежной ситуации еще и капиталец приумножили. Под псевдомерами следует, естественно, понимать и схемы выгодного участникам списания долгов, бартера, взаимозачетов. А эти замечательно полезные векселя: и отраслевые, и территориальные, и всякие!

Впрочем, радует уже то, что в Послании черным по белому наконец-то признано: «Платежный кризис берет начало в неплатежеспособности государства». Лечить все это предполагается «обеспечением надежной сбалансированности и реалистичности бюджета», повсеместной практикой конвертации финансовой задолженности в задолженность имущественную, внесением соответствующих изменений в законодательство о залоге, а также непременным банкротством безнадежных должников и отменой картотеки №2. Кроме того, предлагается устроить уплату налогов и пенсионных взносов только живыми деньгами, а реструктуризацию и тем более списание уже накопившихся долгов запретить навсегда. Слов нет – меры все так же хороши, как и несколько лет тому назад…

Разумное использование реальных бюджетных доходов должно по идее гармонизировать государственные финансы. То есть бюджетные деньги пойдут на «социалку», а предприятиям- банкротам перестанут выдавать бюджетный паек. Предположим, хотя видеть такого в жизни не приходилось. Но очень хочется увидеть. Мы будем упорно продолжать отслеживать и меры исполнительной власти, и законопроекты в парламенте. Интересно же все-таки: когда рванет критическая масса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно