КОСМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ НЕ ЗА ГОРАМИ

13 августа, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №32, 13 августа-20 августа

Мир будущего будет миром все более упорной борьбы за устранение барьеров, ограничивающих наш разум Норберт Винер...

Мир будущего будет миром все более упорной борьбы за устранение барьеров, ограничивающих наш разум

Норберт Винер.

Исследования ведущих зарубежных космических фирм и организаций, проведенные в течение последних нескольких лет, показывают, что следующее десятилетие земной жизни может быть ознаменовано началом коммерческих космических пассажирских полетов. Допуск к полетам и предоставляемый спектр услуг будут осуществляться в основном не по здоровью, а по финансовым возможностям космических путешественников.

Скорее всего, эти полеты будут осуществляться по двухступенчатой схеме запуска: самолет-разгонщик - на первой ступени и орбитальный челнок - на второй ступени.

Значительное снижение стоимости космических полетов за счет большого количества платных космических пассажиров и, естественно, количества космических запусков предсказывалось еще на заре космонавтики - в начале 60-х годов ХХ века. Позже идея коммерческих космических путешествий была отвергнута официальными правительственными кругами как несбыточная, чересчур футуристическая.

Однако недавние исследования крупных аэрокосмических корпораций и ученых ряда университетов реанимировали уже похороненные замыслы. Хотя вопрос, сколько денежных средств и когда смогут инвестировать в развитие индустрии космопутешествий деловые и финансовые круги индустриально развитых стран, остается открытым. Наиболее значительные результаты в обосновании возможности решения проблемы космопутешествий и космического туризма достигнуты американской корпорацией «Aerospace corp.», британской фирмой «Bristol Spaceplanes Ltd.» и японским научно-исследовательским центром передовых технологий при Токийском университете. Вышеназванные организации в своих научно-исследовательских работах привели технико-экономическое обоснование и показали осуществимость космических коммерческих полетов пассажиров уже в скором будущем. В своих исследованиях они пришли к единому мнению: новые конструкции относительно низкостоимостных космических кораблей многократного использования при полете в космическое пространство около миллиона землян в год будут рентабельными при цене пассажирского билета на полет порядка от 10 до 20 тыс. долл.

По замыслу исследователей для осуществления программы космических путешествий необходимо создать эскадру космопланов с двухступенчатой схемой запуска. При этом вполне пригодны существующие космические двигатели и материалы. В течение 15 лет космические путешествия смогут стать прибыльной отраслью индустрии.

На первом этапе развития новой космической отрасли при использовании двухступенчатой схемы космического полета после запуска с Земли будет осуществляться разгон самолета-разгонщика (разгонного устройства аэрокосмического комплекса) до скорости М=4 (четыре скорости звука), а затем старт с его поверхности собственно космического корабля - второй ступени схемы. Космический корабль будет оснащен шестью двигателями, аналогичными авиационным двигателям корпорации «Pratt & Whitney» типа «RL-10».

Двухступенчатая схема запуска во многом напоминает известную нам по полетам отечественного аэрокосмического комплекса на базе самолета-разгонщика фирмы им. О. Антонова Ан-225 «Мрія» (первая ступень) с расположенным сверху космическим челноком «Буран» (вторая ступень).

Разработанные, а затем изготовленные космические пассажирские средства пройдут соответствующую сертификацию, требования к которой должны найти отражение в соответствующих нормативных документах летной годности типа «FAR». Это позволит существенно повысить безопасность полетов и надежность космопланов.

Надо смотреть правде в глаза - на первом этапе создания индустрии космопутешествий маловероятны инвестиции значительного частного капитала и выделение деловыми и финансовыми кругами крупных денежных сумм для создания таких космических кораблей, как «Spacebus» и «Spacecab». Поэтому сначала для апробации идеи космических путешествий будет использоваться модифицированный космический самолет-демонстратор типа американского «Х-15» с реактивными и ракетными двигателями. Условное его название - «Ascender» («Взбирающийся ввысь»). Это ознаменует собой первый, эмбриональный, шаг в развитии космического туризма.

Самолет-демонстратор при взлете «свечкой» сможет достигать суборбитальных высот порядка 80-90 км и предоставлять возможность четырем его пассажирам находиться в состоянии микрогравитации (моделирование невесомости) около двух минут. За время непродолжительного полета пассажиры смогут обозреть достаточно большой участок земной поверхности.

Для производства космического самолета-демонстратора достаточно применения уже известных технологий. Корпус может быть изготовлен из обычного алюминия и алюминиевых сплавов. Полный вес демонстрационной модели космического корабля - порядка четырех тонн. Количество топлива составит 54% от массы корабля. Обычные реактивные и ракетные двигатели вполне смогут обеспечить его полет с максимальной скоростью М=4,4.

Для интереса - спроектированный НАСА космический корабль Х-33 будет иметь вес порядка 125 т. 77% от массы корабля придется на долю топлива. Его скорость - М=15.

Для стимуляции пионерских работ по созданию пассажирских космических кораблей в США около трех лет тому назад был учрежден так называемый

«Х-приз» в размере 10 млн. долл.

Заслуживают всяческого внимания проектные изыскания японцев. Работы начались в 1993 году. Специалисты японского ракетного общества (JRS) создали программу по развитию космического туризма, в соответствии с которой спроектировали 50-местный пассажирский космоплан «Kankoh-maru», предназначенный для обеспечения низкоорбитальных космических полетов. По расчетам японцев, в настоящее время рынок потенциальных космических путешественников, желающих за 20 тыс. долл. прокатиться в ближний космос, составляет свыше одного миллиона человек.

Собственные исследования по проблеме космического туризма провел Берлинский университет. Оказалось, что даже при плате за космическое путешествие в 50 тыс. долл. на человека космический туристический рынок может возрасти до 60 млрд. долл., что больше космического рынка по запуску спутников.

По более консервативным данным американской аэрокосмической корпорации «Aerospace corp.», только 25% заявленных респондентов-«космонавтов» действительно имеют желание побывать в космосе в ближайшие 20 лет развития космического туризма и реально могут подкрепить свое желание соответствующей платой за пассажирский билет на космоплан. Пятидневное космическое путешествие обойдется им, включая отдых в орбитальной гостинице, в 72 тыс. долл. Если осуществлять ежегодно по 375 вылетов на 100-местных космических кораблях, то в год можно обеспечивать полеты 37,5 тыс. американских пассажиров. При снижении стоимости путешествия до 12 тыс. долл. американский рынок космического туризма может возрасти до 4,75 млн. чел. В американских исследованиях также показано, что общемировой рынок жаждущих космических услуг в четыре раза больше, чем американский.

Видный американский популяризатор космического туризма В. Скотт в своих публикациях неоднократно рассматривает и детализирует многочисленные аспекты экономического обоснования космических путешествий, размеров потенциальных рынков, тактико-технических требований к системам космических запусков, типам топлива и системам обслуживания полетов.

Так, он обосновывает, что двухступенчатая схема космических запусков экономнее, чем одноступенчатая. Полный взлетный вес этих систем примерно одинаков. Однако геометрические размеры и затраты на топливо различаются весьма существенно. Правительство США отдает преимущество одноступенчатой схеме запуска, которая потребляет топливо на жидком кислороде и жидком водороде. Двухступенчатая схема запуска требует для обеспечения полета значительно более дешевого топлива в виде жидкого кислорода и керосина, являющегося топливом для реактивных самолетов. При одноступенчатой схеме запуска доля стоимости топлива в стоимости пассажирского билета составляет 11,7 тыс. долл., а при двухступенчатой почти на порядок ниже - 1,7 тыс. долл. Это одна из основных причин, по которой будущее космического туризма - за двухступенчатыми схемами космических запусков.

Доходы аэрокосмических фирм будут зависеть от потенциального рынка космических пассажирских запусков. Количество ежегодных космических запусков определит стоимость пассажирского билета космического путешественника - от 2 тыс. долл. до 72 тыс. долл. На первом этапе развития космических путешествий средняя цена билета будет составлять около 12 тыс. долл. В эту сумму войдет, кроме стоимости собственно космического полета, также и пребывание в двухместном номере космической орбитальной гостиницы. Стоимость одного космического запуска аэрокосмического комплекса в целом будет находиться в пределах от одного до двух млн. долл. Первоначальные затраты на развитие космического туризма смогут окупиться в течение 10 лет при условии, что в год будет осуществляться от 30 тыс. до 150 тыс. полетов.

Запуск и эксплуатация будущих космических пассажирских кораблей будет несколько отличаться от этих процессов в американских шаттлах. Посадка пассажирского корабля весом около 31 т будет осуществляться на ВПП аэродрома горизонтально, т.е. по-самолетному. На площадке запуска будет проходить сборка обеих ступеней, выставка их в вертикальное положение, заправка топливом в течение примерно одного часа, проверка и обслуживание систем корабля. Посадка пассажиров будет осуществляться в горизонтальный модуль корабля примерно за полчаса до взлета. За 10 мин. до взлета космическая конструкция займет вертикальное положение. Полет будет контролироваться бортовыми компьютерами.

От самолета-разгонщика (разгонной ступени аэрокосмического комплекса) на высоте примерно около 90 км отсоединится орбитальный космический корабль-челнок. Он продолжит самостоятельный космический полет, а разгонщик возвратится на Землю.

Находясь на орбите, космический корабль (вторая ступень) причалит к космической гостинице, где в это время может быть произведен обмен пассажирами и грузами.

Естественно, что пассажирские аэрокосмические комплексы должны обладать повышенной безопасностью полета и надежностью их бортовых и наземных систем. В будущем желательно обеспечить безопасность полета такую, которую требуют от коммерческой авиации, - 0.9999995, что соответствует не более одной катастрофы на два миллиона полетов.

Будем надеяться, что и некоторым из наших молодых читателей-соотечественников удастся со временем взглянуть на нашу прекрасную голубую планету из космических высот.

Насколько я могу судить по картинам и зарисовкам непрофессионального художника летчика-космонавта А. Леонова, которые он неоднократно представлял на суд как широкой общественности (московский НВЦ - бывшая ВДНХ), так и на защите закрытой кандидатской диссертации, вид Земли из глубин космоса - это действительно уникальное и незабываемое зрелище.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно