КРИМИНАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

25 ноября, 1994, 00:00 Распечатать

Направо и налево, оптом и в розницу, в обход закона раздается земля уникальных мест крымского побережья...

Направо и налево, оптом и в розницу, в обход закона раздается земля уникальных мест крымского побережья. Созданная распоряжением Президента Крыма комиссия констатирует нарушения в трехкилометровой береговой зоне полуострова.

Задумывались ли наши демократы на заре перестройки, чем аукнется возрождение революционного лозунга «Вся власть Советам»? Могли ли представить себе неудавшиеся преобразователи, сколь широко воспользуются местные «избранники народа» неожиданно свалившейся на них властью без берегов.

I. ЗАЧЕМ СОВЕТАМ ВЛАСТЬ?

Сказать, что Крым - уникальное по своим природным богатствам место - значит, повторить аксиому, многим уже набившую оскомину. И все-таки, с нее и начнем. Чем же еще оправдать огромное желание немалого числа людей получить на побережье четыре-пять соток земли, чтобы затем построить здесь домик? Неудивительно, что желание это, неосуществимое легальным порядком, начинает порой превалировать над законом, согласно которому регулируется строительство в трехкилометровой зоне морского побережья.

Закон же, принятый Верховным Советом Крыма в октябре 1991 года, гласит: «... предоставление и изъятие земельных участков в трехкилометровой зоне побережья, независимо от их размеров, производится исключительно решением Верховного Совета Крымской АССР по представлению соответствующих местных Советов народных депутатов». Правда, в мае 1993 года Верховный Свет пересмотрел свое решение, невразумительно добавив:«... кроме земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов для размещения жилья, объектов инженерной и социальной инфраструктуры с учетом генерального плана застройки». Остается только догадываться о причинах такой корректировки. В июне нынешнего года новый состав Верховного Совета восстановил прежний закон в его первоначальном виде.

Созданная президентам комиссия, постоянно выезжая «на места», проехала практически по всей береговой зоне Крыма. Попутно производились фото- и видеосъемка незаконно построенных объектов. Но все же основная работа пришлась на изучение решений Местной исполнительной власти о выделении земли, протоколов сессий Советов, градостроительных документов. В некоторых случаях для выяснения отдельных фактов приглашались прокуроры горрайонов, ответственные работники органов внутренних дел.

О том, насколько безнаказанно разбазаривается земля в трехкилометровой береговой зоне, мало кто из членов комиссии догадывался.

Но главным «открытием» оказалось то, что в большинстве случаев делалось это с разрешения органов местной власти - Советов и их исполкомов. Неважно, где - на Южном берегу, на западе, на юго-востоке или на менее популярном азовском побережье. Нетрудно догадаться, какой стимул заставлял председателей горрайсоветов, не оглядываясь на закон, раздавать драгоценные «сотки» с видом на Аю-Даг или Голубой залив предприятиям, жилищным товариществам, коммерческим фирмам и частным лицам. Все это породило гигантского масштаба строительство в уникальных по своей красоте местах.

Ливадия. По улице Виноградной, рядом с санаторием «Черноморье», развернулось крупное строительство. Еще недавно это были угодья совхоза, на которых размещались парники и виноградные плантации. Решением поссовета, в нарушение законодательства, они были переданы для сооружения двенадцати коттеджей. Скоро здесь справят новоселье директор совхоза, главный инженер, главный бухгалтер, замначальника ОВД... За чей счет ведется это строительство с использованием башенного крана, поручено установить прокуратуре.

Следующий объект, на который обратила внимание комиссия, находится на территории «Артека». Он виден за несколько километров, выделяясь белым пятном среди растительности. Мы подъехали сюда, едва солнце осветило Медведь-гору. Работы, между тем, уже велись полным ходом - казалось, они не прекращались даже на ночь, И это несмотря на предписание природоохранной прокуратуры и определение арбитражного суда Крыма приостановить строительство.

Предыстория такова. 8 апреля 1992 года исполком Гурзуфского поссовета принял решение, которым разрешил товариществу индивидуальных застройщиков «Новая деревня» производство проектно-изыскательских работ в границах пионерлагеря «Артек». Решение было вынесено с нарушением Земельного кодекса и постановления Верховного Совета Крыма. Выбор земельного участка и проект с природоохранными органами не согласовывался. Несмотря на то, что товарищество индивидуальных застройщиков не оформило государственный акт на землепользование, возведение домов началось и продолжается довольно высокими темпами.

На некоторых участках Южного берега, выделенных также незаконно, строений пока нет. Но они могут появится уже в ближайшие месяцы - ведь на руках у новых хозяев разрешение местных властей. Так, в декабре 1993 года исполком разрешил проектно-изыскательские работы в районе скалы Ифигения под Симеизом - под строительство Эколого-этнографического центра (выделен участок площадью 30 гектаров). В марте 1994 года решением Симеизского поссовета выделен земельный участок площадью 3,73 га жилищностроительному товариществу «Кипарис». В декабре 1992 года Ялтинский горисполком выделил 0,3 га земли в самом центре Ялты в районе улицы Дражинского частной фирме «Адам» под строительство Дома архитектора. Симеизский поссовет выделил под индивидуальное жилье 3,5 га из земель совхоза «Ливадия». Между тем, по генеральному плану здесь предполагалось строительство санаторно-оздоровительного учреждения.

...Рябит в глазах от обилия документов, принятых исполкомами Большой Ялты с превышением своих полномочий. Но не только на Южном берегу Крыма власти нарушают свои полномочия.

Евпатория. В июне 1992 года из земель рыбколхоза им.Крымских партизан для строительства малоэтажных жилых домов изымается 20 га. В декабре 1993 года решением Евпаторийского горисполкома отводится 2 га земли по ул. Интернациональной для размещения производственной базы лизинговой компании «СОНТ».

Сакский район. Решением сессии Молочненского сельсовета в январе 1994 года гражданам района передаются в частную собственность 65,8 га пашни. Аналогичное решение - в протоколе сессии Фрунзенского сельсовета от 5 августа 1992 года. В декабре 1991 года решением Сакского райсовета из земель запаса выделены садоводческому кооперативу «Елена» 10 га пастбищ.

Под различными предлогами местные власти раздают землю. Но самую удивительную формулировку члены комиссии обнаружили в протоколе 7-й сессии 21-го созыва Молочненского сельсовета от 30 сентября 1991 года. Согласно этому протоколу, для «строительства и обоснования жилых домов» гражданам переданы 22,8 га земли в «пожизненное наследственное пользование»...

Земля раздавалась (и раздается) не только согласно незаконным решениям местных Советов, но и на основе обычных договоров. Например, решением Судакского горсовета от 30 января 1992 года в жилом районе Суук-Су под индивидуальное строительство были выделены земельные участки 207 жителям. Причем, размеры участков в решении не оговаривались: «А зачем? Пусть берет, сколько хочет...» Заключались договоры с ЖСК о предоставлении им земли в бессрочное пользование, а ЖСК уже сам раскраивал землю на участки. Аналогичные нарушения были выявлены в Гурзуфе, Ливадии.

Мы рассказали лишь о небольшой части объектов, построенных на землях, которые незаконно были переданы под строительство местными властями. Напрашивается вопрос: как государство будет поступать с новостройками - не сносить же их? И как быть с хозяевами этих объектов? В ситуации, которую создали местные власти, придется разбираться суду. Вероятнее Всего, суд будет требовать от органов местной власти узаконить объект, т.е. провести решения через Верховный Совет. Если парламент даст «добро» на отведение участка под данный объект, то суд вправе требовать передачи объекта в коммунальную собственность или приведения участка в первоначальное состояние (т.е. сноса объекта). Безусловно, в этом случае застройщики будут требовать компенсации средств, затраченных на строительство. С кого тогда взыскивать? По логике вещей - с того, кто подписывал незаконное решение по отводу участка, то есть - с первого руководителя горрайсовета (исполкома). И неудивительно, если «первое лицо» будет делать всевозможное, чтобы уйти от ответственности за свое незаконное решение.

II. ЕСЛИ ЗЕМЛЮ НЕ ДАЮТ - ЕЕ БЕРУТ

Не только многочисленные «товарищества» и «индивидуальные застройщики» пользуются благосклонностью местных властей. Как показало расследование, председатели горрайисполкомов не менее, а, может быть, даже более охотно наделяют землей всевозможные МП, СП, кооперативы, коммерческие фирмы, нередко находящиеся за пределами полуострова. Во многих случаях земля передавалась в пользование на условиях бартера - в обмен на металл, шифер, бензин. Даже если закрыть глаза на незаконность сделок подобного рода, нельзя не задаться вопросом: просчитывал ли кто-нибудь всерьез экономическую выгоду таких обменов? Неужели цемент, кран, коробка бисквита стоят пусть самого маленького клочка земли? Человек, болеющий за судьбу Крыма, за будущее своей малой родины, вряд ли смог бы раздавать направо и налево самое ценное ее достояние.

Перечень незаконных сделок заставляет усомниться в существовании таких людей во властных структурах городов и районов крымского побережья.

В отдельный, особо вопиющий ряд нарушений выделились решения местных властей, «благодаря» которым был нанесен непоправимый ущерб природе. Согласитесь: когда для возведения дома вырубается участок леса - это уже не просто незаконное строительство на уже освоенном участке, это двойное преступление!

И снова факты. Решением Ялтинского горисполкома ЖСК «Лаванда» выделен земельный участок в районе «Поляны сказок» - живописнейшем районе Ялты. Началось строительство, и большой участок леса был вырублен. При проверке прокуратура установила, что было снесено 555 деревьев - ущерб, который трудно даже определить в финансовом . исчислении. Строительство здесь идет полным ходом. Огромный участок лесного заповедника площадью 1,12 га погиб в результате еще одного безумного решения властей Гаспры. В июле 1992 года исполком поссовета выделил в верхней части поселка, недалеко от шоссе, эту территорию акционерному обществу «Ялита» - под производственные мастерские и автобазу. Южный берег лишился еще одного красивого зеленого уголка.

Подарена земля и в заповеднике «Мыс Мартьян». Участок площадью 3,9 га выделен Ялтинским горисполкомом Министерству обороны Украины. Для чего? В документах сказано: «Для строительства малоэтажной застройки». Сколько же на этот раз будет уничтожено деревьев - участок ведь побольше, чем у «Лаванды» и «Ялиты»?

Среди фактов незаконного строительства в трехкилометровой береговой зоне Крыма самозахваты - отдельная тема. Лет пять назад самовольным захватом земли занимались, в основном, крымские татары. Сегодня контингент «захватчиков» несколько изменился.

Вот несколько примеров. В селе Оленевка Черноморского района, на берегу озера Лиман, некто Н.Н.Дрибный, проживающий в Москве, строит двухэтажный дом. Его земляк, заместитель генерального директора завода «Авангард», несколько отстает по темпам строительства, на самозахваченном участке им вырыт лишь котлован. Незаконно строит себе дом на берегу лимана и директор пансионата «Солнечная долина» И.П.Захаров.

Самозахватов земли в Крыму много, но, пожалуй, единственный случай, который может войти в историю как пример борьбы с ними, произошел в Ленинском районе. Более 140 человек в с.Осовины в 1988 году наделили себя участками. Когда самозахват только начинался, райисполком совместно с сельсоветом и рыбколхозом им.1 мая попытались снести 7 домиков. Однако дальше без помощи прокуратуры и милиции продолжить работу было невозможно. Сегодня самовольно захвачено (по словам председателя Глазовского сельсовета) более 30 тыс. участков, на которых либо строятся, либо уже построены дома. Застройка идет бессистемно и хаотично, строения разные - от добротных особняков из железобетона и лицевого кирпича до шиферно-фанерных будок. Общую неприглядную картину усугубляет оползень, на котором расположи-лась значительная часть села - генпланом здесь предусмотрена зеленая зона курорта. На некоторых участках оползень уже дал о себе знать. Кстати, материалы о самозахвате этой огромной территории были переданы в прокуратуру, но к ответственности никого не привлекли ни в 1988 году, ни позже.

Все факты нарушения законодательства, выявленные комиссией, сейчас рассматривает прокуратура, каждому будет дана своя оценка. Но уже сейчас несомненно: слишком многим власть имущим хочется поиметь от земли Крыма нечто большее, чем просто государственную заработную плату. Даже ценой предательства.

III. ЭЛЛИНГОМ ПО ФАСАДУ

Вспоминая о крымском побережье, невольно представляешь себе путешествие на теплоходе, когда перед глазами проплывают до боли знакомые с детства дачи и дворцы, построенные в прошлом - в начале нынешнего веков. Окруженные парками, они сами давно стали частью этой природы, уникальной и ни с чем не сравнимой.

Что же двадцатый век - а точнее его 80-90 годы - оставит морскому побережью?

В архитектуре есть такое понятие - «морской фасад» (города или поселка, неважно). К его формированию во все века относились с трепетом. Вспомните из истории, как во времена Петра I и позже зодчие трудились над выверением проектов застройки берегов Невы в Санкт-Петербурге. Учитывалось все: как здание будет смотреться с разных точек, удачно ли впишется в уже сложившийся архитектурно-природный ансамбль.

В Крыму в 80-х века нынешнего проблему решили проще, руководствуясь лишь практическими интересами.

Так прямо на берегу стали возникать целые города из лодочных гаражей - разноформенных и пугающих своим отвратительным видом. В этих бетонных изваяниях в 2-3 этажа порой даже сложно узнать эллинги (таким термином окрестили гаражи для хранения маломерных судов).

Примеры деятельности «рыболовов-любителей» впечатляют своей масштабностью.

Алушта. В октябре 1991 года на берегу, рядом с пляжем санатория «Утес», горисполком отвел кооперативу рыбаков-любителей землю. Через два года комиссия горисполкома оформила акт выбора участка под размещение 340 боксов (проект же был разработан на 370). И хотя в проекте указывалось, что высота эллингов не может превышать двух этажей, многие владельцы, возведя гаражи в 3 этажа, превратили их в несуразные дома-громадины, в которых даже не угадывается место для хранения лодок.

В этом году Симферопольская природоохранная прокуратура проверила строительство, и оказалось, что ведется оно без положительного заключения государственной экономической экспертизы и государственного акта на пользование землей. Допущенные нарушения строительных норм проекта, отсутствие профессионального надзора за строительством сказались уже вскорости - на части земельного участка был спровоцирован оползень и разрушено три гаража. Председателю кооператива А.В.Волкову было выдано предписание на устранение нарушений. На документ последовала отписка, и тогда прокуратура направила материал по привлечению Волкова к административной ответственности в Алуштинский городской суд. Заявление было рассмотрено, и постановлением суда Волков оштрафован аж на 50 тысяч карбованцев! Этим история, видимо, и закончилась. Уже в самой ближайшей перспективе весь бетонно-блочный ансамбль из 370 эллингов украсит алуштинский берег.

Николаевка. Распоряжением Совета Министров Украины от 3 мая 1988 года кооперативу «Якорь» для строительства базы хранения маломерных судов был предоставлен земельный участок площадью 2,26 гектара. При проверке комиссия установила, что кооператив занимает участок площадью 6 гектаров, а значит, 3,74 гектара - самозахваченная территория.

Керчь. В 1993 году горисполкомом был рассмотрен вопрос о самовольном с строительстве лодочного причала «Волна» в районе мыса «Змеиный». По проекту предусмотрено 174 одноэтажных бокса, фактически построено 211.

Сакский район. Решением райсовета в 1992 году кооперативу «Черноморец» передан в нарушение закона земельный участок площадью 1,5 га.

Ленинский район. В феврале нынешнего года решением сессии райсовета из территории рыбколхоза в с.Семеновка был изъят участок площадью 0,8 га и предоставлен в постоянное пользование лодочному кооперативу «Акванта» под строительство эллингов.

В нарушение закона строятся и лодочные гаражи на территории Ялтинского морского порта - на некоторых участках уже залит фундамент. Работы временно приостановлены.

Но самый кощунственный по своему характеру лодочно-гаражный прецедент состоялся в Коктебеле. У подножия Карадага - уникального по своим природным богатствам заповедника - расположились 60 эллингов. Выделяя в декабре 1992 года этот участок, поссовет законспирировал сей акт формулировкой: «Разрешить реконструкцию базы маломерных судов рыбаков-любителей «Кара-Даг» с расширением площади на 0,8 га».

Протест Керчинской межрайонной природоохранной прокуратуры на это решение был оставлен без рассмотрения. Прокуратура обратилась с заявлением в суд об отмене решения сессии. Решением Феодосийского городского суда от 22 декабря 1993 года заявление прокурора было удовлетворено, однако до принятия этого постановления прошел целый год - видимо, кто-то был заинтересован в этой проволочке. Несмотря на запрет, строительство гаражей продолжается.

Любопытная подробность. Выделение земли под эллинги состоялось за два месяца до регистрации самого общества рыбаков. К тому же выделял землю Коктебельский поссовет, а регистрацию произвел - Феодосийский горсовет. Воистину, искусны пути жаждущих отхватить участок крымского берега... Учитывая уникальность Карадагского заповедника, комиссия считает, что правительство Крыма в срочном порядке должно решить вопрос о сносе эллингов. Причем, за счет общества рыбаков.

Особая тема - автомобильные гаражи. Панорамы многих городов Крыма они обезобразили до неузнаваемости: В то время как на Западе их загоняют под землю, у нас возводят на самых видных местах. Вот лишь несколько примеров по Ялте. В микрорайоне №10 по Южнобережному шоссе самовольно возведено около 30 двух-трехэтажных гаражей; 40 гаражей установлено на горе Дарсан; много их появилось недавно чуть выше Массандровского парка. В материалах инвентаризации за 1992-93 годы приводится цифра самовольно построенных гаражей - 475 (!). И городским властям, похоже, это безразлично.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Комиссия, созданная распоряжением президента Республики Крым, завершила свою работу. Документы о фактах незаконного выделения земли в трехкилометровой береговой зоне Крыма переданы президенту, в Верховный Совет и прокуратуру Крыма. Возникает закономерный вопрос: как повлияет работа комиссии на наведение порядка в пользовании уникальными землями?

Сразу после завершения работы комиссии прокуратура Крыма организовала проверку итоговых материалов. Сегодня работа еще продолжается, но уже опротестовано более ста сорока незаконных решений местных Советов народных депутатов и их исполнительных органов. Решением Арбитражного суда Крыма признаны недействительными пять решений. Но несмотря ни на что, работы на этих объектах не прекращаются до сих пор. Реакция на протесты прокуратуры одна-ускорение темпов освоения участков. Создается впечатление, что авторитет правоохранительных органов упал настолько, что люди не считают своим долгом реагировать на их решения. Вопрос же о привлечении к ответственности должностных лиц, которые в силу своего положения должны не только соблюдать действующее законодательство, но и контролировать его исполнение другими, не ставится вообще.

Никто не обращает внимание на то, что в республике все еще отсутствуют нормативные акты, регулирующие взаимоотношения субъектов градостроительной деятельности, что из-за отсутствия централизованных средств разработка и корректировка генпланов поселений задерживается, что земля стала объектом торгов на основе долгосрочных (бартерных) договоров, причиняющих порой серьезный материальный ущерб республике.

В своих итоговых документах комиссия предлагает местным органам самоуправления срочно провести инвентаризацию земель и объектов строительства с составлением их реестра, кадастра и, в конечном итоге, геоинформационных систем. В масштабах республики эту работу должна выполнить специально созданная государственная структура, причем, не «аршином» и рулеткой, а с использованием отработанной технологии мировой системы координат, с созданием электронного банка данных.

Верховному Совету Крыма комиссия предлагает немедленно принять законы о плате за землю (по ставкам в твердой валюте), о правилах застройки населенных пунктов, об административной ответственности в градостроительной деятельности, тем более, что проекты этих документов уже подготовлены и находятся на рассмотрении.

Только принятие этих и других мер спасет побережье Крыма от анархического разбазаривания земли, только тогда наши архитекторы почувствуют ответственность за гармоничность прибрежного архитектурно-природного ансамбля.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно